Рабочая программа по дополнительному образованию изостудии "Радуга"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Зверкова Елена Александровна

Программа для занятий с учащимися во вне урочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 647

Образовательная программа

творческого коллектива

«РАДУГА»

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста

(7 – 13 лет)

Срок реализации программы – 2 года

По программе  «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция», автор Мурлага Р.И.
"Ключ к успеху", сборник № 13,г. Москва 2003 г.

Педагог дополнительного образования – Зверкова Елена Александровна

МОСКВА 2013

Пояснительная записка

     Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности — важнейшая задача современной отечественной педагогики. Решение ее должно начинаться в детстве. Одним из наиболее эффективных средств для этого является изобразительная деятельность. Она оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Позиция дополнительного образования определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, осипни, рациональные способы изобразительной деятельности, выработанные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное художественное обучение детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка до оптимальных параметров. Современная общеобразовательная школа не располагает возможностями в полной мере удовлетворить потребности учащихся в занятиях изобразительной деятельностью. Специализированные же программы, позволяющие обеспечить крепкую базу для развития творческого потенциала ребенка, ориентированы, как правило, на особо увлеченных и способных детей. Программа «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность детям, независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня профессиональной художественной подготовки. Направленность программы  студии «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения). Причем для каждого из четырех годов обучения предусмотрены конкретные задания, ориентированные на определенную возрастную категорию учащихся. Программа  разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

     Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

     Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

     В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

     Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Оптимальная наполняемость группы для занятий — 15 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы  в сторону увеличения, но не более двух-трех  человек.

Основная  цель  программы

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  1. Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта;
  2. Художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  3. Технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–13 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы

     На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  1. Ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  2. Развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  3. Исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–13 лет.

    Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

     Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

     Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  1. Занятия в свободное время;
  2. Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  3. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  4. Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы занятий

     Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  3. В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  6. Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

     Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

     Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

     Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

     Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

     В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 2 раз в неделю по 90 минут, количество часов в неделю 4 часа.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в первый год обучения.  Занятия проходят в режиме – 2 часа в неделю.

Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Ожидаемые результаты освоения программы

       Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. 

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  1. названия основных и составных цветов;
  2. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  3. изобразительные основы декоративных элементов;
  4. материалы и технические приёмы оформления;
  5. названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  1. пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  2. полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  3. подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  4. владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  5. моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  6. пользоваться материалами.

Обучаемые   второго – третьего  года обучения

Должны знать:

  1. особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  2. разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  3. творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  4. основы графики;
  5. правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  1. пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  2. пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  3. различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  4. рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  5. выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  6. проявлять творчество в  создании работ.

Обучаемые четвёртого года обучения

Должны знать:

  1. разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  2. значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  3. различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  4. основы дизайна;
  5. творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
  6. правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  1. работать в определённой цветовой гамме;
  2. добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;
  3. передавать пространственные планы способом загораживания;
  4.  передавать движение фигур человека и животных;
  5.  сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  6.  свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  7.  решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Программа

Первый год обучения. Ознакомительный этап:  6 – 7 лет.

     Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

     Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 8–10 лет.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Четвёртый года обучения. Исследовательский этап: 10–11 лет.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Учебный план

Раздел

(вид работы)

Тема

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

1.

Рисунок

Основы рисунка. Натюрморт

6

1

5

Рисование с натуры объектов и картин природы

4

1

3

2.

Живопись

Основы акварельной живописи. Натюрморт

6

1

5

Живопись на пленэре

4

1

3

Правда и красота повседневной жизни

12

2

10

Мир природы

24

4

20

Портрет

8

2

6

Архитектурная фантазия

10

1,5

8,5

3.

Композиция

Рисуем вместе

14

2

12

«Дела давно минувших дней...»

10

2

8

Аппликация

10

1,5

8,5

Волшебные страницы

8

1

7

Образ и цвет

10

2

8

Свободная тема

14

2

12

Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки

2

-

2

Итого:

144

26

118

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

  1. 1

Беседа о цвете. Правила работы с акварельными красками, гуашью.

3

  1. 2

Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему.

3

  1. 3

Путешествие по радуге.

2

  1. 4

Осенние листья.

2

  1. 5

Осенняя сказка.

2

  1. 6

Изображение дерева (акварель, гуашь)

2

  1. 7

Моя любимая игрушка медвежонок (гуашь)

2

  1. 8

Изображение белочки на дереве (акварель).

2

  1. 9

Изображение цапли в болоте (акварель, гуашь)

2

Дерево колдуньи.

2

Подводное царство. Рыбки в реке (акварель).

2

Разноцветная рыбка.

2

Как прекрасен этот мир.

2

Осьминожки.

2

Улитка на листке (акварель).

2

Волшебный лес.

2

Невиданный зверь.

2

Веселый лужок.

2

Зимняя сказка.

2

«Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха.

2

Снегири на ветке.

2

Сказочная птица.

2

Что за чудо эти сказки.

2

Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах (акварель, гуашь).

2

Бабочки.

2

Превращение ладошки.

3

Рисуем букет.

2

Космический коллаж.

2

Мой маленький друг.

2

Дружные котята. Изображение трех котят (акварель, гуашь).

2

Изображение утенка (акварель, гуашь).

2

Изображение олененка на полянке (акварель, гуашь).

2

Изображение поросят (акварель, гуашь).

2

Идет весна - красна.

2

Подарок маме. Мамин портрет.

2

Изображение птички на дереве (акварель).

2

Ежик на полянке. Изображение ежика (акварель, гуашь).

2

Изображение филина на суку (гуашь)

2

Царевна Лягушка. Изображение лягушонка (гуашь).

2

Изображение зайчика под елью (акварель, гуашь).

2

Здравствуй Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза (акварель, гуашь).

2

Изображение снеговика (гуашь).

2

 Африканский слон. Изображение слона на фоне джунглей       (акварель, гуашь).

2

Изображение рыбок в аквариуме (акварель).

2

Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.

3

Выполнение наброска и раскрашивание пластилином Микки Мауса.

3

 Выполнение наброска и раскрашивание пластилином кота.

3

Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка.

3

Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой бабочки.

3

Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой цыпленка.

3

Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой попугая Кеши.

3

Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши. 

3

Выполнение наброска и раскрашивание точками попугая.

3

Выполнение наброска и раскрашивание точками малыша.

3

Ознакомление с техникой рисования «по мокрому». Выполнение упражнений.

3

Изображение пингвина и тюленя на фоне северного пейзажа (акварель)  «по мокрому».

3

Изображение дельфина в море (акварель)  «по мокрому».

3

Акварельные цветы. Ромашки   («по мокрому»)

3

Акварельные цветы. Тюльпаны   («по мокрому»)

3

Вот и лето пришло.

4

Итоговое занятие. Выставка работ.

4

Итого: 144 часа.

  

Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитный и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

Бумага служит основой для всех видов графических и живописных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бумага бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и длительного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использованию, откосятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисовальной и чертежной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверхностью удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой поверхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.

Графитный карандаш — наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию. Острием графита можно давать тончайшую линию, а ею боковой поверхностью — живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши «Кохинор» от Н до 2В или «Конструктор» от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры — степень этой силы (Н и Т — твердый, 13 и М — мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твердости или мягкости, так как твердые «царапают» бумагу, а использование очень мягких может привести к затертости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.

Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль — раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом материале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жесткую пастель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложится на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичсн. Его штрихи могут быть и плотными, и легкими, что создает возможность разнообразить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрываться цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приемы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.

Гуашевые краски являются основным живописным материалом для работы поданной программе. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в

смесях с белилами — мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми красками связаны с высветлеиием красочного слоя при высыхании. Поэтому нужен определенный навык, для того чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.

Акварель, как и гуашь, — водяная краска, и главное ее достоинство — прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свой-«увом акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.

Существуют определенные требования к качеству акварели. Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного производства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художественных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Кисти для работы водяными красками используют в основном мягкие (п некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ними применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготовленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновременно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии должны иметь заостренный конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламывается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.

Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения больших плоскостей или форм к формам меньшего размера, лете сохранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.

Палитра служит для механического смешения красок. В качестве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы белого цвета^жеда^тельно^ прямоугольной формы. Можно также пользоваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, побеленным с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бумагой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, особенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей «палитры» попадает в краску, лишает ее прозрачности и загрязняет всю живопись.

Работа с красками требует тщательной и серьезной подготовки. Так поступают художники-профессионалы, п начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольностей или поблажек. Для человека, который любит свое дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удовольствие. Хорошо подготовившийся к делу при исполнении заданий будет незаметно для себя приобретать профессиональные навыки, любовь к труду и порядку в работе.

Список литературы

  1. Герчук  Ю. Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10.  Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  12.  Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  13.  Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  14.  Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  15.  Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  16.  Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  17.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.