Внеклассное мероприятие по искусству "Не одежда красит человека, а человек одежду"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) на тему

Это мероприятие ооб истории русского национального костюма, его элементах, моде и хорошем вкусе. Специально к внеклассному мероприятию ребята подготовили разработки школьной формы и школьных причесок. Мероприятие сопровождается презентацией, показом мод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ИЗО.

«Не одежда красит человека, а человек одежду»

Вед.1 Дорогие ребята, сегодня мы поговорим об одежде, моде и хорошем вкусе, познакомимся с историей русского национального костюма, поговорим об уместности ношения одежды и проведем показ оригинальных моделей одежды и причесок.

Вед 2 Во все времена мода сводила с ума людей, кружила головы кавалерам и дамам, указывала на принадлежность человека к разным сословиям, демонстрировала его материальный достаток.

Мода, мода! Кто ее рождает?
Как ее постигнуть до конца?!
Мода вечно там, где оглупляют,
Где всегда упорно подгоняют
Под стандарт и вкусы, и сердца.

Подгоняют? Для чего? Зачем?
Да затем, без всякого сомнения,
Чтобы многим, если уж не всем,
Вбить в мозги единое мышление.

Ну, а что такое жить по моде?
Быть мальком в какой-нибудь реке
Или, извините, чем-то вроде
Рядовой горошины в мешке.

Все стандартно, все, что вам угодно:
Платья, кофты, куртки и штаны
Той же формы, цвета и длины -
Пусть подчас нелепо, лишь бы модно!

И порой неважно человеку,
Что ему идет, что вовсе нет,
Лишь бы прыгнуть в моду, словно в реку,
Лишь бы свой не обозначить след!

В юности вам сердце обжигали
Музыка и сотни лучших книг.
А теперь вам говорят: - Отстали!
И понять вам, видимо, едва ли
Модерновой модности язык.

Кто эти "премудрые" гурманы,
Что стремятся всюду поучать?
Кто набил правами их карманы?
И зачем должны мы, как бараны,
Чепуху их всюду повторять?

Давят без малейшего смущения,
Ибо модник бесхребетно слаб
И, забыв про собственное мнение,
Всей душой - потенциальный раб!

К черту в мире всяческие моды!
Хватит быть бездарными весь век!
Пусть живет, исполненный свободы,
Для себя и своего народа
Умный и красивый человек!

Вед 1. И все же нельзя полностью отвергать капризы моды. Выглядеть модно и стильно хочется каждому, однако следует помнить, что и куда уместно надевать.

Вед 2. Я согласен. Например, глупо и неуместно в театр пойти в джинсовом комбинезоне, а в туристический поход отправиться в вечернем платье.

Модное платье

Автор: Сергей Михалков

Привезли в подарок Кате
Заграничный сувенир -
Удивительное платье!
Отражен в нем целый мир.
Вкривь и вкось десятки слов -
Все названья городов:

"ЛОНДОН", "ТОКИО", "МОСКВА" -
Это только рукава!
На спине: "МАДРИД", "СТАМБУЛ",
"МОНРЕАЛЬ", "ПАРИЖ", "КАБУЛ".
На груди: "МАРСЕЛЬ", "МИЛАН",
"РИМ", "ЖЕНЕВА", "ТЕГЕРАН".
По подолу, сверху вниз:
"СИНГАПУР", "БРЮССЕЛЬ", "ТУНИС",
"ЦЮРИХ", "НИЦЦА", "ВЕНА", "БОНН"
"КОПЕНГАГЕН", "ЛИССАБОН".

Как наденешь это платье,
Все пытаются пристать.
Все подходят: - Здравствуй, Катя!
Можно платье почитать?

Что ответить на вопрос?
Катя сердится до слез.
А мальчишки Кате вслед:
- Вы - учебник или нет?!

Ну а модницы-подружки,
Что завидуют друг дружке,
Те торопятся спросить:
- Дашь нам платье поносить?

Только папа хмурит взгляд,
Сувениру он не рад:
- Это просто ерунда,
Вперемешку города:
Тут - Бомбей, а Дели - там?!
Рядом с Дели Амстердам?!

Если это заучить,
Можно двойку получить!

Вед 1. Давайте обратимся к истокам национального костюма. Наши далекие предки носили различную одежду в зависимости от ситуации. Я приглашаю вас  в увлекательное путешествие на тему : «История русского костюма».

Вед. 2 - Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно)

Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. (Слайд 1. Древний человек)

В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Вед. 1. В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный, обрядовый. Праздничная одежда всегда была более новой, ее чаще изготовляли из дорогостоящей ткани, составляли из большого числа предметов, обильно украшали. Праздничная одежда тоже делилась: одну носили в воскресные дни, другую в большие годовые праздники. К ней примыкают и обрядовые костюмы: свадебный, погребальный (иногда он же венчальный). Будничный костюм для работ по дому и в  поле делался из особо прочных тканей и украшался скромнее. Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. (Слайд 2. Будничный, праздничный костюм)

Вед 2.  В костюме молодой женщины преобладали более яркие цвета,  пожилых - более темные. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи. Вдовы носили белую одежду. Детский костюм почти полностью повторял взрослый, но состоял из меньшего количества предметов. В гардеробе зажиточной крестьянки были парчовые сарафаны, отделанные мехом душегреи, головные уборы, украшенные жемчугом. В бедных семьях преобладала домотканина, в качестве отделки использовалось тканье, мелкий речной жемчуг, стеклярус, бисер, птичий пух и крашеные перья. (Слайд 3.Богатый, бедный)

Вед. 1. Русский народный женский костюм

Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком.  (Слайд 4, 5,6). Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок.  (Слайд 7,8)  В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.

Вед 2. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора - "кокошник» - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном. Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны. (Слайд 9, 10)

Вед 1. Важной, а подчас и обязательной составной частью нарядного женского костюма была плечевая (нагрудная) одежда, которую носили преимущественно в осенне-весенний период, поверх рубахи, поневы и передника. В южных губерниях использовались туникообразные нагрудники, напоминавшие рубаху, но более короткую. По количеству и цвету украшений и в разных губерниях имели разные названия: шушпан, шушун, насов, сукман, коротай, желтик, навершник, бастрог. (Слайд 11,12)

Вед. 2. В северных районах душегрейки, которые назывались также коротёна, перо, епанечка, полушубок, делались из парчи, бархата, особенно нарядными были душегреи из малинового бархата, густо расшитые позументом или золотой нитью.

Вед. 1. Одежда наших предков украшалась разными узорами.

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

Д Е Ф И Л Е.

(Девушки демонстрируют русские костюмы)

Вед. 2 Мужской костюм был более однотипный по всей территории России и не отличался такой красочностью, как женский.В состав мужского костюма повсеместно входили рубаха, порты (штаны), пояс, обувь и головной убор. Повседневную одежду  шили из домотканой клетчатой или полосатой пестряди или набойки и при этом почти не украшали. (Слайд 13, 14)

Вед. 1. Наиболее древней частью костюма, мало подвергшейся изменению была короткая, до колен, туникообразная рубаха с прямым, чаще косым разрезом ворота. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.Так же как и женская, мужская рубаха обязательно подпоясывалась домотканым или кожаным нешироким поясом, часто заканчивающимся кистями.Наиболее нарядными были свадебные и праздничные рубахи молодых мужчин. Украшения на них иногда располагались и на спине и были многоцветными, многочисленными и разнообразными по технике исполнения.Рубахи южных губерний украшались значительно интенсивнее, чем северные. Вышивка воронежских рубах выполнялась черной нитью.

Вед. 2. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны, зипуны, армяки. (Слайд 16,16) Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Д Е Ф И Л Е.

(Юноши  демонстрируют русские костюмы)

Вед.1 Сегодня многие предприятия, организации, фирмы вводят обязательное ношение спецодежды или, так называемый , дрес-код, то есть ограничения в одежде по цвету, длине, стилю.

Вед. 2. А в чем же необходимо ходить в школу. Обязательную школьную форму в нашей стране отменили в 90-е годы. С тех пор школьники одеваются кто во что горазд, доходя, порой, до абсурда.

Вед. 1. Школьная форма в нашей стране сегодня вновь набирает популярность как наиболее практичная одежда для ношения в учебном заведении. Школьная форма – один из главных признаков хорошей школы. Униформа в гимназиях и школах в России, также как и в лучших учебных заведениях Европы, являлась обязательной для учащихся.

Вед. 2. За рубежом к школьной форме относятся с уважением. Школьники Англии искренне гордятся ею. Учитывая британский консерватизм, легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки... Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев.

Вед 1. В некоторых школах Германии введена единая школьная одежда. Но, по сути, она таковой не является, потому что каждый ученик может участвовать в ее разработке. Как ни странно, даже в эпоху третьего рейха школьники приходили на занятия в повседневной одежде либо в форме гитлерюгенда или же той детской общественной организации, к которой они принадлежали.

Вед. 2. Форма школьниц в Японии – «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски. За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что школа – это эталон и образец для подражания. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц.

Вед. 1. Школьная форма возвращается в школы Франции. В остальных странах Европы нет единой формы. Все ограничено рамками довольно строгого стиля.

Вед. 2. С сентября 2012-2013 в нашей школе вступит в силу «Положение о внешнем виде учащихся». Все школьники не оденутся в одинаковую одежду, однако будут введены ограничения, закрепленные Уставом школы, предпочтение в одежде будет отдано деловому стилю.

Вед. 1. Не обязательно выглядеть одинаково, важно, чтобы одежда была удобной, безопасной, деловой, дисциплинировала  и не отвлекала одноклассников от настроя на урок.

А сейчас проведем конкурс. Учащиеся 8 класса разработали и подготовили к показу рекомендуемые образцы школьной одежды.

П О К А З    Ш К О Л Ь Н О Й     М О Д Ы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…» Внеклассное мероприятие, посвященное 50-ти летию первого полета человека в космос

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, разработанного и проведенного преподавателем для расширения представлений учащихся о том, что такое кос...

Внеклассное мероприятие по самопознанию в 5 классе "Каждый человек уникален и ценен"

Цели: 1.Расширить и углубить представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития, раскрыть роль созидательной активности человека в процессе самопознания ...

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Открытое внеклассное мероприятие на тему: Влияние эмоций на здоровье человека

«Внеурочное время воспитанников, как и урок должно быть наполнено содержанием интересным и увлекательным. Наш воспитанник - это не только школьник, а, прежде всего, человек с ограниченными интересами,...

Внеклассное мероприятие в ходе методической "недели права, свободы человека" по обществознанию: станция "Моя любимая книга"(для детей с ОВЗ 4 -5 классы)

Внеклассное меропиятие основано на материале любимых, известных сказок для детей младшего школьного возраста. Определены цели, задачи, содержание, результаты мероприятия. Можно использовать ...

План проведения внеклассного мероприятия с обучающимися 6 классf по теме «Человек и закон»

Мероприятие направлено на формирование понимания воспитанниками того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справ...