Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте (технология проблемного диалога).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Шванкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе с использованием технологии проблемного диалога  по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_v_natyurmorte.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте.

Цель: создание условий для формирования представлений об основах композиции в жанре натюрморт;

  • Познакомить с основами композиции и правилами построения натюрморта и  

     закрепить, полученные знания в практической деятельности;

  • Формировать навыки коллективной работы в группах;
  • Продолжать  развивать умение оценки деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Тип урока: освоение новых знаний  и способов действия.

Методы: создание проблемной ситуации – ситуации предположения, наглядно-иллюстративные, рассказ, практическая деятельность.

Оборудование: кроссворд, схемы «Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте», экспозиционный стол с предметами для составления натюрморта, три задрапированных стола для составления натюрмортов, картинки для составления плоскостного натюрморта, магниты трех цветов: зеленые, желтые, красные для самооценивания результатов деятельности.

План:

  1. Актуализация знаний (кроссворд).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Изучение нового материала.
  4. Разрешение проблемной ситуации.
  5. Практическая деятельность.
  6. Анализ.

Ход:

Мы продолжаем изучать жанр изо -  натюрморт. Чтобы повторить  все, что мы уже изучили по этой теме, я предлагаю вам решить кроссворд  (стр.33)

1

к

о

м

п

о

з

и

Ц

и

я

2

т

Е

н

ь

3

р

е

ф

Л

е

к

с

4

О

б

ъ

е

м

5

ж

и

в

о

п

и

С

ь

6

н

а

Т

ю

р

м

о

р

т

7

ф

р

о

Н

т

а

л

ь

н

о

е

8

б

О

к

о

в

о

е

9

С

в

е

т

о

т

е

н

ь

10

к

о

н

Т

р

а

ж

у

р

н

о

е

11

л

о

к

а

л

Ь

н

ы

й

  1. Расположение предметов на листе бумаги.
  2. Самое темное место на предмете.
  3. Отраженный свет.
  4. Что помогает изобразить трехмерные предметы на плоскости.
  5. Вид изобразительной деятельности, главную роль в котором играет цвет.
  6. Жанр изо, изображение предметов быта, фруктов цветов.
  7. Положение источника света перед предметом.
  8. Положение источника света слева или справа от предмета.
  9. Что помогает передать объем предмета на плоскости.
  10.  Положение источника света сзади предмета.
  11. Основной цвет предмета без учета внешних влияний.

Ключевое слово получилось целостность. Как вы думаете, что оно обозначает?    ( Варианты ответов детей.) Правильный ответ вы узнаете немного позже в ходе урока.

Для следующего этапа урока я предлагаю вам поделиться  на три группы с помощью жетонов. Каждая группа проходит к своему задрапированному демонстрационному столу.

 

Задание для каждой группы:

составить из предметов, находящихся на экспозиционном столе натюрморт. (Выполнение работы детьми). Рассмотреть  композиции  натюрмортов, предложенные каждой группой.

 

Как вы  думаете, все ли группы составили натюрморты верно? (Обсуждение).

Как вы считаете, что нужно знать, чтобы правильно составить натюрморт? (правила построения натюрморта, основы композиции).

Это и есть цель нашего урока: познакомиться с основами композиции, правилами построения натюрморта и закрепить это в практической деятельности, выполнив эскиз натюрморта.

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Это первое правило построения натюрморта.

Правила построения натюрморта  (стр. 33)

  1. Тематическое единство предметов. ( Если поставить рядом с овощами книгу, постановка будет выглядеть нелепой.)

  1. Разнообразие предметов. (В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету. Два одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого. Но также надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна.  Но разумный контраст большого и малого, светлого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового подчеркивает особенности каждой формы, усиливает выразительность.

  1. Целостность. (Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением.)

  1. Композиционный центр. (В натюрморте должен быть композиционный центр – основной, главный, центральный предмет. Обычно находится он на втором плане.)

Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.

Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал. Композиция натюрморта может быть вписана и в любую другую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат.

(Рассмотреть схемы композиционного расположения предметов)

Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций построенных симметрично. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, неуравновешенность частей композиции. Подобных схем может быть много.

 Предметы натюрморта не обязательно располагают по схеме. Это зависит от того,  какого образа хочет достигнуть художник.

Разрешение проблемной ситуации.

Проанализировать созданные группами натюрморты и исправить ошибки, опираясь на  полученные знания.

Практическая работа.

Импровизация разных натюрмортов из ряда предметов, не собранных в натюрморт, стоящих на экспозиционных плоскостях.

Анализ.

  1. Тематическое единство.
  2. Разнообразие предметов.
  3. Целостность.
  4. Композиционный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Самоанализ урока по теме «Основы композиции в натюрморте»

В самоанализе рассматриваются цели и задачи урока, анализируется ход урока, целесообразность, использованных методов и приемов, уровень достигнутых результатов....