Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" (ФГОС)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фомичёва Светлана Владимировна

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" по программе Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Фомичёва Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ с. Большая Рельня Лысогорского района Саратовской области»

Должность: учитель музыки и изобразительного искусства

Предмет: изобразительное искусство

Тема урока: «О чём рассказывают  гербы»

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. неменского

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Цели:

Содержательные:

 Сформировать понятие о гербе, о его символике, о его форме; формировать навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).

Деятельностные:

Создание условий для освоения темы; развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса; обучение индивидуальной рефлексии; продолжать вырабатывать способности к синтезу и анализу.

Задачи:

 - личностные:  

  • формировать уважительное отношение к своей семье, своему Отечеству;
  • развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • формировать интерес к истории и искусству родного края

- метапредметные:

  • обучить начальным умениям проектной деятельности;
  •  развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;
  •  формировать логические операции  сравнения, анализа, аналогии;
  •  развивать воображение и эстетический вкус.

- предметные:

  • научить располагать геральдические элементы  в определенном композиционном пространстве;
  • систематизировать знания о  геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах  композиции герба;
  • закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование интереса и положительной мотивации к учебной   деятельности и к учебному материалу;
  • освоение норм общения в процессе коммуникативного взаимодействия;
  • формирование рефлексивного отношения к учёбе.

Метапредметные:

  • принятие и сохранение учебной задачи;  умение ставить цели предстоящей работы, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);
  • умения искать и выделять необходимую информацию; понимать и  выделять  ее существенные признаки; строить ответ в устной форме; использовать научную терминологию;  (познавательные УУД);
  • принятие позиции другого человека; умение строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания (коммуникативные УУД).

Предметные:

  • понимание роли изобразительного искусства как части общечеловеческой истории и культуры;
  • освоение опыта творческой деятельности;
  • овладение навыками  работы с различными материалами (гуашь, акварель).

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс (персональный компьютер, интерактивная доска);
  • компьютерная презентация;

 

Сценарий урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

  • проверка подготовки рабочих мест;
  • приветствие детей с улыбкой; (Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что на протяжении всего урока в классе будет царить благоприятная, дружелюбная и уважительная по отношению друг к другу атмосфера )

Слайд 2

Учитель предлагает обучающимся обратить внимание на слайд и ответить на вопрос «Что на нем изображено?» 

Ученики: гербы городов.

Учитель: что мы можем сказать по гербам об этих городах?

Ученики: ничего.

Учитель: Что нам нужно для этого знать?

Ученики: что изображено на гербах, что означает цвет.

Учитель: Давайте вместе сформулируем тему урока.

Обучающиеся: Мы будем сегодня говорить о гербах.

Учитель: Да, мы сегодня будем говорить о гербах. Тема нашего урока «О чём рассказывают гербы».

Учитель. Что такое герб?

Обучающиеся. Герб – это знак, символ каждого государства.

2.  Этап актуализации знаний и пробного учебного действия             слайд 3

Учитель. Герб - немецкое слово, в переводе на русский означает «наследство».   Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Нам подготовила сообщение о первых гербах и эмблемах Лактионова Настя.

(Сообщение ученика)

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники  помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот.  Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В третьем тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орёл. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.

Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе  в одиннадцатом – двенадцатом веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. (Слайд 4-7)  Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.

Учитель: Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб.

Слайд 8

   Учитель. Герб страны обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Где еще можно увидеть герб России? 

  Обучающиеся отвечают, исходя из своего жизненного опыта.

Учитель. Да, есть герб на печатях,  на денежных знаках, на програничных столбах, на государственных орденах и медалях.

Свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самых главных событиях в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.  

3) этап выявления места и причины затруднения;

Слайд 2

- Ребята, скажите, можно по гербу рассказать о стране, о городе, которому он принадлежит? (показывает на 2 слайд)

(учащиеся отвечают, что можно, но для этого надо знать символику)

- У нас с вами возникла проблема. Нам нужно найти выход из этой проблемы.  Что нужно для этого знать?

- Символику и значение цвета. Нужно уметь и знать как  правильно составлять гербы.

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

Ребята, давайте распределим по пунктам, что нам нужно сделать:

  1. Рассмотреть  формы гербов;
  2. Изучить символику, её значение;
  3. Изучить значение цвета на гербах;

5) этап реализации построенного проекта;

Учитель. Первыми были герольды (Слайд 9)  ( в переводе с немецкого «глашатый»), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.   

  Слайд 10

  Итак,

                                            Гера́льдика 


(гербоведение; от лат. 
heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования

Рассмотрим форму щитов (слайд 11), а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определённого цвета (слайд 12).

Слайд 13

 Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и другие). Каждое условное изображение имеет своё значение: дуб, медведь означали силу; Факел или раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость.

Слайд 14

Геральдические цвета

  • Геральдические цвета - шесть цветов, которые разрешается по правилам геральдики использовать при создании гербов: красный, синий, зеленый, черный, золотой (желтый) и серебряный (белый). Кроме того, разрешается использовать пурпур для дополнения к гербу и естественный цвет человеческого тела.

Слайд 15

  • Выбранный цвет имел символическое значение:

Золотой – символ богатства и справедливости;

Серебро – символ невинности и чистоты;

Червлёный (тёмно – красный) – символ любви, смелости;

Голубой – символ красоты и величия;

Зелёный – символ изобилия и надежды;

Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;

Чёрный – мудрость и печаль.

  • В 17 веке сложился обычай передавать цвета при изготовлении печатей, монет и медалей посредством штриховки и пунктировки.

Давайте рассмотрим элементы  старинных  гербов  в учебнике на с.136 - 137.

Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности.

Слайд 16 (Давайте ещё раз наглядно рассмотрим из чего состоит герб)

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели форму герба, рассмотрели геральдические и негеральдические фигуры, рассмотрели значение цвета на гербе.

Учитель. Ребята, скажите мне,  кто может иметь свой герб?

Обучающиеся: рыцари, страна, область, город, школ, класс, семья.

  6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

  Слайд 2

Работа в группах

(с помощью символических знаков и с помощью цвета, пользуясь учебниками и дополнительными данными, описать герб Москвы,  герб Новгорода, герб республики Татарстан или по 2 слайду)

Физминутка.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Слайд 18

Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний и т.д. Свои гербы имеют и республики, входящие в состав Российской федерации.

Учитель: А ваши семьи имеют свои гербы?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: А хотели бы?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Постановка художественной задачи

Учитель:  Сегодня у каждого из вас есть такая возможность на уроке  изобразить  герб  своей семьи и  представить  его, но для того, чтобы правильно составить свой герб, надо помнить об элементах, из которых состоит герб, помнить значение его цветов и фигур.

В ходе самостоятельной работы учитель  консультирует обучающихся,  координирует  и направляет самостоятельную их  деятельность, помогает им выбрать оптимальный вариант эскиза, демонстрируя промежуточные результаты детей (размер и форма герба; удачное сочетание геральдических форм и цветов; правильное  композиционное размещение негеральдических фигур, соответствие пропорций относительно фигуры герба).

 8) этап включения в систему знаний и повторения;

 Презентация работ слайд 19

Обучающиеся по желанию представляют свои семейные гербы. Другие учащися рецензируют содержание и форму герба, соответствие цветов и выбранную композицию, использование негеральдических фигур. Происходит взаимооценка работ.

Учитель помогает анализировать результаты.

9. Домашнее задание (Слайд 20)

  • Стр. 134 – 139, в. 1 – 6.
  •  Разработать эскиз герба класса.

10. Рефлексия (Слайд 21)

Продолжи предложения:

«Я узнал(а)……»

«Мне понравилось…»

Знаковая

  • Красный  –  у меня всё получилось, я доволен;
  • Синий  – не всё задуманное получилось;
  • Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом.

     (или острова с магнитиками)

Слайд 22

СПАСИБО ЗА УРОК!

Самоанализ урока

Преподавание изобразительного искусства ведется по учебно-методическому комплекту под редакцией Б. Н. Неменского.

Тема урока: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Данный урок относится к разделу «Декор – человек, общество, время»  рабочей программы по изобразительному искусству и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования образовательной области «Искусство» и является первым в системе уроков по теме «О чем рассказывают гербы и элементы».

Тип урока – урок изучения новых знаний.  Форма урока - комбинированный с актуализацией опорных знаний, постановкой проблемы, получения новых знаний и систематизации их через выполнение мини-проектов. Специфика урока состоит в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирается на знания, полученные обучающимися на предыдущих занятиях по другим предметам: истории, краеведения.

При выборе формы урока был принят во внимание тот факт, что класс, в котором проводился урок, отличается хорошими способностями и высокой учебной мотивацией. Реальные учебные возможности класса характеризуются оптимальным уровнем работоспособности и 100% качеством знаний по предмету. В классе обучаются дети, имеющие различные способности к обучению. В равной степени представлены учащиеся-визуалы и кинестетики (аудиалы в классе отсутствуют), поэтому на уроке активно используется подача материала с помощью мультимедиа. Систематизация приобретенных знаний обучающихся происходит в процессе выполнения мини-проектов.

Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Образовательная цель урока - формирование у обучающихся представления о символическом характере языка герба как отличительного знака и о значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики средствами проектной деятельности.

Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними.

Для раскрытия темы урока были использованы такие методы обучения,  как поисковый и исследовательский. Основные формы обучения – фронтальная, индивидуальная и групповая.

В ходе урока формировались навыки проектной деятельности.

Применение на уроке проектной технологии способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны семьи (исследование и выполнение домашнего задания).

Цели урока были достигнуты на оптимальном уровне. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.