ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по дисциплине «Изобразительное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Александровская Татьяна Федоровна

Декоративное искусство неотрывно связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое образное начало. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются и обычно составляют ансамбль. Поэтому изучение прикладных технологий должно вестись в тесной связи с такими дисциплинами как история орнамента, интерьер, экстерьер, скульптура, тесно преломляясь сквозь призму проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizajn.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по дисциплине

«Изобразительное искусство»

Кружок   «Современный  стиль»


 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи дисциплины

а) Дисциплина «Прикладные технологии в дизайне» имеет цель дать представление о народном и декоративно-прикладном искусстве, которое являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой  - монументально-декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия, и оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство неотрывно связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое образное начало. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются и обычно составляют ансамбль. Поэтому изучение прикладных технологий должно вестись в тесной связи с такими дисциплинами как история орнамента, интерьер, экстерьер, скульптура, тесно преломляясь сквозь призму проектирования.

Методика и содержание дисциплины «Прикладные технологии в дизайне» должны строиться в соответствии  с современными требованиями дизайнерского искусства, предусматривать проектную деятельность, следовать принципу «от простого к сложному» и соответствовать личностно-ориентированному обучению.

б)        В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Для чего изучается декоративно-прикладное искусство, художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства, традиционные народные промыслы России и их главные отличительные признаки (форма, пропорции, колорит, орнамент, технология обработки материала), виды прикладного творчества;

уметь:

использовать изучаемые технологии на практике, использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию, фактуру, особенности материала как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

приобрести навыки:

стилизации различных форм, в освоении и использовании различных прикладных технологий, в современном дизайне, формообразовании объектов с учётом прикладных технологий, создании декоративных объектов в органичной связи с окружающей средой (панно, светильники, ширмы, мебель, посуда, зеркала и т.д.)

в) Программа  по  дисциплине  “ Прикладные технологии в дизайне “  составлена  на  основании  Госстандарта РФ  для  специальности  070601  

“ Дизайн “  (по  отраслям), типовая программа УМО МГХПУ им. С.Г.Строганова   (утвержд. 14.03.2003 г.)

1.2 Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе

Основные художественные промыслы, основы стилизации формы. Взаимосвязь формы и декора. Основы художественной обработки различных материалов. Основы декоративной композиции. Символика цвета и формы. Роль и место прикладных технологий в современном дизайне. Особенности технологии выполнения батика, гобелена, пескоструйки, лоскутной техники, росписи по дереву, мягкой игрушки, резьбы по дереву, маркетри и т.д. История развития декоративно-прикладного искусства. Проектирование объектов на основе прикладных технологий.

  1.    Связь с последующими дисциплинами

          Материалы дисциплины используются при изучении следующих дисциплин: рисунок, черчение, геометрия, география, история.

1.4  Требования  к  уровню  и  результатам  освоения  дисциплины.

Выпускник  по  направлению  подготовки  Дизайн  с  квалификацией  (степенью)  «специалист»  в  соответствии  с  задачами  профессиональной  деятельности  и  целями  основной  образовательной  программы  должен  обладать  следующими  компетенциями:

а) общекультурными  (ОК)

    -  владеет  культурой  мышления,  способен  к  обобщению,  анализу, восприятию  информации, постановке  цели  и  выбору  путей  её  достижения    (ОК-1);

    -  стремится  к  саморазвитию,  повышению  своей  квалификации  и  мастерства  (ОК-6)

б)   профессиональными  (ПК)

      -  владеет  навыками  линейно-конструктивного  построения ;

      -  владеет  рисунком, умеет  использовать  рисунки  в  практике  составления  композиции  и  переработкой  их  в  направлении  епроектирования  любого  объекта, принципами  выбора  техники  использования  конкретного  рисунка (ПК-2)..

2.Содержание дисциплины

2.1 Тематический план и трудоемкость аудиторных занятий (модули, разделы дисциплины и виды занятий по учебному плану)

Первый  год  обучения.

Модуль 1 Батик

Темы

Наименование

часы

История развития искусства батика

6

Особенности технологии выполнения батика

6

Изучение техники холодного батика

6

Горячий батик

6

Узелковая техника в батике

6

Свободная роспись по ткани. Использовании е дополнительных средств (солей, фена, трафарета, печатей и т.д.)

6

Техника «кракле»

6

Проектирование объекта и использованием технологии батика

30

Всего

72

Модуль 2. Гобелен

История развития искусства гобелена

2

Тема занятия

Часы

Особенности технологии выполнения гобелена. Материалы, инструменты, приспособления

4

Подготовка станка для гобелена. Натяжка основы

4

Гладкошёрстное плетение: соединение нитей, египетские петли, образование рисунка

8

Ворсовое плетение, разновидности ворсовых узлов

8

Смешанные техники и плетения, нетрадиционные приёмы плетения, использование различных дополнительных аксессуаров

8

Применение техники гобелена в современном дизайне

8

Проектирование объёкта средового дизайна с применением техники гобелена

30

Всего

72

               Всего                                                                                                   144

Второй  год  обучения.

Модуль 3. Лоскутная техника

История развития лоскутной техники

6

Ткани и инструменты

6

Обработка тканей и возможности тканей, их фактура, использование тесьмы, шпагата, пуговиц, бусин и т.д.

6

Цветовая гармония в работе с лоскутками, основы и особенности композиции

6

Техника «Клееная аппликация»

6

Техника «Мозаика»

6

Тема занятия

Часы

Техника «Плоская и объёмная машинная аппликация»

6

Техника «Печворк»

6

Тема занятия

Часы

Декорирование лоскутной техникой. Объёмные объекты.

6

Лоскутная живопись. Создание картины из ткани.

14

Проектирование и выполнение объекта средового дизайна с применением лоскутной техники (итоговая работа)

26

Всего

104

Модуль 4. Дизайн игрушек

История развития игрушек на Западе и в России

4

Материалы и инструменты для изготовления игрушек

4

Изготовление кукол-оберегов. Тряпичная кукла

4

Кукла-образ (использование нетрадиционных подходов и материалов в изготовлении кукол)

4

Раскрой и изготовление мягкой игрушки

20

Итоговая работа. Выполнение дизайн-проекта на тему «Игрушка» (панно+игрушка, сувенирные наборы, стул-игрушка+игрушка и т.д.)

20

Всего

56

Модуль 5. Использование различных прикладных технологий в дизайне предметов быта

Новое рождение старого стула – стилевое решение объекта

6

Эффект состаривания. Работа с деревянными поверхностями

6

Использование различных росписей в декоре объектов быта

6

Декоративные панно как акцент в средовом дизайне

6

Тема занятия

Часы

Коллаж, папье-маше, смешанные техники

6

Возможности работы с кожей и её заменителями

6

Возможности техники «Солёное тесто»

6

Создание фактуры и объёма из различных видов бумаги

6

Итоговая работа: декоративное панно (стиль, материал и техника по выбору студента)

8

Всего

56

             Всего                                                                                                    216

2.3 Наименование тем, лекций, их содержание и объем в часах (10 час)

Модуль 1

Батик

Тема 1 История развития искусства батика

 Родина батика. Развитие батика в Индонезии, Индии, Китае, Японии. Распространение техники «батик» в европейских странах. Особенности развития батика в России. Ведущие российские мастера в этой технике.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 2 Особенности технологии выполнения батика

Виды батика. Специфика видов росписи тканей. Меры предосторожности. Подготовка основы для росписи. Инструменты и материалы, используемые в этой технике.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 3 Изучение техники холодного батика

 Особенности техники холодного батика. Специфика его выполнения. Разновидности холодного батика. Этапы выполнения работы в технике холодного батика.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 4 Горячий батик

Виды горячего батика. Особенности этой техники и специфика выполнения. Техника безопасности при выполнении горячего батика. Этапы выполнения работы.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 5 Узелковая техника в батике

   Особенности выполнения и технические приемы этой техники. Техника безопасности, художественные возможности и достоинства узелкового батика. Средства выразительности. Этапы работы при выполнении работы в данной технике.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 6 Свободная роспись по ткани

 Особенности выполнения росписи в этой технике. Использование дополнительных средств (солей, фена, трафаретов, печатей и т.д.). Разновидности свободной росписи, ее возможности и средства выразительности.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 7 Техника кракле

 Возможности и средства выразительности этой техники. Технические приемы. Поэтапность выполнения. Использование в сочетании с другими техниками.

Литература (4, 8, 15, 17)

Тема 8 Проектирование объекта с использованием техники батика

Художественное осмысление объекта дизайна. Выработка идеи. Связь формы и декора. Композиция в ДПИ. Функциональность, практичность и эстетика проектируемого объекта. Выполнение и утверждение эскизов. Этапы работы выполнения объекта в материале. Оформление работ.

Литература (4, 8, 10, 15, 17)

Модуль 2

Гобелен

Тема 1 История развития искусства гобелена

 Развитие ручного ткачества на различных исторических этапах. Связь техники гобелена с художественными стилями. Развитие гобелена в европейских странах. Особенности развития этой техники на Руси. Развитие гобелена на современном этапе.

Литература (1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 14, 16)

Тема 2 Особенности технологии выполнения гобелена

 Используемые материалы, инструменты и приспособления. Технические приемы и средства выразительности этой техники. Отличительные особенности ручного ткачества от других техник. Особенности стилизации для гобелена. Основы композиции в ДПИ. Цвет в ДПИ. Виды гобелена.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16)

Тема 3 Подготовка станка для гобелена

Особенности изготовления станка для данной техники в зависимости от предполагаемых размеров творческой работы. Правила натягивания основы. Особенности нитей, используемых для основы. Значение ремиз и планок. Предназначение утка. Подбор материала.

Литература( )

Тема 4 Гладкошерстное плетение

Особенности гладкошерстного плетения. Подбор материала к этому виду. Средства выразительности и особенности стилизации. Этапы работы. Соединение нитей (различные виды). Выполнение египетских петель и сумахого плетения, особенности их фактуры.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16 )

Тема 5 Ворсовое плетение

 Разновидности ворсовых узлов. Технические приемы и секреты. Средства выразительности и особенности стилизации для ворсовых гобеленов. Подбор нитей. Этапы работы.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16 )

Тема 6 Смешанные техники

 Особенности использования смешанных техник. Технические приемы нетрадиционных видов плетения. Использование необычных материалов для ручного ткачества, использование различных дополнительных аксессуаров. Креативное мышление в использовании данной техники в дизайне.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16 )

Тема 7 Применение техники гобелена в современном дизайне

Анализ произведений искусства в данной технике. Креативное мышление в использовании гобелена в дизайне. Место и роль гобелена в современном интерьере. Сочетание гобелена с другими техниками.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16)

Тема 8 Проектирование объекта средового дизайна с применением техники гобелена

Художественное осмысление декорируемого интерьера  и объекта. Выработка идеи. Связь формы и декора. Функциональность, декоративность и эстетика объекта. Выбор технических приемов, материалов, утверждение эскизов. Этапы работы.

Литература (1-5, 7, 10, 11, 14, 16 )

Модуль 3

Лоскутная техника

Тема 1 история развития лоскутной техники

Этапы развития лоскутной техники в контексте развития мировой художественной культуры. Развитие данной техники в различных странах. Особенности развития в России.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

Тема 2 Ткани и инструменты

Особенности различных тканей, их химический состав, плетение, фактура, рисунок и т.д. Подбор тканей. Используемые инструменты, основа, рамы и т.д.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17 )

Тема 3 Обработка тканей и возможности тканей

Способы обработки различных тканей, виды швов и соединений. Побор тканей. Контраст фактур, цвета и рисунка. Использование различных дополнительных материалов (тесьма, шпагат, шнуры, кожа, пуговицы, бусины). Особенности композиции и стилизации для лоскутной техники.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17 )

Тема 4 Цветовая гармония в работе с лоскутами

 Основы цветоведения и колористики. Основы и особенности композиции. Цветовые сочетания. Ткань и цвет. Восприятие ткани с рисунком. Одноцветные ткани и восприятие их фактур.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

 

Тема 5 Техника «Клееная аппликация»

Особенности и возможности этой техники. Способы приклеивания ткани на основу. На что можно приклеивать и что использовать нельзя. Этапы работы. Виды аппликации.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17 )

Тема 6 Техника «Мозаика»

Особенности, возможности, средства выразительности и приемы данной техники. Этапы работы. Способы крепления ткани в этой технике.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

 Тема 7 Техника «Плоская и объемная машинная аппликация»

Техника безопасности. Использование швейных машин. Виды строчек и швов. Различия и особенности плоской и объемной аппликации, технические приемы. Этапы работы.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

Тема 8 Техника «Печворк»

Технические приемы данной техники, Способы соединения лоскутов. Подбор рисунка и ткани. Средства выразительности. Этапы выполнения работы. Отличие от других техник. Достоинства техники «печворк», спектр использования в современном дизайне.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17 )

Тема 9 Декорирование лоскутной техникой объемных предметов

Связь формы и декора. Особенности применения текстиля в декоре предметов быта. Экспериментальное креативное мышление. Роль текстиля в современном дизайне.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17 )

Тема 10 Лоскутная живопись. Создание картины из ткани.

Создание сложной композиции из ткани в любой вышеперечисленной технике, с учетом особенностей композиции и цветоколористики. Этапы работы. Значение оформления законченной работы.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

Тема 11 Проектирование и выполнение объекта средового дизайна с применением лоскутной техники

Креативное мышление в выработке идеи, выборе объекта и материалов. Образность объекта. Связь формы и декора. Функциональность, практичность и эстетика объекта. Выбор технических приемов и материалов. Поэтапность работы. Результативность.

Литература (1, 4, 5, 12, 13,16, 17)

 

Модуль 4

Дизайн игрушек

Тема 1 История развития игрушек на Западе и в России

Исторические этапы развития игрушек в различных странах. Особенности развития игрушек в России. Народная игрушка. Виды игрушек. Традиционные промыслы игрушек на Руси.

Литература (3, 4, 9, 14, 18)

Тема 2 Материалы и инструменты для изготовления игрушек

 Виды игрушек. Разнообразие использования материалов. Функциональность игрушек. Коллекционные игрушки. Мягкие игрушки, деревянные игрушки, глиняные игрушки, фарфоровые куклы, резиновые игрушки, игрушки из пластмассы, игрушки-трансформеры и т.д. Необходимые материалы и инструменты для изготовления этих видов игрушек.

Литература (3, 4, 9, 14, 18 )

Тема 3 Изготовление кукол-оберегов. Тряпичная кукла.

Из истории славянской мифологии. Значение и образность куклы-оберега. Символика цвета. Подбор материала и фактур. Этапы выполнения. Образность.

Литература (3, 4, 9, 14, 18 )

Тема 4 Кукла-образ

Использование нетрадиционных подходов и материалов в изготовлении игрушки. Игрушка как объект искусства. Создание образа. Креативное мышление в создании игрушки. Этапы работы. Защита своей работы.

Литература (3, 4, 9, 14, 18 )

Тема 5 Раскрой и изготовление мягкой игрушки

Виды мягких игрушек. Особенности их изготовления. Подбор меха или других материалов. Наполнители для мягких игрушек. Изготовление выкройки (шаблоны, лекало). Способы сшивания частей игрушки, виды швов, правильность набивки игрушки наполнителем. Этапы работы и техника безопасности. Экологические требования к изготовлению мягких игрушек.

Литература (3, 4, 9, 14, 18 )

Тема 6 Итоговая работа. Выполнение дизайн-проекта на тему: «игрушка»

Выполнение проекта с использованием технологии изготовления игрушек (панно-игрушка, сувенирный набор, стул-игрушка, часы-игрушка и т.д.). Выработка идеи, креативное мышление. Функциональность и практичность объекта. Этапы выполнения. Дизайн-концепция.

Литература (3, 4, 9, 14, 18)

Модуль 5

Использование различных прикладных технологий

в дизайне предметов быта

Тема 1 Новое рождение старого стула

Стилевое решение объекта (стула). Выполнение эскиза. Выбор стиля. Выбор материалов и технических приемов. Этапы работы. Создание образа. Сочетание функциональности и декора.

Литература (1-18)

Тема 2 Эффект состаривания. Работа с деревянными поверхностями.

Особенности обработки деревянных поверхностей. Веяния моды. Использование различных материалов (лаки, краски, наждачная бумага, щетки и т.д.) для эффекта состаренной поверхности. Технология и последовательность работы. Меры предосторожности.

Литература (1-18)

Тема 3 использование различных росписей в декоре объектов быта

Виды росписи. Особенности, материалы и технические приемы росписи по стеклу, по дереву, керамике, зеркалу и т.д. Взаимосвязь росписи и формы. Традиционные виды росписи на Руси. Средства выразительности росписи, орнаментальность, подбор цветового решения.

Литература (1-18)

Тема 4 Декоративное панно как акцент в средовом дизайне

Особенности декора стен различными элементами. Идея создания панно. Особенности декоративного панно, их предназначение и роль в интерьере. Этапы выполнения декоративного панно, стилевое решение, органичность в интерьере. Выбор техники И выработка дизайн-концепции. Выполнение декоративного панно с элементами росписи.

Литература (1-18)

Тема 5 Коллаж, папье-маше, смешанные техники

 Особенности и используемые материалы в технике коллажа. Технические приемы, способы крепления элементов коллажа. Правила выполнения техники папье-маше, материалы и приспособления. Использование в современном дизайне смешанных техник. Применение, роль прикладных технологий в средовом дизайне. Путь от ремесла к творчеству. Выполнение творческой работы в технике коллажа и папье-маше.

Литература (1-18)

Тема 6 Возможность работы с кожей и ее заменителями

Особенности обработки кожи. Различие между натуральной и кожзаменителями. Теснение на коже. Правила кожи по коже. Способы изменения цвета кожи. Нанесение рисунка на кожу. Выполнение декоративного панно из кожи или кожзаменителей. Этапы работы. Создание образа.

Литература (1-18)

Тема 7 Техника «Соленое тесто»

Особенности техники. Материалы и приспособления данной техники. Технические приемы, технология изготовления. Способы раскраски. Особенности рельефа и объема, фактуры в технике «соленое тесто». Выполнение творческой работы в этой технике.

Литература (1-18)

Тема 8 Создание фактуры и объема из различных видов бумаги

Технология изготовления фактурных поверхностей из бумаги различных сортов. Разновидность фактур. Зависимость фактуры от сорта бумаги и способа ее обработки. Создание творческих работ с использованием фактур из бумаги. Создание объема.

Литература (1-18)

Тема 9 Итоговая работа. Декоративное панно

Выполнение контрольной работы (стиль, материал, техника по выбору студента). Выработка идеи, дизайн-концепция. Эскизы, картон. Выполнение панно в материале. Создание художественного образа. Оформление творческой работы для экспозиции.

Литература (1-18)

2.4 Зачетные вопросы

1. Роль прикладных технологий в современном дизайне.

2. Виды батика.

3. Особенности и разновидности холодного батика.

4. Особенности и разновидности горячего батика.

5. История развития техники «батик».

6. История развития ручного ткачества.

7. Особенности технологии выполнения гобелена. Виды гобелена.

8. История развития лоскутной техники.

9. Виды лоскутной техники.

10. Особенности технологии лоскутной техники.

11. Роль текстиля в современном дизайне.

12. История развития игрушек в различных странах

13. История развития игрушек в России.

14. Народная игрушка. Традиционные промыслы игрушек на Руси.

15. Особенности мягких игрушек. Виды мягкой игрушки.

16. Вопросы экологии в изготовлении мягких игрушек.

17. Виды прикладных технологий в современном дизайне.

18. Виды росписей и их особенности.

19. Роль декоративного панно в интерьере.

20. техника выполнения коллажа.

21. Особенности техники папье-маше, технология выполнения.

22. Особенности обработки кожи.

23. Технологии работы в технике «соленое тесто».

24. Особенности создания фактур из различных сортов бумаги.

25. Значение и особенности стилизации в ДПИ.

26. Виды орнаментов.

27. Зависимость декора от формы.

28. Особенности композиции в ДПИ.

29. Символика цвета в ДПИ,

30. Развитие ДПИ в различные эпохи.

2.5 Практические занятия, их наименование, содержание и объём (42часа)

Целью практических занятий приобретение знаний, умений и навыков в освоении прикладных технологий батика, гобелена, лоскутной техники, изготовление игрушек и других техник.

Наименование занятий

Объём

Форма контроля

Литература

1. Батик

Выполнение учебной работы в технике «холодный батик» (А4)

3

1 КТ

1-18

Учебная работа в технике «Горячий батик»

3

1 КТ

1-18

Изучение узелковой техники (А4)

3

1 КТ

1-18

Выполнение учебной работы в технике свободной росписи (А4)

3

1 КТ

1-18

Учебная работа по освоению техники «крекле» (А4)

3

2 КТ

1-18

Выполнение эскизов к творческой итоговой работе (А4)

3

2 КТ

1-18

Выполнение проектируемого объекта в технике батик в натуральную величину (размер определяется с преподавателем)

27

2 КТ +просмотр

1-18

2. Гобелен

Подготовка основы для гобелена

1

Учебная работа по освоению гладкошерстного плетения

-  классическое плетение и соединение нитей (10х10 см)

-  сумаховое плетение и египетские петли (10х10 см)

3

3

1 КТ

1 КТ

1-18

Выполнение учебной работы в технике ворсового плетения (10х10 см)

3

1 КТ

1-18

Выполнение пробного мини-гобелена в смешанной технике с использованием дополнительных материалов (бусинок, пуговиц, стекла, керамики, дерева и т .д. 15х20 см)

3

1 КТ

1-18

Выполнение фантазийной работы в технике гобелена из тесьмы, шнура, бечёвок, кусков тканей и т.д.

3

1 КТ

1-18

Выполнение эскизов к творческой итоговой работе (А4)

3

1 КТ

1-18

Выполнение в материале творческой работы согласно эскизам (размер обговаривается с преподавателем)

27

2 КТ

просмотр

1-18

3. Лоскутная техника

Выполнение учебной работы в технике «клееная аппликация» (А4)

3

1 КТ

1-18

Выполнение учебной работы в технике «мозаика» (А4)

3

1 КТ

1-18

Выполнение учебной работы в технике «машинная аппликация»

-  натюрморт (А4)

-  животное (объёмное) (А4)

6

1 КТ

1-18

Декорирование кувшина, рамки или других предметов с помощью лоскутной техники

3

1 КТ

1-18

Выполнение учебной работы (салфетка) в технике «печворк» (20х20 см)

3

1 КТ

1-18

Выполнение к учебной работе «картина в лоскутной технике» (А4)

3

В рабочем порядке

1-18

Выполнение мини-картины в лоскутной технике (А3)

6

2 КТ

1-18

Выполнение эскизов к итоговой творческой работе в лоскутной технике (А4)

3

В рабочем порядке

1-18

Проектирование и выполнение в материале итоговой творческой работы согласно утверждённым эскизам (размер обговаривается и согласуется с преподавателем)

20

2 КТ+ просмотр

1-18

4. Дизайн игрушек

Изготовление тряпичных кукол

2

1 КТ

1-18

Выполнение куклы-образа (бумага, бутылки, ткани, солёное тесто, пластик, стекло и т.д.)

2

1 КТ

1-18

Пошив мягкой игрушки (мех, буклированные ткани)

3

1 КТ

1-18

Выполнение эскизов зачётной работы (А4)

2

1 КТ

1-18

Выполнение зачётной работы по теме «Игрушка» в материале

6

1 КТ

1-18

5. Использование различных прикладных технологий в дизайне предметов быта

Выполнение декора старого стула в каком-то стиле

2

2 КТ

1-18

Выполнение учебной работы с применением эффекта состаривания (деревянная шкатулка)

2

2 КТ

1-18

Декор объектов быта с использованием элементов росписи, трафаретов, техники скани (хлебница, шкатулка, стул, журнальный столик)

3

2 КТ

1-18

Учебная работа по освоению техники папье-маше (маска)

4

2 КТ

1-18

Учебная работа по освоению техники «солёное тесто» (декоративное панно «Натюрморт» (20х30 см)

2

2 КТ

1-18

Учебная работа по освоению создания фактуры и объёма из туалетной бумаги (декоративное панно «Дерево» (10х30 см)

2

2 КТ

1-18

Выполнение декоративного панно из кожи или кожзаменителей (20х30 см)

2

2 КТ

1-18

Выполнение эскизов творческой работы (А4)

2

2 КТ

1-18

Выполнение зачётной творческой работы в материале (декоративное панно, сувенирный набор или ансамбль из различных объектов). Размеры обговариваются и согласуются с преподавателем

20

2 КТ+ просмотр

1-18

Рекомендуемая литература:

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М. Просвещение 1991
  2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М. Искусство 1971
  3. Богуславская  Добрых рук мастерство. М.Искусство 1976
  4. Борадулина В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. М. Просвещение 1970
  5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М. Искусство 1977
  6. Тамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. М. МГОПУ, НОУ 1998
  7. Терчук Ю.Я. Что такое орнамент? М. Гарант 1998
  8. Давыдов С. Энциклопедия «Батик». М. АСТ-пресс книга 2005
  9. Дайн Г.Я. Игрушечных дел мастера. М. Прсвещение 1993
  10. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М. АУТОПАН 1993
  11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.М.Просвещение 1983
  12. Мак Кормик Гордон Мэгги. Лоскутное шитье. Издательский дом «Ниела 21-й век» 2005
  13. Митителло К. Аппликация из ткани. М. Эксмо-пресс 2002
  14. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М. Изобразительное искусство 1983
  15. Сокольникова Изобразительное искусство. М. Академия 1999
  16. Трубникова От ремесла к творчеству. Ростов-на-Дону РГПУ 1997
  17. Штикалова Возвращение к истокам. М. Владов 2000
  18. Журнал кукольный мастер №1-10 2005

 Тематический план и трудоемкость аудиторных занятий (модули, разделы дисциплины и виды занятий по учебному плану) кружка

«Современный  стиль»

Учитель  Александровская Т. Ф.

Первый  год  обучения.

Модуль 1 Батик

Темы

Наименование

часы

История развития искусства батика

6

Особенности технологии выполнения батика

6

Изучение техники холодного батика

6

Горячий батик

6

Узелковая техника в батике

6

Свободная роспись по ткани. Использовании е дополнительных средств (солей, фена, трафарета, печатей и т.д.)

6

Техника «кракле»

6

Проектирование объекта и использованием технологии батика

30

Всего

72

Модуль 2. Гобелен

История развития искусства гобелена

2

Тема занятия

Часы

Особенности технологии выполнения гобелена. Материалы, инструменты, приспособления

4

Подготовка станка для гобелена. Натяжка основы

4

Гладкошёрстное плетение: соединение нитей, египетские петли, образование рисунка

8

Ворсовое плетение, разновидности ворсовых узлов

8

Смешанные техники и плетения, нетрадиционные приёмы плетения, использование различных дополнительных аксессуаров

8

Применение техники гобелена в современном дизайне

8

Проектирование объёкта средового дизайна с применением техники гобелена

30

Всего

72

               Всего                                                                                                   144

Второй  год  обучения.

Модуль 3. Лоскутная техника

История развития лоскутной техники

6

Ткани и инструменты

6

Обработка тканей и возможности тканей, их фактура, использование тесьмы, шпагата, пуговиц, бусин и т.д.

6

Цветовая гармония в работе с лоскутками, основы и особенности композиции

6

Техника «Клееная аппликация»

6

Техника «Мозаика»

6

Тема занятия

Часы

Техника «Плоская и объёмная машинная аппликация»

6

Техника «Печворк»

6

Тема занятия

Часы

Декорирование лоскутной техникой. Объёмные объекты.

6

Лоскутная живопись. Создание картины из ткани.

14

Проектирование и выполнение объекта средового дизайна с применением лоскутной техники (итоговая работа)

26

Всего

104

Модуль 4. Дизайн игрушек

История развития игрушек на Западе и в России

4

Материалы и инструменты для изготовления игрушек

4

Изготовление кукол-оберегов. Тряпичная кукла

4

Кукла-образ (использование нетрадиционных подходов и материалов в изготовлении кукол)

4

Раскрой и изготовление мягкой игрушки

20

Итоговая работа. Выполнение дизайн-проекта на тему «Игрушка» (панно+игрушка, сувенирные наборы, стул-игрушка+игрушка и т.д.)

20

Всего

56

Модуль 5. Использование различных прикладных технологий в дизайне предметов быта

Новое рождение старого стула – стилевое решение объекта

6

Эффект состаривания. Работа с деревянными поверхностями

6

Использование различных росписей в декоре объектов быта

6

Декоративные панно как акцент в средовом дизайне

6

Тема занятия

Часы

Коллаж, папье-маше, смешанные техники

6

Возможности работы с кожей и её заменителями

6

Возможности техники «Солёное тесто»

6

Создание фактуры и объёма из различных видов бумаги

6

Итоговая работа: декоративное панно (стиль, материал и техника по выбору студента)

8

Всего

56

             Всего                                                                                                    216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства". Срок реализации-3 года, для детей от 10 до 17 лет. Автор-составитель: Бакалец Ольга Васильевна, педагог доп...

Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Своими руками"

Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовлени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувст...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, ...