Главные вкладки

    Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
    рабочая программа по теме

    Шарыгина Юлия Александровна

    Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами. Расчитана на 8 часов в неделю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

      При разработке образовательной программы «Вокальное искусство» использовалась программа «Детский академический хор» Ю.С. Никифорова ( Н.Новгород).

      Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

    Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

    Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

    Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

    Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

    В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

    По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

    Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих

    целей и задачей:

    1.    формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
    2. развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    3. воспитание у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
    4.  формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
    5. оказание помощи в профессиональной ориентации;
    6.  выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося;
    7.  вовлечение детей и молодежи в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
    8. развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
    9.  об искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

    Основные содержательные линии:

    – обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

    – усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

    – обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

    Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

    Тематическое построение программы позволит педагогам дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

    Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

    Программа рассчитана на 5 лет обучения. 

     В хоре занимаются учащиеся от 11 до 18 лет, имеющие хорошие вокальные данные и прошедшие  собеседование. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).

     1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.            

    2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.

    3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.

    4-5 год обучения -  активная концертная деятельность, пение многоголосия, работа с солистами и малыми ансамблями.

    В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

    Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.

    По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

    При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

    В программе    Большую роль в работе играет подбор репертуара. В репертуаре хорового коллектива большое значение отводится исполнению произведений самодеятельных композиторов РК, композиторов русской и зарубежной классики. При составлении учебной и концертной программы руководитель должен заботиться о художественном и жанровом разнообразии. Хор один из немногих в республике самодеятельных коллективов, который в своем творчестве сохраняет песенное искусство. Хор представляет слушателю программу интересную, разнообразную и по форме, и по содержанию.

       Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

       Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.

                                             Характеристика программы:

            Тип – дополнительная образовательная программа;

            Направленность – художественно-эстетическая;

            Вид - модифицированная;

            Классификация – профессионально-прикладная;

            По возрастному принципу - разновозрастная.

                              Срок реализации – 5 лет

    .Условия реализации программы:      

    1.Учебно-методическое обеспечение:

     -  нормативно-правовые документы;

     -  образовательная программа;

     -  методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);

     -  специальная литература  (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).

    2.  Материально- техническое обеспечение:

    -  хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

    -  стационарная аппаратура ( магнитофон , усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов);

    - музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);

    -  концертные костюмы, реквизит.

    3.  Организационное обеспечение:

    -  необходимый контингент обучающихся;

    -  утвержденное расписание занятий;

    -  родительская помощь;

     -  связь с общественностью ( школы,  СУЗ ы и ВУЗы, СМИ ).

    Организационно-педагогические основы обучения

    Необходимые требования к проведению занятий:

    -  создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся;

    -  целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;

    -  применение различных методов и средств обучения;

    -  высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися;

    -  практическая значимость полученных знаний и умений.

    Механизм оценки результатов:

       Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:

    -  открытые занятия;

    -  сольные концерты;

    -  участие в фестивалях, конкурсах.

    Воспитательная работа и досуговая деятельность:

    -  работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.;

    -  досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.)  прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;

    -  участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;

    -  посещение концертов , выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.

        Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности хора. Хор имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя.

         Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах.

                                                       

                                                           Программа обучения предполагает:          

       - групповые хоровые занятия;        

       - занятия с солистами и ансамблями;      

       - участие в городских и Республиканских конкурсах и фестивалях;

       -  участие в концертах и выступлениях разных уровней.

    Год обучения

    Возраст

    Общее кол-во человек

    Продолжительность занятий (мин.)

    Общее кол-во хоровых занятий

    Кол-во часов работы с солистами и ансамблями

    Общее кол-во часов

    1

    11-12

    15

    40

           8

         

         8

    2

    12-13

    15

    40

            7

    1

         8

    3

    14-15

    15

    40

    4

    4

    8

    4

    16-17

    15

    40

    3

    5

    8

    5

    17-18

    15

    40

    2

    6

    8

            По окончании обучения по данной программе дети, занимающиеся в хоре должны:

       -  уметь чисто интонировать, петь в единой манере, многоголосием в правильной певческой установке;

     -   знать всю хоровую программу, участвовать в конкурсах и концертах разных уровней

                 

    Учебно-тематический план №1

                                                   1 год обучения

    № п\п

      Наименование разделов (тем)

    Кол-во часов               теория

    Кол-во часов практика

    Кол-во часов

     всего

    Формы контроля

    1.

    Вокально-хоровые навыки

    2

    126

    128

    1.1

    Певческая установка, дыхание

    1

    10

    11

    1.2

    Артикуляция, дикция

    1

    14

    15

    1.3

     Звукообразование, звуковедение

    35

    35

    1.4

     Диапазон голоса

    30

    30

    1.5

     Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    37

    37

    2.

    Работа над произведениями

    1

    99

    100

    2.1

     Разучивание произведений.

    54

    54

    2.2

     Работа над партиями

    45

    46

    3.

    Сводные репетиции

    60

    60

    Итого:

           3

    285

    288

                                                       

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Раздел I. Вокально-хоровые навыки.

    Тема 1.1. Певческая установка, дыхание.

    Теория: типы дыхания.

    Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    Тема 1.2. Артикуляция, дикция.

    Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.

    Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в  хоровом произведении.

    Тема 1.3. Звукообразование, звуковедение.  

    Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.

    Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    Тема 1.4.  Диапазон голоса.

    Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.

    Тема 1.5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.

    Раздел II.Работа над произведениями.

    Тема 2.1. Разучивание произведений.

    Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.

    Тема 2.2. Работа над партиями.

    Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов.

    Раздел III. Сводные репетиции.

     Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.

    Этапы педагогического контроля

                                                                                1 год обучения

      Форма       контроля

                                          Содержание

       Сроки

    Прослушивание

                                       Входящий контроль

     Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторить за педагогом музыкальную фразу.                              

    Сентябрь

    Сводные репетиции

                                      Промежуточный контроль

    Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений.

    Декабрь

    Творческий           отчет

                                       Итоговый контроль

    Знание всей хоровой программы.

    Апрель

                         Содержание критериев обученности по уровням

        Уровни

              Теория

                 Практика

    Высокий        (7-10 баллов)

    Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

    Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии.

    Средний         (4- 6 баллов)

    Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

    Не выработана единая манера пения, нет унисона. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень.

    Учебно-тематический план №2

    2 год обучения

    № п\п

      Наименование разделов (тем)

    Кол-во часов               теория

    Кол-во часов практика

    Кол-во часов

     всего

    Формы контроля

    1.

    Вокально-хоровые навыки

    2

    88

    90

    1.1

    Певческая установка, дыхание

    1

    4

    5

    1.2

    Артикуляция, дикция

    1

    4

    5

    1.3

     Звукообразование, звуковедение

    10

    10

    1.4

     Диапазон голоса

    10

    10

    1.5

     Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    30

    30

    1.6

     Освоение многоголосия.

    30

    30

    2.

    Работа над произведениями

    1

    102

    103

    2.1

     Разучивание произведений.

    46

    46

    2.2

     Работа над партиями

    47

    47

    2.3

     Коми региональный компонент

    1

    9

    10

    3.

    Работа с солистами и ансамблями

    35

    35

    4.

    Сводные репетиции

    60

    60

    Концертная деятельность

    По заявкам, по плану, отчетный концерт

    Концертные выступления

    Итого:

           3

    285

    288

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Раздел I. Вокально-хоровые навыки.

    Тема 1.1. Певческая установка, дыхание.

    Теория: типы дыхания.

    Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.

    Тема 1.2. Артикуляция, дикция.

    Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.

    Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в  хоровом произведении.

    Тема 1.3. Звукообразование, звуковедение.  

    Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.

    Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    Тема 1.4.  Диапазон голоса.

    Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.

    Тема 1.5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.

    Тема 1.6. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.

    Раздел II.Работа над произведениями.

    Тема 2.1. Разучивание произведений.

    Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.

    Тема 2.2. Работа над партиями.

    Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.

    Тема 2.3. Коми региональный компонент.

    Практика: разучивание текстов коми песен. Перевод на русский язык. Работа над произношением.

    Раздел III.Работа с солистами и ансамблями.

    Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.

    Раздел IV. Сводные репетиции.

     Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.

    Этапы педагогического контроля

    2 год обучения

      Форма       контроля

                                          Содержание

       Сроки

    Прослушивание

                                       Входящий контроль

     Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Петь чистый унисон, пение в единой манере.

    Сентябрь

    Открытое занятие или концертные выступления

                                      Промежуточный контроль

    Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.

    Декабрь

    Творческий           отчет

                                       Итоговый контроль

    Знание всей хоровой программы. Освоение многоголосия.

    Апрель

    Содержание критериев обученности по уровням

        Уровни

              Теория

                 Практика

    Высокий        (7-10 баллов)

    Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

    Выработана академическая манера пения, освоено многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

    Средний         (4- 6 баллов)

    Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

    Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы.Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

       

    Учебно-тематический план №3

    3 год обучения

    № п\п

      Наименование разделов (тем)

    Кол-во часов               теория

    Кол-во часов практика

    Кол-во часов

     всего

    Формы контроля

    1.

    Вокально-хоровые навыки

    34

    34

    1.1

     Звукообразование, звуковедение

    5

    5

    1.2

     Диапазон голоса

    5

    5

    1.3

     Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    12

    12

    1.4

     Освоение многоголосия.

    12

    12

    2.

    Работа над произведениями

    1

    59

    60

    2.1

     Разучивание произведений.

    20

    20

    2.2

     Работа над партиями

    20

    20

    2.3

     Коми региональный компонент

    1

    19

    20

    3.

    Работа с солистами и ансамблями

    144

    144

    4.

    Сводные репетиции

    70

    50

    Концертная деятельность

    По заявкам, по плану, отчетный концерт

    Концертные выступления

    Итого:

           3

    285

    288

                                                                 

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Раздел I. Вокально-хоровые навыки.

    Тема 1.1. Звукообразование, звуковедение.  

    Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.

    Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).

    Тема 1.2.  Диапазон голоса.

    Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.

    Тема 1.3. Хоровой строй. Ансамбль звучания.

    Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.

    Тема 1.4. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.

    Раздел II.Работа над произведениями.

    Тема 2.1. Разучивание произведений.

    Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.

    Тема 2.2. Работа над партиями.

    Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.

    Тема 2.3. Коми региональный компонент.

    Практика: разучивание текстов коми песен. Перевод на русский язык. Работа над произношением.

    Раздел III.Работа с солистами и ансамблями.

    Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.

    Раздел IV. Сводные репетиции.

     Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.

                                             Этапы педагогического контроля

    3год обучения

      Форма       контроля

                                          Содержание

       Сроки

    Прослушивание

                                       Входящий контроль

     Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Петь чистый унисон, пение в единой манере.

    Сентябрь

    Открытое занятие или концертные выступления

                                      Промежуточный контроль

    Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.

    Декабрь

    Творческий           отчет

                                       Итоговый контроль

    Знание всей хоровой программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительский уровень.

    Апрель

    Содержание критериев обученности по уровням

        Уровни

              Теория

                 Практика

    Высокий        (7-10 баллов)

    Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

    Выработана академическая манера пения, освоено многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. Высокий исполни-тельский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

    Средний         (4- 6 баллов)

    Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

    Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень. Участие в кон-курсах и фестивалях различных уровней.

    Учебно-тематический план №4

    4 год обучения

    № п/п

             Наименование разделов (тем)

    Кол-во часов теория

    Кол-во часов практика

    Кол-во часов всего

    Формы контроля

    1.

    Вокально - хоровые навыки.

    14

    14

    1.1.

     Ансамблевое звучание.

    5

    5

    1.2.

     Звукообразование, звуковедение.

    4

    4

    1.3.

     Пение многолосия.

    5

    5

    2.

    Работа над произведениями.

    44

    44

    3.

    Работа с солистами и ансамблями.

    180

    180

    4.

    Сводные репетиции.

    50

    50

    Концертная деятельность.

    По заявкам, по плану, отчетный концерт.

    Концертные выступления.

    Итого:                                                 

    288

    288

     

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Раздел I .  Вокально-хоровые навыки.

    Тема 1.1. Ансамблевое звучание

    Практика: пение a`capella.

    Тема 1.2. Звукообразование, звуковедение.

    Практика: пение учебно-тренировочного материала.

    Тема 1.3. Пение многоголосия.

    Практика: учебно-тренировочный материал ( тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).

    Раздел II.Работа над произведениями.

    Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.  Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват.

    Раздел III.Работа с солистами и ансамблями.

    Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.

     Раздел IV. . Сводные репетиции.

     Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.

                                             Этапы педагогического контроля

    4 год обучения

      Форма       контроля

                                          Содержание

       Сроки

    Прослушивание

                                       Входящий контроль

     Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Петь чистый унисон, пение в единой манере.

    Сентябрь

    Открытое занятие или концертные выступления

                                      Промежуточный контроль

    Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.

    Декабрь

    Творческий           отчет

                                       Итоговый контроль

    Знание всей хоровой программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительский уровень.

    Апрель

    Содержание критериев обученности по уровням

        Уровни

              Теория

                 Практика

    Высокий        (7-10 баллов)

    Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

    Выработана академическая манера пения, освоено многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. Высокий исполни-тельский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

    Средний         (4- 6 баллов)

    Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

    Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень. Участие в кон-курсах и фестивалях различных уровней.

    Учебно-тематический план №4

    5 год обучения

    № п/п

             Наименование разделов (тем)

    Кол-во часов теория

    Кол-во часов практика

    Кол-во часов всего

    Формы контроля

    1.

    Вокально - хоровые навыки.

    12

    12

    1.1.

     Ансамблевое звучание.

    4

    4

    1.2.

     Звукообразование, звуковедение.

    4

    4

    1.3.

     Пение многолосия.

    4

    4

    2.

    Работа над произведениями.

    40

    40

    3.

    Работа с солистами и ансамблями.

    216

    216

    4.

    Сводные репетиции.

    30

    30

    Концертная деятельность.

    По заявкам, по плану, отчетный концерт.

    Концертные выступления.

    Итого:                                                 

    288

    288

     

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Раздел I .  Вокально-хоровые навыки.

    Тема 1.1. Ансамблевое звучание

    Практика: пение a`capella.

    Тема 1.2. Звукообразование, звуковедение.

    Практика: пение учебно-тренировочного материала.

    Тема 1.3. Пение многоголосия.

    Практика: учебно-тренировочный материал ( тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).

    Раздел II.Работа над произведениями.

    Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.  Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват.

    Раздел III.Работа с солистами и ансамблями.

    Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.

     Раздел IV. . Сводные репетиции.

     Объединение обеих групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.

                                             Этапы педагогического контроля

    5 год обучения

      Форма       контроля

                                          Содержание

       Сроки

    Прослушивание

                                       Входящий контроль

     Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Назвать типы дыхания, певческая установка.

    Петь чистый унисон, пение в единой манере.

    Сентябрь

    Открытое занятие или концертные выступления

                                      Промежуточный контроль

    Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.

    Декабрь

    Творческий           отчет

                                       Итоговый контроль

    Знание всей хоровой программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительский уровень.

    Апрель

    Содержание критериев обученности по уровням

        Уровни

              Теория

                 Практика

    Высокий        (7-10 баллов)

    Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

    Выработана академическая манера пения, освоено многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. Высокий исполни-тельский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

    Средний         (4- 6 баллов)

    Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

    Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень. Участие в кон-курсах и фестивалях различных уровней.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"

    Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

    Рабочая программа по дополнительному образованию "Изобразительное искусство и дизайн" (адаптированная)

    Цель программы: создание условий для самореализации детей в творчестве, воплощения в различных видах изобразительной и прикладной деятельности собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.Осн...

    Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс

    Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

    Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...