Декор – человек, общество, время - урок изобразительного искусства в 5 классе
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Вид урока – комбинированный

Работа учащихся – индивидуально-коллективная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок изо в 5 кл. третья четверть607.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Декор – человек, общество, время (5 класс III четверть)

Вид урока – комбинированный

Работа учащихся – индивидуально-коллективная

Цели:

  1. Развитие воображения учащихся через работу над образом древнеегипетского священного животного.
  2. Формирование навыков рисования фигуры человека посредством работы с модулями.
  3. Воспитание трудолюбия, уважения к культуре других народов и культуре своей Родины.

Задачи:

  1. Повторить и расширить знания учащихся по культуре и искусству Древнего Египта.
  2. Воспроизвести образ священного животного, опираясь на правила и каноны, принятые в Древнем Египте.
  3. Составить коллективный коллаж из работ учащихся.

Оборудование и материалы:

  • Для учащихся: тонированная бумага, гуашь, кисти №2,3, ножницы, клей.
  • Для учителя: презентация урока, раздаточный материал – комплект модулей для составления фигуры человека, тонированный лист для составления коллажа.

План урока:

  1. Орг. момент. 2 мин.
  2. Вступление, презентация урока.  10 мин.
  3. Вводный инструктаж -3 мин.
  4. Практическая работа учащихся – 20 мин.
  5. Составление коллажа – 5 мин.
  6. Подведение итогов 5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени. Перенесёмся на несколько тысяч лет назад.

Звучит музыка.

По ходу беседы учащимся демонстрируются слайды с изображением священных животных Древнего Египта.

Рассказ учителя:

Каждый ном (город - государство) чтил свое священное животное, связывавшееся, так или иначе, с местным богом. Последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Так, в самом южном номе— Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта— Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.

Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.

Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей).

Иногда из бесчисленных представителей   какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными, и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы.  Со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт Особое место занимал священный жук скарабей. Скарабей - один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Испокон веков скарабей был олицетворением Хепри, одного из древнейших египетских богов, символизирующего утреннее восходящее солнце. Кроме того, скарабей олицетворял сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить, преодолев свои недостатки и ограничения.

 Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри.

Весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись. Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали. Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев.

Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом. Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.

Вопросы для закрепления:

  1. Перечислите животных и птиц, которые были священными в древнем Египте. (кошка, лев, бык, баран, змея, священный жук скарабей, сокол, ибис и др)
  2. Какие животные и птицы были священными в Древней Руси.(кони, волки, львы, единороги, орёл, сокол, журавль, сказочные птицы)
  3. В чём сходства и отличия поклонения священным животным на Руси и в Египте? (и там и там преклонялись, священные животные являлись оберегами или талисманами от злых сил, но на Руси не мумифицировали животных, не выделяли одного животного из стада, а призывали себе в помощь только его собирательный образ)

Практическая работа:

Вспомним каноны, по которым выполнялись рисунки в Древнем Египте.

Ответы учащихся:

  • В росписях отсутствует перспектива. Ее заменяли расположением изображений по поясам — то, что дальше, рисовали выше.
  • Фараоны кажутся великанами, так как их изображали в три раза крупнее, чем всех остальных.
  • Египетский художник делал наброски на остраконах — глиняных черепках и обломках известняка.
  • На стенах гробниц никогда не делалось изображение с натуры.
  • Стена готовилась заранее, сглаживались неровности, все покрывалось слоем штукатурки из тонко размолотого известняка. На гладкую поверхность наносили сетку из квадратов, для этого в красную краску опускали веревку и ею размечали на стенах линии, которые замазывали потом при раскраске рисунков.
  • Использовали белый и черный цвета, из которых при смешении получался серый; охру красную (при смешении с белым получали розовый); синий цвет, охру желтую, из них при смешении получался зеленый.
  • Канон предписывал раскрашивать тела мужчин коричневым цветом, а женщин — желтым.

Перед вами лежат наборы при помощи, которых можно составить и обвести фигуру человека, можете воспользоваться ими или нарисовать самостоятельно образ священного животного, вспомнив, как его изображали в Древнем Египте. Можете внести что-либо своё.

Подведение итогов:

Готовые работы оформляются виде древних свитков(надрезаются ножницами края бумаги) и выклеиваются на башню – зиккурату, таким образом составляется коллаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время.

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время. Цель: Создание одежды, предметов интерьера, быта и украшений разных народов....

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица

Презентация к уроку ИЗО  в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...

Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...

"Декоративно-прикладное искусство и человек". Тема первого урока изобразительного искусства в 5 классе.

Данная разработка предназначена в помощь ученикам для выполнения домашнего задания. Может использоваться и для самостоятельного изучения учениками....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...