Главные вкладки

    Рабочая программа по ИЗО 7 класс
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

    Антипина Валентина Михайловна

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ  Б. М. Немен­ского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_izo_7a_kl.doc175 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

    Утверждаю:                  Согласовано                     Рассмотрено

    Директор МБОУ                    заместитель директора                руководитель ШМО

    «Акбулакская СОШ №1»      по УВР                                          _________________

    _____________________      ___________________                  ________________

    «28» августа 2014г.                «28» августа 2014г.                      «28» августа 2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по ИЗО

    на 2014-2015 учебный         год

    класс:

    Учитель: Антипина Валентина Михайловна

    Планирование составлено на основе   1.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).

    2.   Технология: программа: 5-8 классы /А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М: Вентана - Граф, 2012.-144с

    Программа обеспечена учебником: Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

    Авторы учебника :   Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2010.

    Количество часов, всего 34

    В неделю1

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

            Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ  Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

    Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

            Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

            В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

    В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

    - изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

    - изучение художественного наследия;

    - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

    Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

    Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

    Для реализации программного содержания используются:

    Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

    Цели курса:

    создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация культуры за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

    Задачи программы:

    - дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 7 классе;

    - конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

    Функции рабочей программы:

    - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

    - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

    - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;

    - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

    Общая характеристика курса

    Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

    Знания и умения учащихся.

    (Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

    Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

    - о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

    - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

    - процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

    - поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

    - роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

    - роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

    - влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

    - роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

    - роли художественной иллюстрации;

    - поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;

    - разности сюжета и содержания в картине;

    - роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

    - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

    - понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

    Обучающиеся должны иметь представление:

    - об историческом художественном процессе;

    - содержательных изменениях картины мира и способах её выражения;

    - о существовании стилей и направлений в искусстве;

    - о роли творческой индивидуальности художника;

    - сложном, противоречивом и насыщенном событии пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.

    В процессе практической работы учающиеся должны:

    - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

    - научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

    - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

    - получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

    - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

    1. Активность участия.
    2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    4. Самостоятельность.
    5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    Формы контроля уровня обученности.

    1. Викторины.
    2. Кроссворды.
    3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
    4. Тестирование.

     Содержание курса:

    - изображение фигуры человека и образ человека (изображение фигуры человека в истории искусства; пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве);

    - поэзия повседневности (поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов; тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре));

    - великие темы жизни (исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве 19 века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве 20 века);

    - реальность жизни и художественный образ (искусство иллюстрации, слово и изображение; конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве; Зрительские умения и их значение для современного человека; история искусства и история человечества, стиль и направления в изобразительном искусстве; личность художника и мир его времени в произведениях искусства; крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре).

            Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

    Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.

    Обучающиеся должны знать:

    - о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

    - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

    - процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

    - поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

    - роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

    - роли художественных образов изобразительного искусства  в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

    - роли художественной иллюстрации;

    - поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;

    - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

       

    Обучающиеся должны иметь представление:

    - об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

    - сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в ХХ веке.

    В процессе практической работы учащиеся должны:

    - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

    - научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

    - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость  и активность восприятия реальности;

    - получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

    - получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.

    Учебно-тематический план:

    п/п

    Тема раздела.

    Содержание.

    Количество часов.

    1

    2

    3

    4

    1

    Изображение фигуры человека и образ человека.

    Изображение фигуры человека в истории искусства.

    1

    Пропорции и строение фигуры человека.

    2

    Лепка фигуры человека.

    2

    Набросок фигуры человека с натуры.

    2

    Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

    1

    2

    Поэзия повседневности.

    Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

    1

    Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

    1

    Сюжет и содержание в картине.

    1

    Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

    1

    Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

    2

    Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

    2

    3

    Великие темы жизни.

    Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

    1

    Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

    1

    Процесс работы над тематической картиной.

    3

    Библейские темы в изобразительном искусстве.

    3

    Монументальная скульптура и образ истории народа.

    2

    Место и роль картины в искусстве 20 века.

    1

    4

    Реальность жизни и художественный образ.

    Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

    2

     Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

    1

    Зрительские умения и их значение для современного человека.

    1

    История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

    1

    Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

    1

    Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

    1

    Тематическое планирование. 

    № п/п

    Тема урока

    Ко-во ч

    Тип урока

    Элементы содержания

    Учебно-творческое задание

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

    Домашнее задание

    ИКТ (информационное обеспечение урока)

    Дата

    план

    факт

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

    1

    Изображение фигуры человека в истории искусства. 

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.

    Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

    Знать:

    - виды изобразительного искусства.

    Уметь:

    -соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении.

    Устный опрос. Практическая работа.

    Изображение человека в древних культурах Индии.

    Подобрать зрительный материал по видам искусств.

    Мультимедийная презентация «Человек в  искусстве».

    2-3

    Пропорции и строение фигуры человека.

    2

    Урок формирования новых умений.

    Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека.

    Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.

    Знать

    пропорции фигуры человека.

    Уметь рисовать схемы движений человека.

    Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

    Академический рисунок.

    Зарисовки с натуры членов своей семьи.

    Мультимедийная презентация «Академический рисунок».

    4-5

    Лепка фигуры человека.

    2

    Урок формирования новых умений.

    Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.

    Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

    Знать имена великих скульпторов и их произведения.

    Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре.

    Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

    _

    Подобрать зрительный материал с изображением человека.

    Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

    6-7

    Набросок фигуры человека с натуры.

    2

    Комбинированный.

    Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении.

    Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.

    Знать понятие силуэт.

    Уметь: пользоваться графическими материалами;

    - видеть и передавать характер движения.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

    -

    Наброски с натуры друзей и знакомых.

    Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска».

    8

    Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тульских художников 19-21 веков.

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

    Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».

    Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.

    Уметь воспринимать произведения искусства.

    Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

    Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

    -

    Поэзия повседневности (8 часов).

    9

    Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

    1

    Комбинированный.

    Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве.

    Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

    Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства.

    Уметь владеть материалами для графического рисунка.

    Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

    -

    Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах.

    Мультимедийная презентация «Искусство разных народов».

    10

    Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

    1

    Урок формирования новых знаний.

    Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре.

    Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.

    Знать:

     - виды жанров и тематическое богатство внутри них;

    - подвижность границ между жанрами.

    Уметь анализировать произведения искусства.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.

    Подобрать иллюстрации с картин разных жанров.

    Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве».

    11

    Сюжет и содержание в картине.

    1

    Комбинированный.

    Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).

    Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п..

    Знать разницу между сюжетом и содержанием.

    Уметь строить тематическую композицию.

    Владеть навыками использования материалов графики.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка.

    Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике».

    12

    Жизнь каждого дня  - большая тема в искусстве.

    1

    Комбинированный.

    Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

    Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору).

    Знать разницу между сюжетом и содержанием.

    Уметь

    - строить тематическую композицию;

    - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома.

    Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи».

    13-14

    Жизнь в Тульском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

    2

    Урок формирования новых умений.

    Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

    Создание композиции на темы жизни людей Тульской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории туляков и собранного зрительного материала.

    Знать:

    - изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов;

    - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Наиболее важные исторические события Тульского региона.

    Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника.

    Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве».

    15-16

    Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

    2

    Урок изучения новых знаний.

    Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

    Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

    Знать имена художников и их произведения.

    Уметь

    - передавать цветом настроение, национальный характер;

    - воспринимать произведения искусства.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски.

    Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику.

    Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи».

    Великие темы жизни (11 часов).

    17

    Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.

    Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес.

    Знать имена выдающихся художников и их произведения.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

    Выступления с анализом произведений известных художников.

    Исторические произведения Ф.Гойи.

    Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев.

    Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве».

    18

    Тематическая картина в русском искусстве 19 века. века.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности.

    Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».

    Знать имена выдающихся художников и их произведения.

    Уметь

    воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

    Выступления с анализом  тематических произведений известных художников.

    Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Тульской области.

    Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова».

    19-21

    Процесс работы над тематической картиной.

    3

    Комбинированный.

    Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

    Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.

    Знать этапы создания картины.

    Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Принести репродукции с картин на библейские темы.

    Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине».

    22-24

    Библейские темы в изобразительном искусстве.

    3

    Комбинированный.

    Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

    Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.

    Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

    Уметь строить тематическую композицию.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

    Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры.

    Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве».

    25-26

    Монументальная скульптура и образ истории народа.

    2

    Комбинированный.

    Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

    Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою.

    Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

    Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной).

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

    Мемориалы, установленные на Тульской земле.

    Подготовить свои работы к творческому отчёту.

    Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура».

    27

    Место и роль картины в искусстве 20 века.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

    Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.

    Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. 

    Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение.

    Аргументировано анализировать картины художников.

    Монументальная живопись Мексики.

    Монументальная живопись Тульского региона.

    Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала».

    Реальность жизни и художественный образ (7 часов).

    28-29

    Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

    2

    Урок изучения новых знаний.

    Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В.Фаворского.

    Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.

    Знать 

    - имена известных художников-иллюстраторов книг;

    - роль художественной иллюстрации.

    Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.

    Творческое обсуждение работ.

    Творчество Г.Доре, О.Домье и художников Тульской области.

    Сбор материала, эскизы для проекта.

    Мультимедийная презентация «В.Фаворский».

    30

    Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

    Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.

    Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.

    Уметь создавать творческую композицию по воображению.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

    Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века».

    31

    Зрительские умения и их значение для современного человека.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.

    Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.

    Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.

    Уметь аргументировано анализировать произведения искусства.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

    Творческий характер зрительского восприятия.

    Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

    Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин».

    32

    История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени.

    Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства».

    Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.

    Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины.

    -

    Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве.

    Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве».

    33

    Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.

    Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальностьхудожника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

    Знать 

    - имена великих художников в истории искусства и их произведения;

    - особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах.

    Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

    Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Тульской области или России.

    Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения».

    34

    Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года.

    Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке.

    Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

    Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

    Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

    Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию).

    Мультимедийная презентация «Музеи мира».

    Список литературы.

    - Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

    - «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

    - Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

    - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

    . Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.

    . Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт. – сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 223 с.: ил.

    . Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт./сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

    . Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков авт./сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

    . Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З.А.Степанчук (и др.). – Волгоград: Учитель, 2009. – 271 с.

    . Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт./сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77 с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...