Рабочая программа по ИЗО 9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41
городского округа Тольятти
«РАССМОТРЕНО»: на заседании МО учителей Протокол № от «___» ____________20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _________Марчук М.А. «___» сентября 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ средней школы №41 ______/ Давыдов О.М. «___» сентября 20___ г. |
|
Рабочая программа
по
Изобразительному искусству
для 9 класса «А, Б»
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель
высшей категории
Севостьянова Е.В.
г.о. Тольятти
2014-2015
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания). |
Категория обучающихся | Учащиеся__9___ класса МБУ средней школы №41 городского округа Тольятти |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | _34__часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | _1_ час в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7 и 9 классах – по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс (34 часа)
Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч. Синтетические искусства и изображение. Театр и экран. Сценография и театрально - декорационное искусство. Сценография как искусство и производство. Костюм, грим, маска. Театр кукол. Театрализованный показ проделанной работы. Художественные технологии.
Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-9ч. Эстафета искусств. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Фотография -искусство светописи. Натюрморт, пейзаж в фотографии. Человек на фотографии. События в кадре. "Мой фотоальбом". Выставка работ учащихся.
Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 7ч. Кино - запечатлённое движение. Изобразительный язык и монтаж. Сюжет в кино. Из истории кино. Киножанры.
Мир и человек на телеэкране. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч. Ты - архитектор. Проектирование города. Компьютер на службе художника. О природе художественного творчества. Связи искусства с жизнью человека. Искусство среди нас. Каждый народ Земли художник. Язык и содержание 3-х групп пластических искусств. Синтетические искусства. Современные проблемы синтетических искусств. Вечные истины искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы, раздела | Триместр | Кол-во часов | № недели | Месяц | Домашнее задание §, стр. |
1 | Синтетические искусства и изображение. | 1 | 1 | 1 | сентябрь | стр.6-13 |
2 | Театр и экран. | 1 | 1 | 2 | сентябрь | стр.13-20 |
3 | Сценография и театрально - декорационное искусство. | 1 | 1 | 3 | сентябрь | стр.20-27 |
4 | Сценография как искусство и производство. | 1 | 1 | 4 | сентябрь | стр.27-35 |
5 | Костюм, грим, маска. | 1 | 1 | 5 | октябрь | стр.35-51 |
6 | Театр кукол. | 1 | 1 | 6 | октябрь | стр.51-60 |
7 | Театрализованный показ проделанной работы. | 1 | 1 | 7 | октябрь | стр.60-72 |
8 | Художественные технологии. | 1 | 1 | 8 | октябрь | стр.72-78 |
9 | Эстафета искусств. | 1 | 1 | 9 | ноябрь | стр.78-84 |
10 | Фотография - расширение изобразительных возможностей. | 1 | 1 | 10 | ноябрь | стр.84-92 |
11 | Грамота фотографирования и операторского мастерства. | 2 | 1 | 11 | ноябрь | стр.92-97 |
12 | Всеобщность законов композиции. | 2 | 1 | 12 | ноябрь | стр.97-106 |
13 | Фотография -искусство светописи. | 2 | 1 | 13 | декабрь | стр.106-113 |
14 | Натюрморт, пейзаж в фотографии. | 2 | 1 | 14 | декабрь | стр.113-119 |
15 | Человек на фотографии. | 2 | 1 | 15 | декабрь | стр.119-127 |
16 | События в кадре. | 2 | 1 | 16 | декабрь | стр.127-131 |
17 | "Мой фотоальбом". Выставка работ учащихся. | 2 | 1 | 17 | январь | стр.131-136 |
18 | Кино - запечатлённое движение. | 2 | 1 | 18 | январь | стр.136-140 |
19 | Изобразительный язык и монтаж. | 2 | 1 | 19 | январь | стр.140-146 |
20 | Сюжет в кино. | 2 | 1 | 20 | январь | стр.146-150 |
21 | Из истории кино. Киножанры. | 2 | 1 | 21 | февраль | стр.150-156 |
22 | Мир и человек на телеэкране. | 2 | 1 | 22 | февраль | стр.156-164 |
23 | Игровой (художественный) фильм. | 3 | 1 | 23 | февраль | стр.164-168 |
24 | Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | 3 | 1 | 24 | март | стр.168-172 |
25 | Ты - архитектор. Проектирование города. | 3 | 1 | 25 | март | стр.172-174 |
26 | Компьютер на службе художника. | 3 | 1 | 26 | март | стр.174-179 |
27 | О природе художественного творчества. | 3 | 1 | 27 | март | стр.179-183 |
28 | Связи искусства с жизнью человека. | 3 | 1 | 28 | апрель | стр.183-189 |
29 | Искусство среди нас. | 3 | 1 | 29 | апрель | стр.189-195 |
30 | Каждый народ Земли художник. | 3 | 1 | 30 | апрель | стр.195-200 |
31 | Язык и содержание 3-х групп пластических искусств. | 3 | 1 | 31 | апрель | стр.200-209 |
32 | Синтетические искусства. | 3 | 1 | 32 | май | стр.209-212 |
33 | Современные проблемы синтетических искусств. | 3 | 1 | 33 | май | стр.212-215 |
34 | Вечные истины искусства. | 3 | 1 | 34 | май | стр.215-219 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: | 34 | час. |
Список методической литературы
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...