Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству - Путешествие к истокам - 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Геннадьевна1

Внеклассное мероприятие  по изобразительному искусству- Путешествие к истокам - 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_istokam_-vn_mer._v_5_klasse-2014_4.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству в 5 классе   4.03.14

«Путешествие к истокам»

Цель и задачи:

1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.   Формирование творческой активности.

Формируемые  метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УУД:

дети проявляют интерес, бережно относятся к народному прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

видят черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды;

умеют выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;

умеют работать в группах и командах, договариваться друг с другом.

Формируемые  предметные УУД:

знают об истоках и специфике образного языка  декоративно-прикладного искусства;

знают об особенностях уникального крестьянского искусства: традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов;

знают значение традиционных образов и мотивов: дерево жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки;

умеют воплощать творческий замысел  с опорой на народную традицию;

умеют отражать в рисунках единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне;

умеют выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения  ( ткачество, вышивка, резьба по дереву и др.)

Подготовка к мероприятию:

оформление доски работами учащихся, фотографиями и  репродукциями.  Домашние заготовки учащихся  с  народными поговорками,  пословицами, загадками, названия команд.  Фрагменты народной  музыки: Чайковский «Камаринская»,  Римский –Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Ход мероприятия                               Звучит музыка

Вступление:

Наш большой класс разместился в двух машинах,

в первой машине команда «Родничок »,        во второй машине «Русские узоры »

и сегодня мы отправимся в путешествие к истокам, в путешествие к русским древним земледельцам. А почему мы говорим к истокам?

1. Первая остановка у кувшина с чашей:  

ваша цель: пояснить узоры, о чем  хотел рассказать древний гончар своими рисунками?  Зачем расписывали посуду?  (От команды по 1 человеку)

Как мы называем на кувшине знаки природы?  (Солярные знаки)

Конкурс в  пути: Теперь команды загадывают по очереди загадки  по  солярным знакам.  Кто больше?

2. Вторая остановка  у дома крестьянина:

Какими еще образами древний крестьянин подкреплял свою веру в силы природы?

Конкурс команд:     Приведите  как можно больше примеров, где и как изображали люди древние образы и солярные знаки?

Конкурс капитанов:

1. Зачем накрывали полотенцем люльку с младенцем?

2. Зачем  украшали предметы быта, вышивали одежду, полотенца?

 3. Самые нарядные на доме были причелины, что они означали и почему?

4. Зачем женщины носили кокошники и другие шапочки круглый год?

5. Где находится в доме бабий кут?  

 6. Для каких нужд делали туеса?

7. Чем отличаются навершник от столешника?

8.  Почему в вышивке использовали красный цвет, и что он обозначал?

Хорошо в доме у древнего крестьянина, тепло, уютно, нарядно от вышивок.

Мы вспомнили,   как и зачем украшали предметы быта, фронтон дома, одежду.

А какие вы старинные  пословицы,  поговорки, загадки знаете о предметах, об одежде, об обрядах  русских.

Проводим конкурс команд. Кто больше нашел таких?  

Включить музыку    3. Третья остановка. Традиции крестьянского быта

А чем занимались  крестьяне зимой, когда не надо землю и посевы обрабатывать?

(Пряли, ткали, вышивали, шили одежду, полотенца, скатерти, простыни,

 вырезали, лепили игрушки, посуду,  плели корзины, лапти, люльки, мастерили предметы быта из разных материалов.)

Какие промыслы глиняных игрушек вам уже знакомы?

Каждая команда выполнит задание «Одень игрушку в свой наряд»

Древний крестьянин свои праздники отмечал в соответствии с природным календарем и сезонными работами.

Назовите,  какие русские  народные праздники вы знаете?

Какая команда вспомнит больше праздников,  набирает больше очков.  

Скажите, а какой народный праздник в это зимнее время отмечали крестьяне?

- Проводы зимы, встреча весны, Масленица.

Итоги:   На этом наше путешествие к древним истокам завершилось.

Ребята, мы сегодня используем те знания, которые нам передали древние  земледельцы?  В каких делах мы продолжаем их традиции?  (в устройстве дома, украшаем предметы быта, одежду,  пользуемся природным календарем, когда высаживаем в огороды культурные растения  и отмечаем некоторые традиционные  народные праздники.)

Рефлексия:

Ребята, а сейчас продолжите  устно предложения      (написать на доске):

  • На  мероприятии я узнал (а)....
  • На этом мероприятии  я похвалил (а) бы себя за...
  • После мероприятия  мне захотелось....
  • Сегодня я сумел (а)....                    

Всем спасибо!

Задания

«Родничок »        

«Русские узоры »

1.

Остановка у кувшина с чашей

рассказ оценивается   по 5 балл

2.

Загадки по солярным знакам.  кто больше?

3.

Примеры, где и как использует  крестьянин  древние образы и солярные знаки. Кто больше?

4.

Конкурс капитанов. Ответы на вопросы.

5.

старинные  пословицы,  поговорки, загадки знаете о предметах, об одежде, об обрядах  русских. Кто больше?

6.

Задание «Одень игрушку в свой наряд»

7.

Какие русские  народные праздники вы знаете? кто больше?

                Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству. Урок путешествие для 5 класса

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Это путешествие по радуге....

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».

Вступительное слово учителя.   Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...

Презентация к открытому внеклассному мероприятию по изобразительному искусству "Путешествие по Золотому кольцу России".

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству  для учащихся 8 классов по теме «Архитектура».«Путешествие по Золотому кольцу России»....

План-конспект внеклассного мероприятия по изобразительному искусству. Тема: «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем». для учащихся 1-4 классов.

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к истории , культуре и тр...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 5-го класса. Тема: КВН « В мире искусства».

Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень усвоенности, изученных тем по изобразительному искусству. б) Сп...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 6-7 классов. Тема: КВН «В мире искусства».

КВН был проведен в рамках  тематической недели.  Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоеннос...

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

  В данной статье освещается опыт Детской школы искусств города Усть-Кута, по проведению внеклассных мероприятий по изобразительному искусству. Показана значимость такой работы с воспитанн...