Рабочая программа 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа для учителей изобразительного искусства 5-8 классов, в данной программе отражены: пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, результаты обучения и развитие учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Завуч по УВР Директор школы
Митюкова Г.Ю. Зенкова Т.А. Белькович А.В.
_________________________г. ________________________г. _______________________г.
Протокол №_______________
Рабочая программа
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5 КЛАССА
Учитель: Котоман Виктория Александровна
Учитель изобразительного искусства
2014 – 2015 учебный год
Календарно – тематический план
№ урока | № раздела, пункта | Тема раздела, уроков | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||
По разделу | По урокам | План | Фактический | |||||
1 | 1 – четверть «Древние корни народного искусства» | 9 | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок изучения новых знаний | Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни | 02.09.14 | |||
2. | Декор русской избы | 1 | Урок изучения новых знаний | Единство Конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы | 09.09 | |||
3. | Внутренний мир русской избы | 1 | Урок формирования новых умений | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь | 16.09 | |||
4. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Комбинированный | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, посуда и т.д. | 23.09 | |||
5. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 2 | Комбинированный | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение | 30.09 07.10 | |||
6. | Народный праздничный костюм | 1 | Урок изучения новых знаний | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южно – русский комплект одежды | 14.10 | |||
7. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 2 | Урок обобщения и систематизация знаний | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | 21.10 28.10 | |||
2 | 2 – четверть «Связь времен в народном искусстве» | 7 | ||||||
1. | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Комбинированный | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек | 11.11 18.11 | |||
2. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | 25.11 | |||
3. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный | История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи | 02.12 | |||
4. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма | 09.12 | |||
5. | Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 2 | Урок обобщения и систематизация знаний | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города (поселка, села) | 16.12 23.12 | |||
3 | 3 – четверть «Декор – человек, общество, время» | 10 | ||||||
1. | Зачем людям украшения | 2 | Урок формирования новых умений | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений | ||||
2. | Декор и положение человека в обществе | 2 | Урок изучения новых знаний | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта | ||||
3. | Одежда говорит о человеке | 2 | Комбинированный | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая, Западной Европы | ||||
4. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе | ||||
5. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного | Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время» | ||||
4 | 4 – четверть «Декоративное искусство в современном мире» | 8 | ||||||
1. | Современное выставочное искусство | 2 | Урок изучения новых знаний | Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло | ||||
2. | Ты – сам мастер декоративно–прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (обобщение темы) | 6 | Урок формирования новых умений Урок практического применения знаний | Виды декоративно – прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа. Кукла – закрутка. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом |
Пояснительная записка
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.
Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно- творческой активности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функцией произведений декоративно – прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно – прикладного искусства.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно – прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой, акварелью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных произведений.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в первой четверти – 9.
Количество часов во второй четверти – 7.
Количество часов в третьей четверти – 10.
Количество часов в четвертой четверти – 8.
Тестовая работа – 1 раз в четверть.
Для реализации программного содержания используется:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н. А. Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2007 год.
- Изобразительное искусство. 5 класс: методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» под ред. Б.М. Неменского/ авт. – сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Система оценки – традиционная.
Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.
Информационное обеспечение урока (ИКТ)
- Музеи искусства, выставки России (Слайд-шоу)
- Русские народные промыслы (Видеофрагмент)
- Интерьер русской избы (Видеофрагмент)
- Хохлома (Слайд-шоу)
- Жостово (Слайд-шоу)
- Гжель (Слайд-шоу)
- Традиционный народный костюм (Слайд-шоу)
- Русское народное творчество в декоративно – прикладном искусстве (Слайд-шоу)
Результаты обучения и развития учащихся 5 класса
К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности
Учащиеся должны знать:
- Основные виды и жанры изобразительных искусств;
- Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
- Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:
- Восприятия и оценки произведений искусства;
- Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Завуч по УВР Директор школы
Митюкова Г.Ю. Зенкова Т.А. Белькович А.В.
_________________________г. ________________________г. _______________________г.
Протокол №_______________
Рабочая программа
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 6 КЛАССА
Учитель: Котоман Виктория Александровна
Учитель изобразительного искусства
2014 – 2015 учебный год
Календарно – тематический план
№ урока | № раздела, пункта | Тема разделов, уроков | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||
По разделу | По урокам | План | Фактический | |||||
1 | 1 – четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | 9 | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Урок изучения новых знаний | Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы | 02.09.14 | |||
2. | Рисунок – основа изобразительного творчества | 1 | Урок формирования новых умений | Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы | 09.09 | |||
3. | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Урок формирования новых умений | Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения | 16.09 | |||
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Комбинированный | Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное – светлое. Линия и пятно | 23.09 | |||
5. | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Комбинированный | Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота | 30.09 | |||
6. | Цвет в произведениях живописи | 1 | Урок изучения новых знаний | Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи | 07.10 | |||
7. | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Урок изучения новых знаний | Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства | 14.10 | |||
8. | Основы языка изображения (обобщение темы) | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного | Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения» | 21.10 28.10 | |||
2 | 2 – четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 | ||||||
1. | Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт | 1 | Комбинированный | Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта | 11.11 | |||
2. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Комбинированный | Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы | 18.11 | |||
3. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Комбинированный | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве | 25.11 | |||
4. | Освещение. Свет и тень | 1 | Урок формирования новых умений | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс | 02.12 | |||
5. | Натюрморт в графике | 1 | Урок изучения новых знаний | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте | 09.12 | |||
6. | Цвет в натюрморте | 1 | Урок формирования новых умений | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей | 16.12 | |||
7. | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX – XX веков. Жанр натюрморта и его развитие | 23.12 | |||
3 | 3 – четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» | 10 | ||||||
1. | Образ человека – главная тема искусства | 1 | Урок формирования новых умений | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете | ||||
2. | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | Урок изучения новых знаний | Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека | ||||
3. | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Комбинированный | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека | ||||
4. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комбинированный | Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения | ||||
5. | Портрет в скульптуре | 1 | Комбинированный | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры | ||||
6. | Сатирические образы человека | 1 | Урок изучения новых знаний | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве | ||||
7. | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Комбинированный | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении | ||||
8. | Портрет в живописи | 1 | Урок изучения новых знаний | Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи | ||||
9. | Роль цвета в портрете | 1 | Комбинированный | Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура | ||||
10. | Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах | ||||
4 | 4 – четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 8 | ||||||
1. | Жанры в изобразительном искусстве | 2 | Урок изучения новых знаний | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве | ||||
2. | Изображения пространства | 1 | Урок формирования новых умений | Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения | ||||
3. | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Уроки практического применения знаний, умений | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота | ||||
4. | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | Уроки практического применения знаний, умений | Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж | ||||
5. | Пейзаж – настроение. Природа и художник | 1 | Уроки практического применения знаний, умений | Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит | ||||
6. | Городской пейзаж | 1 | Уроки практического применения знаний, умений | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | ||||
7. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства |
Пояснительная записка
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.
Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно- творческой активности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков
Обучение и художественное воспитание учащихся в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира выражением отношения к нему особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой, акварелью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных произведений.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в первой четверти – 9.
Количество часов во второй четверти – 7.
Количество часов в третьей четверти – 10.
Количество часов в четвертой четверти – 8.
Тестовая работа – 1 раз в четверть.
Для реализации программного содержания используется:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Система оценки – традиционная.
Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.
Информационное обеспечение урока (ИКТ)
- Виды ИЗО (Слайд-шоу)
- Цветовой круг (Слайд-шоу)
- Перспектива (Презентация)
- Портрет в ИЗО (Видеофрагмент)
- Автопортрет и портрет друга (Видеофрагмент)
- Виды пейзажа (Презентация)
- Жанры живописи (Слайд-шоу)
Результаты обучения и развития учащихся 6 класса
К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности
Учащиеся должны знать:
- Основные виды и жанры изобразительных искусств;
- Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
- Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:
- Восприятия и оценки произведений искусства;
- Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Завуч по УВР Директор школы
Митюкова Г.Ю. Зенкова Т.А. Белькович А.В.
_________________________г. ________________________г. _______________________г.
Протокол №_______________
Рабочая программа
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 7 КЛАССА
Учитель: Котоман Виктория Александровна
Учитель изобразительного искусства
2014 – 2015 учебный год
Календарно – тематический план
№ урока | № раздела, пункта | Тема раздела, урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||
По разделу | По урокам | План | Фактический | |||||
1 | 1 – четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» | 9 | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Изображение фигуры человека в истории искусства | 2 | Урок изучения новых знаний | Изображение человека в древних культурах Египта, Древней Греции: красота и совершенство тела человека | 04.09.14 11.09 | |||
2. | Пропорции и строение фигуры человека | 2 | Урок формирования новых умений | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека | 18.09 25.09 | |||
3. | Фигура человека | 2 | Урок формирования новых умений | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения | 02.10 09.10 | |||
4. | Набросок фигуры человека | 2 | Комбинированный | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении | 16.10 23.10 | |||
5. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы | 30.10 | |||
2 | 2 – четверть « Поэзия повседневности» | 7 | ||||||
1. | Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов | 1 | Комбинированный | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве | 13.11 | |||
2. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Урок формирования новых знаний | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре | 20.11 | |||
3. | Сюжет и содержание в картине | 1 | Комбинированный | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору) | 27.11 | |||
4. | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 2 | Комбинированный | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни | 04.12 11.12 | |||
5. | Жизнь в моем городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | Урок формирования новых умений | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками | 18.12 | |||
6. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом искусстве), (обобщение темы) | 1 | Урок изучения новых знаний Урок обобщения и систематизации изученного | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера | 25.11 | |||
3 | 3 – четверть «Великие темы жизни» | 10 | ||||||
1. | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 2 | Урок изучения новых знаний | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века | ||||
2. | Тематическая картина в русском искусстве 19 века | 1 | Урок изучения новых знаний | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности | ||||
3. | Процесс работы над тематической картиной | 2 | Комбинированный | Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали | ||||
4. | Библейские темы в изобразительном искусстве | 2 | Комбинированный | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | ||||
5. | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2 | Комбинированный | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании | ||||
6. | Место и роль картины в искусстве XX века (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве | ||||
4 | 4 –четверть « Реальность жизни и художественный образ» | 8 | ||||||
1. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 2 | Урок изучения новых знаний | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации | ||||
2. | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 2 | Урок формирования новых умений | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины | ||||
3. | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ2. Зрительские умения | ||||
4. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 | Урок изучения новых знаний | Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства» | ||||
5. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве | ||||
6. | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года |
Пояснительная записка
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.
Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно- творческой активности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Итоговая художественно – практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно – творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных произведений.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в первой четверти – 9.
Количество часов во второй четверти – 7.
Количество часов в третьей четверти – 10.
Количество часов в четвертой четверти – 8.
Тестовая работа – 1 раз в четверть.
Для реализации программного содержания используются:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Система оценки – традиционная.
Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.
Информационное обеспечение урока (ИКТ)
- Искусство разных народов (Видеофрагмент)
- Композиция (Слайд-шоу)
- Библейские темы в ИЗО (Слайд-шоу)
- Музеи мира (Слайд-шоу)
- Крестьянский труд в работах (Видеофрагмент)
- Бытовой жанр (Слайд-шоу)
- Исторический жанр (Слайд-шоу)
- Орнаменты в рукописных книгах (Видеофрагмент)
- Тема Родины в русской поэзии (Видеофрагмент)
Результаты обучения и развития учащихся 7 класса
К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать /понимать:
- Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- Значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для восприятия и оценки произведений искусства;
- Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Завуч по УВР Директор школы
Митюкова Г.Ю. Зенкова Т.А. Белькович А.В.
_________________________г. ________________________г. _______________________г.
Протокол №_______________
Рабочая программа
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 8 КЛАССА
Учитель: Котоман Виктория Александровна
Учитель изобразительного искусства
2014 – 2015 учебный год
Календарно – тематический план
№ урока | № раздела, пункта | Тема раздела, уроков | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||
По разделу | По урокам | План | Фактический | |||||
1 | 1 – четверть «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» | 9 | ||||||
1. |
| Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 1 | Урок изучения новых знаний | Объемно – пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиции: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст | 04.09.14 | ||
2. | Прямые линии и организация пространства | 2 | Комбинированный | Ритм и движение, разреженность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости | 11.09 18.09 | |||
3. | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | 2 | Комбинированный | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм | 25.09 02.10 | |||
4. | Буква – строка – текст. Искусство шрифта | 2 | Комбинированный | Буква как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры | 09.10 16.10 | |||
5. | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции | 1 | Комбинированный | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве | 23.10 | |||
6. | Многообразие форм дизайна (обобщение темы) | 1 | Урок формирования новых умений Обобщение раздела | Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения | 30.10 | |||
2 | 2 – четверть «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» | 7 | ||||||
1. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность | 1 | Урок изучения новых знаний | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения | 13.11 | |||
2. | Архитектура - композиционная организация пространства. | 1 | Комбинированный | Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета | 20.11 | |||
3. | Конструкция: часть в целом. Здание как сочетание объемных различных форм | 1 | Комбинированный | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль | 27.11 | |||
4. | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Комбинированный | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания | 04.12 | |||
5. | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи | 1 | Урок формирования новых умений | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального | 11.12 | |||
6. | Роль и значение материала в конструкции | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материале, из которого она будет создаваться | 18.12 | |||
7. | Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение темы) | 1 | Комбинированный Обобщение раздела | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска | 25.12 | |||
3 | 3 - четверть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | 10 | ||||||
1. | Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого | 1 | Урок изучения новых знаний | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма | ||||
2. | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры | 1 | Урок изучения новых знаний | Архитектурная и градостроительная революция XX века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города | ||||
3. | Живое пространства города. Город, микрорайон, улица | 2 | Комбинированный | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема планировки и реальность. Цветовая среда | ||||
4. | Вещь в город. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | 2 | Комбинированный | Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком | ||||
5. | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера | 1 | Комбинированный | Архитектурный «остров» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст | ||||
6. | Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства | 2 | Урок изучения новых знаний | Город в единстве с ландшафтно – парковой средой. Развитие пространственно – конструктивного мышления. Технология макетирования | ||||
7. | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Единство эстетического и функционального в объемно – пространственной организации среды жизнедеятельности людей | ||||
4 | 4 – четверть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 8 | ||||||
1. | Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома | 1 | Урок изучения новых знаний | Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно – личностное проектирование в дизайне | ||||
2. | Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища | 1 | Комбинированный | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера | ||||
3. | Дизайн и архитектура моего сада | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории | ||||
4. | Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | Урок изучения новых знаний | Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт | ||||
5. | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды | 1 | Комбинированный | Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип | ||||
6. | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна | 1 | Урок изучения новых знаний | Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке | ||||
7. | Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Человек как объект дизайна. Понятие имидж – дизайна как сферы деятельности | ||||
8. | Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу» |
Пояснительная записка
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой под руководством и редакцией народного художника России РАО Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 – 9 классов.
Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобоева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской; 6 – е издание; Москва, «Просвещение», 2010 год
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Формирование у учащихся нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно- творческой активности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков
Этот учебный год посвящен художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определенное миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей. Результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций произведений.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в первой четверти – 9.
Количество часов во второй четверти – 7.
Количество часов в третьей четверти – 10.
Количество часов в четвертой четверти – 8.
Тестовая работа – 1 раз в четверть.
Для реализации программного содержания используются:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 9 класс/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Система оценки – традиционная.
Работа с одаренными детьми: привлечение к участию в конкурсах разного уровня, в частности Российского, регионального, муниципального, школьного. Задания по изобразительному искусству повышенной трудности.
Информационное обеспечение урока (ИКТ)
- Архитектура (Слайд-шоу)
- Дизайн интерьера (Слайд-шоу)
- Виды интерьера (Слайд-шоу)
- Интерьер как художественный мир (Слайд-шоу)
- Дворцы и замки (Видеофрагмент)
- Книжная графика (Слайд-шоу)
Результаты обучения и развития учащихся 8 класса
К концу учебного года по художественно – творческой изобразительной деятельности
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать /понимать:
- Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- Значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для восприятия и оценки произведений искусства;
- Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...