Рабочая программа 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рабочая программа для учителей изобразительного искусства 5-8 классов, в данной программе отражены: пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, результаты обучения и развитие учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 5-8 классы65.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседании МО                            Согласовано:                                                       Утверждаю:    

Руководитель МО                                                  Завуч по УВР                                                       Директор школы

Митюкова Г.Ю.                                                      Зенкова Т.А.                                                        Белькович А.В.

_________________________г.                             ________________________г.                           _______________________г.

Протокол №_______________

Рабочая программа

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ  5  КЛАССА

   

                                                                                                                                  Учитель: Котоман Виктория Александровна

Учитель изобразительного искусства

                                                                                                                                                               

2014 – 2015 учебный год

Календарно – тематический план

урока

раздела,

пункта

Тема раздела, уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

По разделу

По урокам

План

Фактический

1

1 – четверть

«Древние корни народного искусства»

9

1.

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.

Древние образы в народном искусстве

1

Урок изучения новых знаний

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни

02.09.14

2.

Декор русской избы

1

Урок изучения новых знаний

Единство Конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы

09.09

3.

Внутренний мир русской избы

1

Урок формирования новых умений

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь

16.09

4.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Комбинированный

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, посуда и т.д.

23.09

5.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

2

Комбинированный

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

30.09

07.10

6.

Народный праздничный  костюм

1

Урок изучения новых знаний

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южно – русский комплект одежды

14.10

7.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

2

Урок обобщения и систематизация знаний

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

21.10

28.10

2

2 – четверть

«Связь времен в народном искусстве»

7

1.

Древние образы в современных народных игрушках

2

Комбинированный

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек

11.11

18.11

2.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

25.11

3.

Искусство Городца.  Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи

02.12

4.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма

09.12

5.

Роль художественных народных промыслов в современной жизни  (обобщение темы)

2

Урок обобщения и систематизация знаний

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города (поселка, села)

16.12

23.12

3

3 – четверть

«Декор – человек, общество, время»

10

1.

Зачем людям украшения

2

Урок формирования новых умений

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений

2.

Декор и положение человека в обществе

2

Урок изучения новых знаний

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта

3.

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая, Западной Европы

4.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

2

Комбинированный

История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе

5.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

2

Урок обобщения и систематизации изученного

Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время»

4

4 – четверть

«Декоративное искусство в современном мире»

8

1.

Современное выставочное искусство

2

Урок изучения новых знаний

Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло

2.

Ты – сам мастер декоративно–прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (обобщение темы)

6

Урок формирования новых умений

Урок практического применения знаний

Виды декоративно – прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа. Кукла – закрутка. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом

Пояснительная записка

 

           Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.

           Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год

   Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

           Задачи:

  • Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно- творческой активности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

           Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

           Обучение в этом классе строится через познание единства художественной  и утилитарной функцией произведений декоративно – прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно – прикладного искусства.

           Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно – прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

           Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой, акварелью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

            Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

            В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам;

- прослушивание музыкальных произведений.

         Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

         Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

         Количество часов в год – 34.

         Количество часов в неделю – 1.

         Количество часов в первой четверти – 9.

         Количество часов во второй четверти – 7.

         Количество часов в третьей четверти – 10.

         Количество часов в четвертой четверти – 8.

         Тестовая работа  – 1 раз в четверть.

         Для реализации программного содержания используется:

  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
  • Горяева Н. А. Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2007 год.  
  • Изобразительное искусство. 5 класс: методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» под ред. Б.М. Неменского/ авт. – сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Система оценки – традиционная.

Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.

Информационное обеспечение урока (ИКТ)

  • Музеи искусства, выставки России (Слайд-шоу)
  • Русские народные промыслы (Видеофрагмент)
  • Интерьер русской избы (Видеофрагмент)
  • Хохлома (Слайд-шоу)
  • Жостово (Слайд-шоу)
  • Гжель (Слайд-шоу)
  • Традиционный народный костюм  (Слайд-шоу)
  • Русское народное творчество в декоративно – прикладном искусстве (Слайд-шоу)

Результаты обучения и развития учащихся 5 класса

К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
  • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • Наиболее крупные художественные музеи России и мира.

 

Учащиеся должны уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

 

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

  • Восприятия и оценки произведений искусства;
  • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседании МО                            Согласовано:                                                       Утверждаю:    

Руководитель МО                                                  Завуч по УВР                                                      Директор школы

Митюкова Г.Ю.                                                      Зенкова Т.А.                                                       Белькович А.В.

_________________________г.                             ________________________г.                           _______________________г.

Протокол №_______________

Рабочая программа

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 6 КЛАССА

   

                                                                                                                                  Учитель: Котоман Виктория Александровна

Учитель изобразительного искусства

2014 – 2015 учебный год

Календарно – тематический план

урока

раздела, пункта

Тема разделов, уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

По разделу

По урокам

План

Фактический

1

1 – четверть

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

9

1.

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Урок изучения новых знаний

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы

02.09.14

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

Урок формирования новых умений

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы

09.09

3.

Линия и ее выразительные возможности

1

Урок формирования новых умений

Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения

16.09

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Комбинированный

Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Линия и пятно

23.09

5.

Цвет. Основы цветоведения

1

Комбинированный

Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота

30.09

6.

Цвет в произведениях живописи

1

Урок изучения новых знаний

Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи

07.10

7.

Объемные изображения в скульптуре

1

Урок изучения новых знаний

Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства

14.10

8.

Основы языка изображения (обобщение темы)

2

Урок обобщения и систематизации изученного

Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения»

21.10

28.10

2

2 – четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт»

7

1.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт

1

Комбинированный

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта

11.11

2.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Комбинированный

Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы

18.11

3.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Комбинированный

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве

25.11

4.

Освещение. Свет и тень

1

Урок формирования новых умений

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс

02.12

5.

Натюрморт в графике

1

Урок изучения новых знаний

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте

09.12

6.

Цвет в натюрморте

1

Урок формирования новых умений

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей

16.12

7.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX – XX веков. Жанр натюрморта и его развитие

23.12

3

3 – четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет»

10

1.

Образ человека – главная тема искусства

1

Урок формирования новых умений

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете

2.

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Урок изучения новых знаний

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека

3.

Изображение головы человека в пространстве

1

Комбинированный

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека

4.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Комбинированный

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения

5.

Портрет в скульптуре

1

Комбинированный

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры

6.

Сатирические образы человека

1

Урок изучения новых знаний

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве

7.

Образные возможности освещения в портрете

1

Комбинированный

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении

8.

Портрет в живописи

1

Урок изучения новых знаний

Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи

9.

Роль цвета в портрете

1

Комбинированный

Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура

10.

Великие портретисты (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах

4

4 – четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

8

1.

Жанры в изобразительном искусстве

2

Урок изучения новых знаний

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве

2.

Изображения пространства

1

Урок формирования новых умений

Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения

3.

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Уроки практического применения знаний, умений

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота

4.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Уроки практического применения знаний, умений

Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж

5.

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

Уроки практического применения знаний, умений

Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит

6.

Городской пейзаж

1

Уроки практического применения знаний, умений

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

7.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства

Пояснительная записка

 

           Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.

           Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год

   Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

           Задачи:

  • Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно- творческой активности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

   Обучение и художественное воспитание учащихся в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира выражением отношения к нему особой и необходимой форме духовной культуры общества.

           В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

           Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой, акварелью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

            В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам;

- прослушивание музыкальных произведений.

         Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

         Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

         Количество часов в год – 34.

         Количество часов в неделю – 1.

         Количество часов в первой четверти – 9.

         Количество часов во второй четверти – 7.

         Количество часов в третьей четверти – 10.

         Количество часов в четвертой четверти – 8.

         Тестовая работа – 1 раз в четверть.

         Для реализации программного содержания используется:

  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

Система оценки – традиционная.

Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.

         

         Информационное обеспечение урока (ИКТ)

  • Виды ИЗО (Слайд-шоу)
  • Цветовой круг (Слайд-шоу)
  • Перспектива (Презентация)
  • Портрет в ИЗО (Видеофрагмент)
  • Автопортрет и портрет друга (Видеофрагмент)
  • Виды пейзажа (Презентация)
  • Жанры живописи (Слайд-шоу)

Результаты обучения и развития учащихся 6 класса

К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
  • Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира.

 

Учащиеся должны уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

 

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

  • Восприятия и оценки произведений искусства;
  • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседании МО                            Согласовано:                                                       Утверждаю:    

Руководитель МО                                                  Завуч по УВР                                                     Директор школы                                              

Митюкова Г.Ю.                                                      Зенкова Т.А.                                                       Белькович А.В.

_________________________г.                             ________________________г.                           _______________________г.

Протокол №_______________

Рабочая программа

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 7 КЛАССА

   

                                                                                                                                  Учитель: Котоман Виктория Александровна

Учитель изобразительного искусства

2014 – 2015 учебный год

Календарно – тематический план

урока

раздела,

пункта

Тема раздела, урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

По разделу

По урокам

План

Фактический

1

1 – четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

9

1.

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.

Изображение фигуры человека в истории искусства

2

Урок изучения новых знаний

Изображение человека в древних культурах Египта, Древней Греции: красота и совершенство тела человека

04.09.14

11.09

2.

Пропорции и строение фигуры человека

2

Урок формирования новых умений

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека

18.09

25.09

3.

Фигура человека

2

Урок формирования новых умений

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения

02.10

09.10

4.

Набросок фигуры человека

2

Комбинированный

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении

16.10

23.10

5.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы

30.10

2

 2 – четверть

« Поэзия повседневности»

7

1.

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов

1

Комбинированный

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве

13.11

2.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Урок формирования новых знаний

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре

20.11

3.

Сюжет и содержание в картине

1

Комбинированный

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору)

27.11

4.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

2

Комбинированный

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни

04.12

11.12

5.

Жизнь в моем городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Урок формирования новых умений

Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками

18.12

6.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом искусстве), (обобщение темы)

1

Урок изучения новых знаний

Урок обобщения и систематизации изученного

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера

25.11

3

3 – четверть

 «Великие темы жизни»

10

1.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

2

Урок изучения новых знаний

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века

2.

Тематическая картина в русском искусстве 19 века

1

Урок изучения новых знаний

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности

3.

Процесс работы над тематической картиной

2

Комбинированный

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали

4.

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Комбинированный

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

5.

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

Комбинированный

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании

6.

Место и роль картины в искусстве XX века (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве

4

4 –четверть

« Реальность жизни и художественный образ»

8

1.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

Урок изучения новых знаний

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации

2.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

2

Урок формирования новых умений

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины

3.

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ2. Зрительские умения

4.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

Урок изучения новых знаний

Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства»

5.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве

6.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года

Пояснительная записка

           Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.

           Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год

   Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

           Задачи:

  • Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно- творческой активности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

      Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

      Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

      Итоговая художественно – практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно – творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

                В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам;

- прослушивание музыкальных произведений.

         От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

         Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

         Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

         Количество часов в год – 34.

         Количество часов в неделю – 1.

         Количество часов в первой четверти – 9.

         Количество часов во второй четверти – 7.

         Количество часов в третьей четверти – 10.

         Количество часов в четвертой четверти – 8.

         Тестовая работа – 1 раз в четверть.

         Для реализации программного содержания используются:

  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
  • Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Система оценки – традиционная.

Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.

Информационное обеспечение урока (ИКТ)

  • Искусство разных народов (Видеофрагмент)
  • Композиция (Слайд-шоу)
  • Библейские темы в ИЗО (Слайд-шоу)
  • Музеи мира (Слайд-шоу)
  • Крестьянский труд в работах (Видеофрагмент)
  • Бытовой жанр (Слайд-шоу)
  • Исторический жанр (Слайд-шоу)
  • Орнаменты в рукописных книгах (Видеофрагмент)
  • Тема Родины в русской поэзии (Видеофрагмент)

Результаты обучения и развития учащихся 7 класса

К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать /понимать:

  • Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • Значение изобразительного искусства в художественной культуре;

 

 уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для восприятия и оценки произведений искусства;
  • Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседании МО                            Согласовано:                                                       Утверждаю:    

Руководитель МО                                                  Завуч по УВР                                                      Директор школы                          

Митюкова Г.Ю.                                                      Зенкова Т.А.                                                       Белькович А.В.

_________________________г.                             ________________________г.                           _______________________г.

Протокол №_______________

Рабочая программа

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 8 КЛАССА

   

                                                                                                                                  Учитель: Котоман Виктория Александровна

Учитель изобразительного искусства

2014 – 2015 учебный год

Календарно – тематический план

урока

раздела,

пункта

Тема раздела, уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

По разделу

По урокам

План

Фактический

1

1 – четверть

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств»

9

1.

 

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

Урок изучения новых знаний

Объемно – пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиции: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст

04.09.14

2.

Прямые линии и организация пространства

2

Комбинированный

Ритм и движение, разреженность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости

11.09

18.09

3.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

2

Комбинированный

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм

25.09

02.10

4.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

2

Комбинированный

Буква как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры

09.10

16.10

5.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

1

Комбинированный

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве

23.10

6.

Многообразие форм дизайна (обобщение темы)

1

Урок формирования новых умений

Обобщение раздела

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения

30.10

2

2 – четверть

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

7

1.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

Урок изучения новых знаний

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения

13.11

2.

Архитектура  - композиционная организация пространства.

1

Комбинированный

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета

20.11

3.

Конструкция: часть в целом. Здание как сочетание объемных различных форм

1

Комбинированный

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль

27.11

4.

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Комбинированный

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания

04.12

5.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи

1

Урок формирования новых умений

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального

11.12

6.

Роль и значение материала в конструкции

1

Комбинированный

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материале, из которого она будет создаваться

18.12

7.

Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение темы)

1

Комбинированный

Обобщение раздела

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска

25.12

3

3 -  четверть

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10

1.

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого

1

Урок изучения новых знаний

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма

2.

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

1

Урок изучения новых знаний

Архитектурная и градостроительная революция XX века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города

3.

Живое пространства города. Город, микрорайон, улица

2

Комбинированный

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема планировки и реальность. Цветовая среда

4.

Вещь в город. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

2

Комбинированный

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком

5.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера

1

Комбинированный

Архитектурный «остров» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст

6.

Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства

2

Урок изучения новых знаний

Город в единстве с ландшафтно – парковой средой. Развитие пространственно – конструктивного мышления. Технология макетирования

7.

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Единство эстетического и функционального в объемно – пространственной организации среды жизнедеятельности людей

4

4 – четверть

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

8

1.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома

1

Урок изучения новых знаний

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно – личностное проектирование в дизайне

2.

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

Комбинированный

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера

3.

Дизайн и архитектура моего сада

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории

4.

Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды

1

Урок изучения новых знаний

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт

5.

Мой  костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

1

Комбинированный

Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип

6.

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

Урок изучения новых знаний

Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке

7.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Человек как объект дизайна. Понятие имидж – дизайна как сферы деятельности

8.

Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу»

Пояснительная записка

           Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.

           Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год

   Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

           Задачи:

  • Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно- творческой активности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

           Этот учебный год посвящен художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.

          Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определенное миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

           Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну.

                В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам.

         От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

         Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

         Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

         Количество часов в год – 34.

         Количество часов в неделю – 1.

         Количество часов в первой четверти – 9.

         Количество часов во второй четверти – 7.

         Количество часов в третьей четверти – 10.

         Количество часов в четвертой четверти – 8.

         Тестовая работа – 1 раз в четверть.

         Для реализации программного содержания используются:

  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
  • Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Система оценки – традиционная.

Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.

Информационное обеспечение урока (ИКТ)

  • Архитектура (Слайд-шоу)
  • Дизайн интерьера (Слайд-шоу)
  • Виды интерьера (Слайд-шоу)
  • Интерьер как художественный мир (Слайд-шоу)
  • Дворцы и замки (Видеофрагмент)
  • Книжная графика (Слайд-шоу)

Результаты обучения и развития учащихся 8 класса

К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать /понимать:

  • Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • Значение изобразительного искусства в художественной культуре;

 

 уметь:

  • Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для восприятия и оценки произведений искусства;
  • Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...