Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки", посвященная Александровской колонне для учащихся 10 класса
методическая разработка (10 класс) по теме

Осипова Елена Владимировна

Игра рассчитана для учащихся 10 класса. Проводится как классный час. Играют командами. Игра знакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей возведения Александровской колонны, а также другими колоннами. Интеллектуальная игра проводится по раундам, насыщена интересным материалом. Учащиеся предварительно собирают материал, делают презентации по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки…», посвященная 175 – летию возведения Александровской колонны.

Цели:

  • систематизировать знания об исторических  памятниках Санкт – Петербурга, посвященных победе русских войск в Отечественной войне 1812 года;
  • повысить уровень знаний учащихся;
  • развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, сплотить коллектив;
  • воспитать у детей чувство гордости за Родину, стремление быть полезным своей стране.

            Задачи:

Образовательные:

  • самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности
  • обучение преобразовывать информацию из одной формы в другую
  • приобщение учащихся к истории своей страны

                Развивающие:

  • формирование коммуникативных навыков работы в команде
  • развитие речи, логического мышления
  • раскрытие творческих способностей
  • создание доброжелательной обстановки
  • развитие кругозора

Воспитательные:

  • воспитание гражданско-патриотических чувств
  • воспитание личностных качеств
  • формирование уважительного отношения к мнению других
  • формирование дружеских отношений внутри коллектива

Подготовительный этап: сбор материала, поиск фотографий для выставки, работа с презентациями.

Оборудование:

Для учителя:

  • презентация (мультимедиа, проектор)
  • фотовыставка работ учащихся
  • гербы Российской Федерации, Санкт – Петербурга
  • музыкальное сопровождение (песня «Город над вольной Невой»)

Для учащихся:

  • флажки для команд
  • протоколы для членов жюри
  • материал для исторической справки
  • таблички с названием команд

Ход игры.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.

А знаем ли мы свой город, родившись и прожив в нем десятилетия? Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт – Петербурга. Этот, великий город на Неве представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным.

«Создание этого дивного города, да и вообще вся жизнь его необычайны и пленительны, - подчеркивал писатель Всеволод Иванов. Всякий кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, - тот не забудет его никогда».

Сегодня классный час пройдет в форме интеллектуально-познавательной игры «Знатоки …», посвященной 175 – летию возведения Александровской колонны.

Эрудиты нашего класса собрались на праздник, чтобы состязаться в силе и ловкости…ума. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, которые он получил в жизни от всех учителей: дома, в школе, в библиотеке. Наша игра призвана напомнить вам, дорогие друзья, об отдельных событиях и замечательных людях России.

Итак, я приглашаю команды занять свои места.

Знакомство с командами, представление капитанов команд.

Сегодня игру оценивает компетентное жюри. Это магистры всяческих наук.

Игра пройдет в несколько раундов. Ребята, вы продолжите знакомство с науками. Каждый раунд состоит из нескольких вопросов. Та команда, которая в течение 50 секунд готова ответить, поднимает вверх флажок (т.е. готова!). Ответы на вопросы оцениваются членами жюри.

В конце каждого раунда подводятся итоги.

Во время игры будем прибегать к исторической справке. (Представление членов этой службы).

Итак, начинаем!

Звучит музыка «Город над вольной Невой».

Первый раунд. ИСТОРИЯ…    (слайды Александровской колонны)

  1. Колонна в центре Дворцовой площади Санкт – Петербурга была воздвигнута в честь ЭТОГО события.
  2. Что символизирует Ангел, крестом попирающий змию?
  3. Архитектор, художник, историк и теоретик архитектуры, …………восхищался Петербургом и гордился тем, что построил главный храм столицы и всей России. Он стал русским зодчим, патриотом своей второй Родины. О ком идет речь?
  4. Где установлен мраморный бюст …..?
  5. Что характерно в творчестве……?
  6. Почему «Александрийского столпа», как его называл Пушкин, панически боялись?
  7. В каком году и где состоялся парад в честь установки Александровской колонны?
  8. Назовите главные символы парада?
  9. Какой памятник героям Отечественной войны 1812 года находится в Зимнем дворце и включает в себя 332 экспоната, написанных известными художниками?
  10. Какие произведения Монферрана находятся по соседству с Александровской колонной?

Историческая справка.

10 сентября 2009 года на Дворцовой площади состоялся парад, посвященный возведению Александровской колонны. Церемония повторяла парад, состоявшийся в 1834 году в честь установки Александровской колонны. Сигналом к началу праздника стал полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости. Главные символы парада – орлы и древки знамен 8 российских полков, которые участвовали в победе над войсками Наполеона.

Звучит музыка. Подведение итогов раунда. Слово предоставляется членам жюри.

Второй раунд. ХИМИЯ…. (Слайды колонны Траяна, Вандомской, Александровской)

Историческая справка.

Давайте подумаем, когда и с какой целью человек однажды воздвиг колонну?  

Известная любовь римлян к символам славы и мужественности, благодаря которой возникло уникальное явление в архитектуре – отдельно стоящая колонна. Она должна была убеждать зрителя, что земная слава не всегда проходит бесследно. В блистательном ряду триумфальных колонн хочется особо отметить колонну Траяна, Вандомскую, Александровскую.

Вопросы раунда.

  1. Какая колонна была взята за образец при создании Александровской колонны?
  2. Из каких материалов в основном делают колонны?

а) мрамор,       б) гранит,   в) известь,    г) дерево

               3. Из  какого материала изготовлены колонны Траяна и Вандомская? а)мрамор, б) гранит, в) дерево, г) каменные блоки полые внутри

              4. Из какого материала изготовлена Александровская колонна?

              5. Какие свойства гранита были использованы при создании Александровской колонны?

а) низкая водопроницаемость    б) устойчивость к истиранию в) зернистая фактура

Звучит музыка. Подведение итогов раунда.

Третий раунд. ФИЗИКА…   (слайды возведения колонны)

  1. Каким образом была доставлена колонна в Петербург?

  1. Каков был вес колонны?

  1. Какое количество людей участвовало в постановке памятника?

  1. Какова высота Александровской колонны?

  1. За счет чего удерживается Александровская колонна?

Историческая справка. На Дворцовой площади укладывали фундамент. На 36 метров в глубину вбили 1250 сосновых свай, и на них уложили обтесанные гранитные глыбы. Затем поставили самую большую глыбу, как основу для пьедестала. Требовалось множество механических приспособлений и громадных усилий: глыба весила 400 тонн.

Величайшие затруднения представляла постановка самой колонны. По двум сторонам пьедестала возведены были леса до 22 сажен высотой. По наклонной плоскости колонна была подкачена на особую платформу и обмотана канатными кольцами, к которым прикреплены блоки. Соответствующие блоки были на вершине лесов. В назначенный для поднятия колонны день, 30 августа 1832 года, на Дворцовую площадь прибыл император Николай Первый со своим семейством. Поднимали 40 минут. За канаты ухватились до 2 тысяч солдат. Ровно через 2 года окончена была последняя отделка памятника, совершено

Освящение его, в присутствии императора, всего царского семейства и 100 тысячного войска.

Звучит музыка. Подведение итогов раунда.

Четвертый раунд. ЛИТЕРАТУРА…..  (слайды Александровская колонна)

  1. В каком стихотворении А.С. Пушкин воспевает Александровскую колонну? (Процитировать)
  2. …Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью …           (Продолжите строку, назовите автора)

  1. Какие вы знаете литературные произведения, связанные с Отечественной войной 1812 года?

Звучит музыка. Подведение итогов раунда.

Пятый раунд. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (Герои войны 1812 года в изобразительном искусстве) Портреты героев.

  1. Он знал историю и дипломатию, весь спектр военно-инженерных наук, разбирался в международных отношениях, знал французский, немецкий, английский, польский, шведский и турецкий языки. А также латынь. Он был послом в Константинополе и командовал русскими войсками, входившими в состав 3 антинаполеоновской коалиции. Вершиной его дипломатической деятельности явилось заключение Брестского мирного договора с Турцией за 37 дней до наполеоновского нашествия на Россию. Кто  он?
  2. Описывая Бородинское сражение, Федор Глинка так писал о нем: «С ледяным спокойствием он показывался в самых опасных местах. Его белый конь издали виден был даже в клубах густого дыма… о нем говорили: «Он ищет смерти». О ком так говорили?
  3. Отставной генерал- майор Лесли, солдат Федор Потапов, рядовой Киевского драгунского полка Четвертаков, бурмистры Никитин, Максимов, мещанин Минченков, крестьянин Курин, мещанин Стулов, Микешин. Это далеко не полный список, состоящий из самых известных и знаменитых. Закончите список самыми известными, учитывая при этом, что один из них – мужчина, другая – женщина.

Звучит музыка. Подведение итогов раунда.

Шестой раунд. Памятники русской воинской славы, символы великой победы в Отечественной войне 1812 года.  

Презентации команд ( три минуты каждая команда).

Ведущий. Александровская колонна поистине выражение духовной мощи и воинской славы Российского государства. Сегодня вы продемонстрировали знания, получили возможность познакомиться с интересными фактами из истории государства Российского.

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Награждение команд.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Добро пожаловать в Великобританию» для 7 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...

Интеллектуально-познавательная игра, посвященная году науки и современных технологий в России: «Наука и труд - дивные всходы дают»

День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук. И сегодня Россия занимает лидирующ...