План-конспект внеклассного мероприятия по изобразительному искусству. Тема: «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем». для учащихся 1-4 классов.
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме

Бардюг Ирина Магдисовна

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к истории , культуре и традициям русского народа. Данное мероприятие способствует сплочению классных коллективов, участвующих в Мастер- классе ,повышает эффективность работы по воспитанию патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master_klassa.docx862.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия

по  изобразительному искусству.

Тема:

«Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем».

для учащихся   1-4   классов.

                                                                                                     Учитель ИЗО

                                                                                                     МБОУ «ООШ №25» г. Майкоп

                                                                                                     Бардюг И.М.

Дата проведения: 14.03.13.-   12.00

Тема : «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем».

Тип занятия: Мастер – класс.

Цель : знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Задачи мероприятия:

Развивающие:

  • 1. Развитие творческого подхода в моделировании образа.
  •  2. Развитие творческого мышления.

Познавательные и воспитательные:

  • 3. Расширение кругозора.

Обучающие:

  • 4. Развитие навыков прикладной работы.

Методы, используемые на занятии:

  1. Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы, а именно, просмотр и обсуждение слайдов презентации на тему занятия, а также просмотр и разбор технологии изготовления готовых поделок, выполненных руками детей.
  2. Проблемное изложение: разработать свое солнышко на бумажной тарелочке и передать свой образ солнышка живописными средствами.

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, проектор,  презентация, иллюстрация картины Кустодиева Б.М. «Масленица», празднично оформленная доска и стол (самовар, блины, расписанные в русском стиле утварь, куклы –масленицы изготовленные руками детей).

2.Для детей: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка, тряпочка,  бумажные тарелочки, цветные кружки (красный, зеленый, желтый).

Организация занятия:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)

3. Беседа по теме с использованием презентации (9 мин.)

4. Разбор и демонстрация различных технологий изготовления поделки.(8 мин.)

5. Динамическая пауза (2 мин).

6. Творческая работа учащихся (20 мин.)

7. Подведение итогов  (2 мин.)

                                                    Ход и содержание мероприятия..

  1. Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли подготовили для занятия?»

  1. Сообщение темы и цели занятия:

Учитель: «Тема нашегомероприятия «Масленицу провожаем - света, солнца ожидаем!». Вы знаете, что сейчас идет масленичная неделя. В старину говорили : «Масленица – кормилица нынче именинница».(слайд 1,2)

Эпиграфом сегодняшней темы могут стать слова А.С. Пушкина

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины

У них на масленице жирной

Водились русские блины». (слайд 3)

 И сегодня мы  познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.

3.Беседа. Учитель:

Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи,  весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть , Зима! Весна на пороге».(слайд 6).

Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить».(слайд 7). Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом (слайд8). Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно (слайд 9).

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

Понедельник- «ВСТРЕЧА». (слайд «встреча»10)

К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках  ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Встреча заканчивалась кулачными боями.

Вторник- «ЗАИГРЫШИ» (слайд 11 Б.М.Кустодиев «Масленица»).

С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных.

Среда- «ЛАКОМКА» (слайд12)

Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Ученики: «Блин».

Учитель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Ученики: Блин круглый, румяный, теплый.

Учитель:

Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ»(слайд13).

Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками ,в сопровождении народа возили на санях (слайд 14). Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни (слайд 15).

Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» (слайд16).

В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» (слайд17).

Молодая невестка приглашала родных  к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его.

Василий Иванович Суриков в жанровой картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры. (слайд18 картина Сурикова В.И.)

Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» (слайд19).

Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Ученики:

Народные приметы: 1 Если на масленицу в понедельник идет снег- это к урожаю огурцов.

                                   2 Если во вторник идет снег- к урожаю грибов.

                                    3 В среду снег- к урожаю хлебов.

                                     4 Если в четверг будет тепло- сей больше пшеницы. Урожай будет.

Учитель:

О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы?

Ученики:

1 «Не житье, а масленица».

2 «Не все коту масленица, будет и великий пост».

3 «Масленица неделю гуляет»

4 «Милости просим к нам о  масленице со своим добром, с честным животом»

5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.

Учитель:

Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. В старину соломенная кукла была обрядовой , ею встречали жениха и невесту. Такую куклу называли домашней масленицей, которая символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи. По-прежнему стали радостно провожать мы зиму, встречая весну. Гуляния, забавы, веселья иногда до утра с песнями и прибаутками, и даже блины румяные с пылу с жару.

4.Разбор и демонстрация различных технологий изготовления тарелочки

Учитель: демонстрирует поделки изготовленные руками детей, разбирает технологию изготовления, материалы.

5. Динамическая пауза: праздничную динамическую паузу проводит ученица облаченная в русский народный костюм:

                                            Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).

Солнышко стоит высокое (руки вверх).

К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).

До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).

Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).

Дружно праздник проведем (руки на плечи).

Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.

(руки поднимаются вверх и опускаются через стороны вниз, выдох).

6. Творческая работа учащихся. Используя полученные знания, учащиеся создают свой неповторимый образ солнышка. Рисуют эскиз, делают проработку деталей .

Учитель: направляет ход работы, отмечает интересные идеи. Используется музыкальное сопровождение («Танец скоморохов»).

7. Подведение итогов. Учитель: демонстрация детских работ, комментарий, оценка. Рефлексия – как подведение итогов проведенного мероприятия. Слайд с показом 3 цветов: красный круг – мне было интересно на уроке, узнал много нового, зеленый круг – не все понял, хочу узнать больше, желтый – мне было скучно.

Ученики: используя заготовленные круги (цветная бумага) выражают свое мнение. Поднимают все красные кружки.

Учитель:  Спасибо всем за прекрасное содружество! Поздравляю вас с праздником Весны! Желаю чаще обращаться к творчеству. Оно делает нашу жизнь наполненной и осмысленной.

Пусть будет этот День Весны

Для Вас особенно чудесным!

И полным ясной глубины,

И пряных запахов древесных.

Пусть алый цвет и бирюза

Рождают праздничность и песни,

пусть будут яркими глаза,

И будут радостными вести!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"

План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "

Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия

Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса

Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия «Семья. Семейные ценности и традиции»

Этот сценарий поможет вам провести незабываемый праздник, посвященный семье!...