Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Фофашкова Татьяна Владимировна

Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства,  создание скульптуры из мягких  материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_skazku_sdelaem_iz_gliny_fofashkova_t.v.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 675 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Талант»

    Согласовано                                                                                           Утверждаю

Педагогическим Советом                                                                 Директор  ГБОУ прогимназии №675

Протокол  № 1                                                                _____________ О.В.Гордеева

  29.08.2014                                                                                                         29.08.2014

Программа  

« Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

(для детей от трех до десяти лет)

Детский сад - начальная школа

                                                                                                     

                                                                                                 Авторы:

                                                                       С.Ю Алферова

                           Т.В.Фофашкова  

                                                                       

  Санкт-Петербург

2013г.

Пояснительная записка

Уникальная  методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний  баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий  (левого - рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого.

Лепка – один из видов изобразительного искусства,  создание скульптуры из мягких  материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. По своему содержанию занятия лепки должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а так же умение планировать творческий процесс с каждым ребенком.

Цель занятий – подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных художественных керамических промыслов, показать профессиональный прием лепки, познакомить с образной стилизацией глиняных игрушек. Учитель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке.

Основными задачами являются:

- развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание;

-художественное просвещение и привлечение к искусству керамики;

-расширение и развитие познавательных интересов, стимулирование фантазии.

- привитие правильных профессиональных приемов лепки, ознакомление с технологией художественной обработки и декорирования изделий.

Работа на занятиях ведется со всеми желающими детьми в возрасте от 3 до 10 лет, отбора не производится.

Специфика и особенность занятия керамикой как ремеслом, а впоследствии и как искусством - требует кропотливой, вдумчивой работы, связанной не только с лепкой, но и с цветом (росписью).

Ребенку приходится решать массу композиционных задач. Работая с мягким материалом, дети развивают наблюдательность, учатся неординарно мыслить, а также успешно овладевают многими техническими  приемами изобразительной деятельности. А это не только обогащает их творчество, фантазию, но и способствует развитию координации движения кистей и пальцев.

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее способных детей ставятся менее сложные задачи, для детей особенно увлеченных даются задания более сложные по композиции и приемам их выполнения. Детские поделки участвуют в выставках, а также используются их как сувениры и подарки.

Программа реализуется в течение учебного года. Курс рассчитан для детей  1-3 ступени с учетом апробированной программы «Мир вокруг нас».

1 ступень: младшая и средняя группы детского сада

2 ступень: старшая и подготовительная группы детского сада

3 ступень: начальная школа.

Организация занятий

В детском саду занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня  соответственно возрасту детей:

-в младшей группе:                         15- 20 минут;

-в средней группе:                           20- 25 минут;

- в старшей группе:                          25- 30 минут;

- в подготовительной группе:           30- 35 минут;

-в начальной школе:                    35-40 минут;

                                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Дети получат возможность иметь представления об объемном и плоскостном изображении, названиях основных цветов; высказывают простейшие суждения о картине, скульптуре, предметах народного - прикладного искусства.

Научаться: дети свободно владеть приемами в лепке. Лепить предметы круглой формы так же, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной  формы  (шара, цилиндра, диска, конуса), плотно соединяя части. Осваивают лепку предметов разнообразной формы различными способами (вдавливание  комочка для получения полой формы, оттягивание краев формы, сглаживание поверхности формы). Использование в работе стеки и природных материалов для создания интересного образа (черепаха- скорлупки орехов и т д.).

рисовать предметы округлой и прямоугольной формы; закрашивают изображение в пределах контура; изображают предметы, состоящие из нескольких частей разной величины, а также состоящие из прямых линий и их пересечений; в лепке владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Знания: дети различают виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура) и высказывают свое суждение; дифференцируют сложные формы предметов – круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник; знают названия цветов радуги.

Умения: дети рисуют прямые линии и дуги в разных направлениях; умеют изменять положение руки в зависимости от формы изображенного предмета; изображают предметы разной формы (как одночастные, так и состоящие из нескольких частей) и в лепке, в рисовании.

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Знания: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.

Умения: дети изображают предметы, состоящие из нескольких частей, передавая относительную величину; рисуют предметы, различные по величине и пропорциям; передают в лепке и рисунке простейшие формы, движения человека и животного; в декоративном рисовании применяют в качестве элементов узора – детали растений (листья, лепестки, ягоды).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Знания: дети различают виды изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, памятник, архитектура); дифференцируют характерные особенности, присущие той или иной группе предметов (здания, машины, воздушный и водный транспорт); имеют представления о пропорциях фигуры человека.

Умения: дети изображают предметы с натуры в простейшем выражении; применяют приемы построения предметов сложной формы от целого к деталям , как в плоскости, так и в объеме; делают предварительные наброски, намечая формы без деталей, затем ее уточняют; передают движения в лепке и в рисунке, изображая животного или человека; рисуют пейзажи, иллюстрации к сказкам; создают объемные композиции по сказкам.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

  1. Теоретические знания.
  2. Практические знания, умения, навыки.
  3. Изготовление образцов игрушек , различных изделий самостоятельно.
  4. Разработка эскизов новых работ.
  5. Изготовление работ по собственным эскизам.
  6. Лепка по образцу в совершенстве.
  7. Самооценка и анализ работ.
  8. Участие в конкурсах и выставках.

Программа для начальной школы учитывает уровень знаний, умений и навыков детей, усвоенных при изучении изодеятельности в детском саду, и является логическим продолжением программы, разработанной для I-II ступени детского сада. Художественное развитие учащихся начальной школы прогимназии «Талант» направлено на:

- формирование образного восприятия окружающего мира;

- развитие умений находить в природе сюжеты для художественного изображения; творческое использование собственной фантазии в процессе создания изображений;

- формирование ценностного отношения к труду художников( скульпторов), чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей и народных традиций;

- обогащение эмоционально-мотивационной сферы личности учеников, позволяющей видеть красоту, откликаться на художественное многообразие мира;

- развитие художественно-творческой активности детей, их самостоятельности и инициативы.

Изобразительная деятельность младших школьников на уроках находит разнообразные формы выражения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), в декоративной и конструктивной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Дети изображают простые предметы (столбики, палочки, карандаши). Следующий этап – изменения знакомого предмета для получения другого: свернуть палочки в колечки, баранки, бублики. Затем дети учатся лепить предметы круглой формы, скатывать кусочек между ладонями круговыми движениями.

Декабрь – февраль

Закреплять умения украшать форму точками и насечками с помощью палочки; защипывать края формы пальцами от общего куска.

Март – май

Дети лепят предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной  формы  (шара, цилиндра, диска, конуса), плотно соединяя части (забавный мишка, кукла-неваляшка, куколка в длинном платье). Почти все занятия младшей группы проводятся в игровой форме, основными приемами обучения являются изучения предмета перед занятием.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Лепка предметов круглой и овальной формы (овощи, фрукты, ягоды). Лепка предметов конусообразной формы путем вытягивания одной из сторон столбика пальцами.

Декабрь – февраль

Лепка предметов овальной и конусообразной формы. Использование в работе стеки для предания выразительности образа (веселый снеговик).

Март – май

Лепка предметов разнообразной формы различными способами (вдавливание  комочка для получения полой формы, оттягивание краев формы, сглаживание поверхности формы). Использование в работе стеки и природных материалов для создания интересного образа (черепаха- скорлупки орехов и т д.).

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Закрепляют умения, полученные в средней группе. Создание выразительности образа путем передачи:  формы, пропорций, динамики, фактуры (овощи, грибы, фрукты, чашечка). Лепка человека и животного с соблюдением элементарных пропорций.

Декабрь – февраль

Использование в лепке пластического способа (вытягивание частей из куска). Сюжетная лепка однородных предметов с расположением их на плоскости (собака со щенятами). Декоративная лепка по мотивам произведений народного творчества. Знакомство детей с понятием рельефного изображения.

Март – май

Дети выполняют предметы, устойчивые в вертикальном положении         (зайчик с морковкой, веселый щенок и т. д.). Создают сюжеты композиции      на темы окружающей жизни, по сюжетам сказок и рассказов. Украшают предметы декоративными элементами (ваза для весенних цветов, сказочная птица и т. д .).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Лепка предметов характерной формы. В начале года это- овощи и фрукты, лепятся два однородных предмета различной формы (например, два яблока разной формы), составляются композиции из выполненных овощей и фруктов.

Дети создают фигуры по игрушке или скульптуре, изображают предмет в действии (поющий петух; котенок, играющий в мяч); передают в лепке особенности и характер основной части, которые отличают одно животное от другого. Использование различных изобразительных и технических приемов (лепка из целого куска и по частям, передача фактуры углубленным рельефом при помощи стеки и налепа).

Декабрь – Февраль

Отрабатывается умение лепить из целого куска. Дети учатся создавать двух-трех фигурные композиции (используя умение полученные в 1 квартале), соблюдать взаимосвязь между фигурами, соизмерять их (мальчик, лепящий снеговика и т.д.).

В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народных  игрушек (кукол, кони и т.д.), посуду и пластинки, украшенные узором.

Март– Май

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции, где персонажи находятся в разных положениях (животные жарких стран, зоопарк и т.д.). Дети учатся соизмерять свою работу с работами других, сопоставлять фигурки на глаз. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции.

Программа данного периода строится в основном на изображении по представлению, но проводятся также занятия по лепке с натуры, и по картине.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

                                                                 1 четверть

Знакомство с материалом-глиной. Изучение  пластических свойств глины (гибкость, комкость, слишком сухая или слишком сырая).

Обучение приемам лепки из целого куска различных форм пластическим

способом.

Использование полученных навыков в изготовлении изделий (птиц, овощи, фрукты)

2 четверть

Обучение приемам лепки посуды из целого куска глины и из жгутиков конструктивным способом (поэтапный показ).

Создание объемных композиций знакомыми способами (фрукты, овощи и миска, корзинка).

3 четверть

Обучение способу рельефного изображения - горельеф. Углубление знаний о композиции лепного изображения (натюрморты).

Знакомство с народным промыслом – Каргапольская игрушка. Совершенствование приемов лепки простой фигуры из целого куска (медведь).

Знакомство с росписью игрушки.

4 четверть

Знакомство с народным промыслом – Дымковской игрушкой.

Совершенствование приемов лепки простой фигуры из целого куска по мотивам народных образцов.

Обучение росписи игрушек с использованием элементов и палитры данного народного промысла.

                                                          ВТОРОЙ КЛАСС

1 четверть

Обучение приемам  объемной лепки выполненные комбинированным способом, который включает в себя конструктивный и пластический.

Использование полученных навыков в изготовлении изделий (игрушки с натуры).

Закрепить знания детей по работе с шликером (жидкой глиной).

Научить, из глиняного пласта делать конус, собирать по частям детали, склеивая их шликером (изготовление сувенира к празднику).

2 четверть

Обучение композиционному решению рельефного изображения в круге, квадрате. Знакомство с различными видами изразца.

Изготовление и роспись орнаментального изразца.

Обучение: изготовление декоративной посуды,  используя форму блюдца, с добавлением орнамента.

                                                        3 четверть

Беседа «Путешествие к истокам народных промыслов».

Узнаем характерные черты разных центров русской игрушки, знакомимся с понятиями: соразмерность, цвет, пластика, характер декора.

 Развитие навыков в передаче характерных черт при изготовлении Тверской игрушки ( маленькие чешуйки, оборки-гармошки), используя прием изготовления пласта.

4 четверть

Продолжение знакомства с народным промыслом - Дымковская игрушка.

Изготовление куклы-барыни или кормилицы конструктивным способом, затем используя элементы украшения наряжать игрушку.

Роспись - побеленная игрушка расписывается строго геометрическим узором: из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

ТРЕТИЙ КЛАСС

1  – 2 четверть

Знакомство с объемной композицией в народном промысле - Дымковская и Каргопольская игрушка.

Отработка взаимосвязи элементов композиции на примере «Всадник на коне», «Индюк с индюшатами», Барышня с собачкой» и т. д. («Дымковская игрушка»). Создание сказочных персонажей в Каргопольской игрушке («Мифическая птица», «Полкан»).

  Роспись игрушек с использованием элементов и палитры данного народного промысла.

Рисование эскизов  и изготовление сувениров к праздникам «Новый год», «Рождество». Знакомство с особенностями мелкой пластике (элементы украшения) и роспись.

                                                             3  - 4 четверть

Беседа «Малая скульптура»- отличительные черты этого вида искусства.

Обучение передачи движения при помощи композиции в изображении животных (животные жарких стран). Роспись готовых изделий.

Беседа «Керамика в быту, украшение интерьера». Лепка и роспись -предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей (техника - колбаски, спирали, косички).

Обучение изготовлению предметов с элементами малой скульптуры (ваза - животные)

                                                   

                                                     

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1 четверть

Изготовление и роспись   сложной композиции на основе народной игрушки – бытовые сценки (чаепитие, семья, карусель). Самостоятельное изготовление  изделий по образцу.

                                                                      2 четверть

Самостоятельное изготовление  изделий  по малой скульптуре .Лепка объемной композиции по мотивам сказок по предварительным эскизам («Репка», «Три медведя» и т.д.)

3 четверть

Лепка рельефных композиций на различные темы (город, натюрморт, пейзаж).

Изготовление шкатулки (по образцам)  прямоугольной или круглой формы. Обучение использованию разнообразной  фактуры и рельефных украшений.

4 четверть

Изучение особенности композиции трехмерного изображения. Подготовка к выполнению однофигурной и двухфигурной композиций по образцу малой скульптуры («Русалочка», «Клоун в Цирке»).


Календарно-тематическое планирование 

«Сказку сделаем из глины   » (керамика)

младший и средний возраст

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Мы знакомимся, мы привыкаем

3

3

2

Времена года

3

3

3

Тепло семейного очага: посуда,

одежда, игрушки

6

6

4

Транспорт

5

Животные

3

3

6

Птицы

1

1

7

Насекомые

1

1

8

В гостях у сказки

4

4

9

Народная игрушка

3

3

10

Роспись изделий из теста

4

ИТОГО

32

28

старший и подготовительный возраст

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

 Виды изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное искусство.Скульптура

1

1

2

Цветоведение «Волшебные краски»

2

1

1

3

Времена года

4

4

4

Сказка всегда разноцветная

4

4

5

Жили-были дед да баба.

4

4

6

Путешествие в разные страны(животный мир)

3

3

7

Подводный мир.

3

1

2

8

Блистательный Санкт-Петербург.

3

1

2

9

Роспись изделий из глины и теста

8

ИТОГО

32

4

20

учащиеся начальных классов,  1 год обучения 

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Искусство керамики- ремесло

2

2

2

Способы объемной лепки

- конструктивный

2

2

3

Способы объемной лепки

- пластический

2

2

4

Рисование эскизов для рельефного

изображения

2

2

5

Способы рельефного изображения

- горельеф

2

2

6

Посуда

- способ из жгутиков

3

3

7

Промыслы глиняной игрушки

2

2

8

Народная игрушка

- дымковская

2

2

9

Народная игрушка

- каргопольская

2

2

10

Роспись изделий из глины

13

ИТОГО

32

6

13

учащиеся начальных классов, 2 год обучени

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Способы объемной лепки

- конструктивный

2

2

2

Способы объемной лепки

- пластический

2

2

3

Способы объемной лепки

- комбинированный

2

2

4

Способы рельефного изображения

- горельеф

2

2

5

Способы рельефного изображения

- барельеф

2

2

6

Посуда

- ленточный способ

1

1

7

Посуда

- способ из жгутиков

1

1

8

Народная игрушка

- дымковская

3

1

2

9

Народная игрушка

- тверская

2

1

1

10

Роспись изделий из глины

15

15

ИТОГО

32

2

30

учащиеся начальных классов,  3 год обучения 

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Промыслы русской глиняной игрушки (Дымковская, Каргопольская) .Способы объемной лепки

- конструктивный

- пластический

- комбинированный

4

2

2

2

Виды способы и приемы лепки с использованием трафаретов и готовых форм

3

3

3

Рисование эскизов сувениров к праздникам

2

2

4

Изготовление изделий по своим эскизам

2

2

5

Беседа «Малая скульптура»

1

1

6

Изготовление изделий самостоятельно по образцу или по малой скульптуре

3

3

7

Беседа « Керамика в быту, украшение интерьера»

1

1

8

Лепка  предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей(техника- колбаски, спирали, косички).

3

3

9

Роспись изделий из глины

13

13

ИТОГО

32

4

28

учащиеся начальных классов,  4 год обучения 

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Вступительные беседы

«Игрушечных дел мастера»- русские народные промыслы

3

1

2

2

Рисование эскизов игрушек и композиций, варианты росписи и подбора цветовой гаммы

4

4

3

Изготовление образцов игрушек по мотивам русской глиняной игрушки

2

2

4

Рисование эскизов сувениров к праздникам . Изготовление изделий по своим эскизам

2

2

5

Самостоятельное изготовление изделий по образцу или по малой скульптуре

2

2

6

Лепка объемных композиций по мотивам сказок

3

3

7

Лепка рельефных композиций по различным темам

2

2

8

Лепка  предметы быта (различными способами изготовления)

3

3

9

Роспись изделий из глины

11

11

ИТОГО

32

1

31


МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Темы или разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Мы знакомимся, мы привыкаем.

Игровое-познавательное занятие

Материал: глина, пластилин

Постоянная экспозиция работ в группе.

2.

Времена года.

Практическое занятие (показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариями педагогом и самостоятельное детьми)

Материал: глина, пластилин, краски.

3.

Тепло семейного очага: посуда, одежда, игрушки.

4.

Транспорт.

5.

Животные.

6.

Птицы.

7.

Насекомые.

8.

В гостях у сказки.


СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ

Темы или разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Виды изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное искусство.

Скульптура.

Лекции.

Дидактические  игры «Вхождение в образ»

Экскурсии.

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий.

Постоянная экспозиция работ в группе.

2.

Цветоведение «Волшебные краски»

Урок-упражнение.

Творческие композиции.

Дидактическое пособие по цветоведению.

Материалы: краски, кисточки, палитра.

3.

Времена года.

Практическое занятие по созданию объемных и плоскостных композиций, используя определенные приемы и способы лепки.

4.

Сказка всегда разноцветная.

5.

Жили-были дед да баба.

6.

Путешествие в разные страны (животный мир).

7.

Подводный мир.

8.

Блистательный Санкт-Петербург.

9.

Роспись глиняных изделий.

Самостоятельная  работа учащихся и индивидуальный подход каждому ребенку.

Материалы: краски, кисти, палитры.


 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Промыслы русской глиняной игрушки

Познавательное занятие-беседа

Презентации с использованием мультимедийных  технологий

Постоянная экспозиция работ в кабинете.

Мини-выставки работ для родителей.

Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства.

2

Виды способы и приемы лепки.

Урок -упражнение.

Самостоятельная работа.

Глина, шликер, стека.

3

Объемное изображение животных

Практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры.

Зрительный ряд.

Глина, шликер, стека.

4

Лепка посуды.

Практическое занятие с поэтапным показом.

Самостоятельная работа.

Зрительный ряд.

Глина, шликер ,стека.

5

Рельефное изображение:

Изразец;

Декоративное панно.

Урок-упражнение.

Выполнение работ по эскизам.

Зрительный ряд.

Глина, шликер, стека.

6

Народная дымковская игрушка, тверская.

Лекция.

Показ образца и поэтапное выполнение с комментариями.

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий

7

Роспись изделий.

Практическое занятие: работа с палитрой,

работа с эскизами

Краски(гуашь, темпера), кисть, палитра.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)

Тема  или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение программы

Формы подведения итогов

1.

Промыслы русской глиняной игрушки

Познавательное занятие-беседа

Презентации с использованием мультимедийных  технологий

Постоянная экспозиция работ в кабинете.

Мини-выставки работ для родителей.

Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства.

2.

Способы объемной  лепки(конструктивный и пластический)

Урок-упражнение.

Глина, шликер, стека.

3.

Способы рельефного изображения(горельеф, барельеф)

Урок-упражнение.

Зрительный ряд.

Глина, шликер, стека.

4.

Посуда (ленточный способ и из жгутиков)

Урок-упражнение.

Зрительный ряд.

Глина, стека, шликер.

5.

Народная игрушка(Дымковская, Тверская, Каргопольская, Филимоновская)

Практические занятия(показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариями)

Зрительный ряд.

Образцы народных игрушек. Глина,  стека, шликер.

6.

Сувениры к праздникам (усвоенными приемами лепки)

По образцу.

Самостоятельная работа учащихся

Предварительные эскизы (домашняя работа).

Глина, шликер, стека.

7.

Роспись изделий из глины.

Индивидуальная работа с каждым учеником.

Краски (гуашь, темпера),кисти, палитра

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Промыслы русской глиняной игрушки (Дымковская, Каргопольская)

Познавательное занятие-беседа

Презентации с использованием мультимедийных  технологий

Постоянная экспозиция работ в кабинете.

Мини-выставки работ для родителей.

Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства

2.

Виды способы и приемы лепки с использованием трафаретов и готовых форм

Мастер-класс

Трафареты, готовые формы.

Глина, шликер, скалка, стеки.

3.

Изготовление игрушек по мотивам русской глиняной игрушки

Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа

Образцы русской глиняной игрушки.

Глина, шликер, скалка, стеки.

4.

Рисование эскизов сувениров к праздникам

Самостоятельная работа учащихся ,индивидуальная работа с каждым учеником

Зрительный ряд.

Свободный выбор материалов.

5.

Изготовление изделий по своим эскизам

Индивидуальная работа с каждым учеником, самостоятельная работа учащихся

Глина, шликер, скалка, стеки.

6.

Изготовление изделий самостоятельно по образцу или по малой скульптуре

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым  учеником

Глина, шликер, скалка, стеки.

7.

Лепка  предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей(техника- колбаски, спирали, косички).

Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа

Зрительный ряд. Глина, шликер, скалка, стеки.

8.

Роспись готовых изделий

Индивидуальная работа с каждым учеником

Краски (гуашь, темпера, акрил), кисти, палитра


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)

Темы или разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Русские народные промыслы

Вступительные беседы

«Игрушечных дел мастера»

Репродукции, слайды, презентации с использованием мультимедийных технологий

Постоянная экспозиция работ в кабинете.

Мини-выставки работ для родителей.

Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства

2.

Изготовление образцов игрушек по мотивам русской глиняной игрушки

Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа учащихся

Образцы глиняных игрушек.

Глина, шликер, стека.

3.

Рисование эскизов игрушек и композиций, варианты росписи и подбора цветовой гаммы

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Зрительный ряд.

Свободный выбор материалов для рисования.

4.

Самостоятельное изготовление изделий по образцу или по малой скульптуре

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Образцы изделий, малая скульптура.

Глина, шликер, стека.

5.

Изготовление изделий по собственным эскизам

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Глина, шликер,  стека.

6.

Лепка объемных композиций по мотивам сказок

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Иллюстрации к сказкам.

Глина, шликер,стека.

7.

Лепка рельефных композиций по различным темам

Показ педагогом образца и поэтапное выполнение.

Глина, шликер, стека.

8.

Лепка посуды(различными способами изготовления)

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Глина, шликер, стека.

9.

Роспись изделий из глины

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником

Краски (гуашь, темпера, акрил), кисти, палитра.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Презентации с использованием  мультимедийных  технологий по темам:

- Виды изобразительного искусства;

- Народная игрушка;

- Народные промыслы.

2. Слайды по темам:

- Скульптура;

- Народная игрушка;

- Народные промыслы.

3. Дидактические игры по темам:

- Цветоведение;

- Народные промыслы.

4. Наглядно-дидактические пособие:

- Каргопольская народная игрушка  ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Гжель  ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Дымковская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Филимоновская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

-Игра-лото-поделка «Русский сувенир» ООО «ВикРус» , РОССИЯ, 610004 г.Киров, ул.Ленина,2а


СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.В.Неретина «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклеру, М.; ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2004г.

2. Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М.;«Просвещение», 1984.

3. Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.

4. О.А.Ботякова и др. «Российский Этнографический музей – детям», С-ПБ.; Детство-пресс, 2001.

5. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», М.; Просвещение, 1981.

6. Н.М.Конышева «Лепка в начальных классах», М.; Просвещение, 1985.

7. Н.Н.Алексахин «Голубая сказка»,М.; Народное образование, 1996.

8. В. С. Горичева  « Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».

   М.С.Нагибина Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: «Академия  развития» 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка кота из соленого теста или пластилина.

Данная презентация представляет собой наглядный материал по изготовлению кота из соленого теста или пластилина....

Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"

Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства,  создание скульптуры из мягких  материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...

Полимерная глина «ПОНЧИКИ» -сережки из полимерной глины.

Полимерная глина Пошаговый мастер-класс...

Творческий, познавательный проект: "Сказку сделаем из глины"

Проект разработан вместе с обучающимися 9 классав с тяжёлыми множественными нарушениями  развития....

программа по лепке из глины ( пластилина) для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка"

программа по лепке для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка". с календарно тематическим планированием , эаданиями для диогностики итоговых заданий и диогностической картой...

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) Дети РАС.

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится ...