Декаративно-прикладное искусство
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

Сухорукова Елена Борисовна

Основные виды росписи и их место в учебном курсе Изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno-_prikladnoe_iskusstvo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Место предмета в учебном плане.

  Древний – древо –дерево - деревня…

Деревня – это древний мир дерева.  Войдем в мир расписного дерева России, большой и разнообразный, как сама она.  Росписи Северной Двины, Великого Устюга, Поволжья, Урала и Сибири, почти каждая деревня имела свой неповторимый стиль, каждая семья – свою художественную школу. Росписи по фаянсу, фарфору и металлу появились намного позже.

     Подлинная культура проявляется в сохранении народных традиций, в уважении к труду – к своему ли, к чужому. И важно, чтобы понимало это как можно больше людей на свете. Природа народного искусства коллективная, благодаря совместным стараниям мастеров  рождаются традиции в искусстве. Народное искусство тесно связано с традицией и национальной культурой. Естественной «питательной» средой народного искусства является близость с родной природой. Нужно хорошо знать то реальное, что потом вдохновит художника на создание обобщенного  условного образа.  Народное искусство несет мощный импульс добра и осмысления бытия.

           Развитие отношений с народным искусством может пойти разными путями.

           - Один из них овладеть той или иной росписью и копировать известные и лучшие образцы, норовя сделать товару побольше и побыстрее, выбирая простые сюжеты, набивая руку. Копирование обязательный момент в изучении росписи. Но кто-то на этом и останавливается, совершенствуясь в своем ремесле.

  • Второй путь -  творчество большей частью для радости своей и близких. И здесь можно пойти дальше по пути «авторского прочтения» какого-либо вида росписи. Можно жить своими образами, но рисовать их в полюбившейся народной манере, адаптируя ее к сегодняшнему дню.

.

         Целью моей программы стало привитие школьнику определенных нравственно-эстетических идеалов на примере изделий русских национальных промыслов, воспитание национального самосознания, развитие интереса к декоративному искусству в целом, уважение к труду мастера, обеспечение творческого самовыражения  учащихся.

 Народное искусство является неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

        При работе с учащимися я предполагаю решение следующих задач:

         - раскрыть истоки народного искусства и роль декоративно- прикладного искусства в жизни общества;

         -  привить любовь к традиционному народному искусству;

         - сформировать представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

         -  усвоить специфику художественной системы декоративно-прикладного искусства;        

         -  овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов росписи декоративных изделий;

         - сформировать у  учащихся целостное восприятие декоративного искусства как части культуры народа;

         -  обучить учащихся навыкам и приемам традиционной графической и кистевой росписи;

         -  ознакомить школьников  с современными видами декоративной росписи, дизайном костюма и интерьера.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развивается в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно- полезных вещей, предметов, которые найдут свое место в жилом и общественном интерьере.

           Успехи детей в изготовлении декоративных предметов рождают у них уверенность в своих силах, способствует их социальной адаптации. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности, у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Семантика образов и мотивы народных росписей.

        Примерно до середины 30-х годов народное искусство называли крестьянским, точно определяя породившую его социальную среду.

        С дохристианских времен орнаменты донесли до нас знаки так называемой аграрно- магической символики.

Солярные знаки:

Всевозможные круговые и крестообразные изображения, свастики, коловороты, символизирующие солнце и его движение по небосклону.  Также с культом солнца связаны изображения красного коня и уточки: по славянской мифологии конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. В пермогорской росписи птица Сирин, помещенная в медальон (круг), тоже является образом солнца.

         Знак луны в виде скобочки, расположенной горизонтально или вертикально, иногда с точкой является символом чистоты, оберегом материнства.

Знаки стихий  (воды, земли, грома, ветра) :

 Громовой знак – изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей фронтона, на прялках, связан с др. святилищем славянского бога грозы Перуном.

Знаки воды – волнообразные линии, зигзаг, стихийка.  Наклонные волнистые и прямые линии, олень – символы дождя.

 Олень вызывает дождь, цепляя рогами тучи.

Знаки земли – квадраты, треугольники, ромбы, с заключенными в них зернами (точки), листиками или ростками. Символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга. Бердо - в мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Символ пашни, поля.  

Знак плодородия – расчерченный ромб с зернами внутри и ростками снаружи.

Образы мифологических существ:

Птица Сирин - во времена языческого поклонения изображалась с открытой грудью. Она воплощала как бы кормительницу рода, женское начало в природе.

 С принятием христианства образ ее трансформировался в образ божьей посланницы, райской птицы.

Лев – страж дверей сундуков и прочей утвари.

Грифон – олицетворение высших сил, союза неба и земли. По преданиям обитал в лесах, охранял природные запасы недр, а позднее клады.

Единорог (индрик) – древнейший символ луны, целомудрия, морального совершенства.

 Русалка- берегиня, богиня Мокша – хранительница вод. Ее распущенные волосы символизировали волны, а открытая грудь - питательную влагу Матери-Природы.

 

Животные образы:

Конь – мог символизировать солнце, символ доброй работы, крестьянского благополучия.

Олень – символ дождя, в архангельских «козюлях» - символ здоровья.

Баран с закрученными рогами – символ богатства.

Птица – райская птица, в зависимости от цвета может быть: красная – символ солнца, черная –мудрости, белая -образ души, тетерка с птенцами – символ материнства.

Растительные мотивы – символы живой силы природы. Древо (жизни), росток, цветок, листочки, травка. В более поздних росписях приобрели чисто орнаментальный, декоративный характер.

Человеческие мотивы используются в сюжетной росписи. Редко – в орнаментальной, например в Мезенской.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ.

       Известность Мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лукошинского) района Архангельской области.

Происхождение росписи довольно загадочно, одни исследователи говорят о схожести ее с орнаментальной росписью греческого стиля, другие отмечают ее поразительное сходство с наскальными рисунками Заонежья. Достоверно лишь то, что она является одной из наиболее древних росписей в России.

      Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы в интерьере дома, но более всего, конечно, прялки. Северные прялки были с лопастью-лопаской, личиной, пером, головкой, которая украшалась резьбой, инкрустацией и, конечно, росписью. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Северные прялки называли еще «корневухами» т.к. они изготавливались из цельного дерева вместе с корнем.       Краски изготавливались в Мезенской росписи из береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы, с конца 19 века стали употреблять сурик. Красную краску мазками наносили «тиской», выдернутой из веника размочаленной палочкой, а затем тетеревиным или глухариным пером наводили черный контур. Сверху покрывали олифой.

       Сейчас мезеньскую роспись выполняют кистью, используя киноварь. Характер росписи стал мягче, четкий перьевой контур заменяется кистевым, «капелька» сменила штрих, графическая скобочка превратилась в мягкую дужку.  В росписи используются геометрический, растительный, животный и человеческий мотивы, солярные знаки и знаки стихий: воды, земли (см. наглядность). Мезенская роспись является орнаментальной, близка к древнему знаковому письму.  Орнамент располагается рядами.

 

Пермогорская или  Северо-Двинская роспись.

Пермогорье – это пристань на высоком гористом берегу Северной Двины. В 4-х км от нее находятся деревни, объединенные общим название Мокрая Едома, это и есть центр пермогорской росписи.

Возникла она скорее всего  в 18 веке на основе росписей Великого Устюга. Техника исполнения росписи, ее колорит, принципы построения композиции, сюжеты  - все указывает на непосредственную связь с древнерусскими миниатюрами, с иконографией.Это легко прослеживается на примере северной прялки корневого типа с большой лопаской.  Лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы), верхняя была больше. Сюжеты можно условно разделить на два типа:

В верхней части изображалась птица Сирин в медальоне в райских кущах или древо жизни с птицами, в нижней сцены катания на санях, купеческий выезд или свадебный поезд.

В верхней части изображались «супрядки», т.е. посиделки. Жилище изображалось в разрезе, с шатровой крышей, часто с  изображением единорога и льва по обе стороны. Расписывали в Пермогорьи и другие предметы утвари: люльки, хлебные короба, блюда и ендовы.  

Основным цветом был красным, сопутствовали ему зеленый и желтый, редко использовали и синий кобальт.

На ранних работах краски более приглушенные: охра, терракотовый, глухой зеленый, на более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.

Городецкая роспись.

        Искусство этой росписи зародилось  в деревнях Курцево, Косково, Охлебаихе, Савино и Репино на реке Узола близ Городца Нижегородской губернии.

     Здесь поначалу  изготавливали  резную и инкрустированную утварь, в том числе и прялки гребневого типа с широким съемным «донцем».

    Для работы использовали топляк, выловленный из реки.  Прялочные донца украшали интерьер избы, когда прялка не была в работе.

      Живописной росписью стали покрывать прялки во второй половине 19 века, когда в 1870 году в Курцево приехал иконописец подновить роспись местной церкви. От него и переняли местные мастера композицию изображения, поделенную на ставы (ярусы), темперную технику наложения красок, оживки белилами, эффект светотени при сочетании белых и темных штрихов.

        Позднее темпера была заменена масляными красками. В 19 веке Городецкий промысел процветал, затем переживал периоды упадка и подъема. Новый Городец обязан своим возрождением в 1950 году Аристарху Евстафьевичу Коновалову. После войны росписью стали заниматься в основном женщины.

        Городецкая роспись в основном сюжетная, сцены ее происходят в интерьере или на природе. Тематика ранних сюжетных композиций связана в основном со свадебным обрядом, писали также сцены посиделок и чаепития, смотрин и гуляний.

        Сцены городской жизни, образы барышень и кавалеров, написанные крестьянскими мастерами, одновременно наивны и торжественны, они как бы позируют перед зрителем.

        В изображении интерьера    рядом с вычурными креслами и занавесями могут оказаться изображения курочек или поросенка. Фигуры написаны очень обобщенно, расположены эффектно - в фас или ¾, а ноги в профиль, сильными акцентами являлись в росписи черные силуэты причесок, головных уборов, брюк у кавалеров и жакетов у дам.  В верхней части донца или панно размещали главную сценку с изображениями людей, в нижней парное изображение птиц или животных.  

       Растительные мотивы или цветы писали в гирляндах, которые входили в сюжетные сцены или являлись обрамлениями. Однако растительные мотивы, оформленные в букет, в современном Городце могут стать и самостоятельной композицией. Городецкие мастера использовали клеевые краски (темперу)   ярких  цветов, используя замалевок с последующей оживкой. Основные элементы: ягодки, «купавки», «розаны». Листья рисуются кустиком. В центре находится больший цветок, к краям  - меньшие. Из животных мотивов излюбленными являются изображения гарцующих коней и птиц с большими хвостами, рисовали также собачек, котов, голубей и др. животных Все животные повернуты в профиль. (см. наглядность)

.

 Полхов –Майданская роспись.

       Находится этот промысел в дальней Юго-восточной части Горьковской области, селе Вознесенском и Полхов-Майдан.  Возник он в начале 20 века на базе токарного производства. Росписью занимаются исключительно женщины, все мужчины токари.

       В росписи используются анилиновые красители и черная контурка тушью, она отличается яркостью красок. Ей свойственно применение алой, синей и желтой красок, которые при наложении одной на другую дают интенсивный красный, зеленый и фиолетовый цвета.

      Необычен и ассортимент изготовляемых на промысле изделий, это в основном вещи декоративного и сувенирного характера, в том числе матрешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по декаративно-прикладному творчеству "Ажурная паутинка"

Всегда найдется дело для умелых рук,  Если хорошенько поглядеть вокруг.  А тот, кто дела не найдет,  Пусть скучает целый год.  М. Ивенсен ...

Декаративно-прикладное искусство

Основные виды росписи и их место в учебном курсе Изобразительного искусства...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Благодарность за качественную подготовку участников районной олимпиады декаративно-прикладного и изобразительного творчества "Я-ПРОФИ"

Благодарность за качественную подготовку участников районной олимпиады декоративно-прикладного и изобразительного творчества "Я ПРОФИ"...