Учебный курс "Композиция не для гениев".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

 Вячеслав Михайлович Макаров

В четырех взаимосвязанных разделах я пытаюсь обобщить собственный опыт в создании художественного произведения. Название курса определяет на какую целевую аудиторию он направлен.

Широкий круг любителей искусства,  начинающих художников. Надеюсь, что он будет интересна также для преподавателей ИЗО общей школы и художественных школ. 

Каждый раздел включает в себя: лекции, методические разработки, практические (учебные) рекомендации.

  • В рамках курса рассматривается триединость в создании картины.
  • Разбирается понятийно и практически ход работы над ней.
  • Обозначаются проблемы на пути и способы их решения.
  • В заключении, я предлагаю попробовать всем желающим создать алгоритм создания собственного художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya_ne_dlya_geniev.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс

КОМПОЗИЦИЯ НЕ ДЛЯ ГЕНИЕВ.

Введение

В четырех взаимосвязанных разделах я пытаюсь обобщить собственный опыт в создании художественного произведения. Название проекта определяет на какую целевую аудиторию он направлен.

Широкий круг любителей искусства,  начинающих художников. Надеюсь, что он будет интересна также для преподавателей ИЗО общей школы и художественных школ.  

Каждый раздел включает в себя: лекции, методические разработки, практические (учебные) рекомендации.

  • В рамках учебного курса рассматривается триединость в создании картины.
  • Разбирается понятийно и практически ход работы над ней.
  • Обозначаются проблемы на пути и способы их решения.
  • В заключении, я предлагаю попробовать всем желающим создать алгоритм создания собственного художественного произведения.

Осмысленный  выбор художником самых эмоционально значимых для него событий, образов, снов и воспоминаний рождает идеи его картин. Из всего многообразия мира из миллиардов судеб, травинок, атомов художник выделяет свою картину мира ни на чью не похожую. И тем самым уподобляется творцу. Он создает свой мир, в котором действуют его законы, его цвета, его образы и персонажи. В этом мире нет случайностей, все подчиняется творцу. Творец не может ошибиться, иначе рухнет его мир. Целостность мира художника переносится в глубину пространства его картины и поэтому она органична  и едина. Научить быть творцом нельзя. Но можно научить мотивации к творчеству и трудолюбию. А степень таланта  все расставит по своим местам. Поэтому работа и называется «Композиция не для гениев», а для всех нас, кто хочет научиться рисовать и готовых ради этого очень много трудиться. Я сознательно не буду в курсе использовать  произведения гениев.

   

   

Вводная лекция к разделу

«Триединость в создании картины»

Введение

Любое значимое произведение изобразительного искусства строится на неразрывно связанных между собой составляющих, этакой «троице» — идеей, композицией и образом.

Идея рассматривается как смысл произведения его внутренняя мировоззренческая  сущность, которая определяет всю природу задуманного художником и понимается как территория творчества с определенными границами. Границы не позволяют растекаться «мыслью по древу», а определенно точно конкретизируют то, что действительно самое важное и для чего вообще создавать это произведение искусства.  

Композицию можно рассматривать как матрицу, создающую все формальные связи, взаимодействия и сочетания элементов изображения. Её можно назвать глубиной пространства плоскости. Композиция важнейшая составляющая картины, неразрывно связанная с идеей, оказывает прямое влияние на восприятие и эмоциональное содержание художественного произведения.

И наконец, образ – душа и лик художественного произведения одновременно. Он и есть то, что отличает художественное произведение от всего прочего: научных ли открытий, спортивных рекордов и технических объектов. Уникальность  художественного произведения, его эмоциональное и смысловое звучание определяется силой образа. Образ это выражение «территории творчества» в «глубине пространства плоскости» методом обобщения через мастерство художника и чем ёмче обобщение и выше мастерство, тем сильнее художественный образ.

В жизни людей под воздействием многообразия условий происходит развитие стереотипов, некая привычка восприятия эстетики мира – «картина мира». Компетентность в использовании этих стереотипов делают художника способным управлять эмоциями и рефлексией зрителя, влиять на его психологию и  восприятие художественного произведения. Но искусство – это не аттракцион и не торговая лавка. Поэтому эта способность художника не должна является мотивацией к творчеству или средством манипуляции чувствами зрителей. Она одна из тех способностей, которые являются данностью или «даром божьим», который художнику нельзя применять походя или для своекорыстия.

Какие бывают идеи картин. Это интересная и большая тема. Идея (др.-греч. δέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В искусстве идея - это замысел.

Я не буду классифицировать идеи. Это задача для другого исследования. Мне важна другая сторона. Почему идея вообще должна быть? И что произойдет с художественным произведением если её не будет? Представим город, в котором есть все блага цивилизации и который изначально проектировался и строился архитектором с учетом всех возможных и невозможных удобств для его жителей и создавался как объект самых смелых фантазий заказчика. И представим другой город, который строился тем же архитектором, с тем же размахом, но без проекта. Так вот проект в этих случаях и есть воплощенная идея. И не трудно себе представить, в каком из этих двух городов жителям лучше живется. Произведение без идеи может существовать только в воображении, как форма идеального искусства, как некий субстрат чистой философии, как теоретическое обоснование пустоты «черного квадрата» и самодостаточности формы в произведении искусства.

    Создание художественного произведения - это процесс образного осмысления действительности. Образ действительности окружающего мира  художник связывает со своими  представлениями о философии, эстетике, морали и выражает его через творчество. Ценность творчества в том и состоит, что рисуя, художник,  вдруг, заставляет всех восхищаться тем, что все видят, но не замечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ» 9 класс 2011-2012 учебный год

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа ку...

Элективный курс «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»

Элективный курс «Загадки  и  тайны  генов» дополняет, углубляет, развивает содержание  базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государствен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Проект примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная»

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе  в ...

Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение

Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный  цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего проф...

Программа по учебному предмету "Композиция станковая" (на 5 лет)

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "Композиция станковая" 5 лет....

2021г. Программа по учебному предмету "КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ" на 5 лет. Раздел IV: Формы и методы контроля, система оценок (стр.23)

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной програм...

Программа по учебному предмету "КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ" (на 5 лет)

Дополнительная предпорофессиональная программа  в области изобразительного искусства  по предмету "Композиция станковая"  (на 5 лет)...