Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Митько Анастасия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

города Магнитогорска

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 21»

 _______________ Подабутова С.Д.

«_______»_______________ 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 6 КЛАССА

на 2014– 2015 уч. г.

Учителя Митько Анастасии Игоревны

2014 -2015  учебный год

Пояснительная  записка

Представленная программа составлена в строгом соответствии со стандартными требованиями к содержанию основного общего образования. При составлении рабочей программы и календарно-тематического плана использовались следующие нормативно-правовые, инструктивно-методические документы:

- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

- примерная программа основного общего образования по направлению «изобразительное искусство и художественный труд»;

- программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского,6-е издание, М., «Просвещение», 2010.

В соответствии с годовым календарным графиком учебного времени МОУ СОШ № 21 на 2014-2015 учебный год предмет «Изобразительное искусство» в 6 классе будет изучен за 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая   программа предусматривает гибкость распределения учебного материала по усмотрению учителя в зависимости от используемых форм подачи материала и уровня развития детей, поэтому существенных изменений в составлении рабочей программы не несет.


Цели курса

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

 Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:

 —     развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры;

 —     на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

 —     на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

 —     на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

 —     на овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

 —     на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Задачи курса

Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества.

          Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания.

         Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира.

Язык изобразительного искусства меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

Основное содержание всех тем

6 класс

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека».

I. «Виды изобразительного искусства и основы

их образного языка»

8 часов

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительные возможности в изобразительном искусстве. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Цвет и основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Понятие локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Цветовые отношения. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением.

II. «Мир наших вещей. Натюрморт»

7 часов

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине. Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.

III. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

11 часов

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

IV. Человек и пространство в изобразительном искусстве

7 человек

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ в.


Формирование художественных знаний, умений и навыков

учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека,

- о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных  языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи,

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ,

- основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства,

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве,

-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта,

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива,

- о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей,

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники,

- видеть конструктивную форму предмета,  владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета  и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы,

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти,

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению,

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано  анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Региональный компонент в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс

Согласно рекомендациям Челябинского ИППКРО «О преподавании и наполнении содержания регионального компонента учебных предметов в области «Искусство» в условиях реализации ОБУП в 2012-2013 уч. году» региональный компонент содержания образования реализуется во взаимодействии с федеральной и региональной политикой на всех ступенях образования. На региональный компонент содержания рекомендуется выделить не менее 10-15% учебного времени из инвариативной части.

В содержании регионального компонента предмета ИЗО на муниципальном уровне должны быть ограниченно представлены и традиционное народное и профессиональное во всём его богатстве.

Раздел программы

Вопросы НРК

Кол-во уч. часов

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Цвет в произведениях живописи. Изображение осеннего букета или пейзажа с разным настроением. «Уральская осень».

1

Мы и мир наших вещей

Выразительные возможности натюрморта. Натюрморт «Первые строители Магнитки», натюрморты, посвящённые основным профессиям комбината.

1

Вглядываясь в человека. Жанр портрет

Портреты жителей города Магнитогорска, на примере творчества магнитогорских художников-портретистов.

1

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Городской пейзаж. Графическая композиция «Мой город родной».

1

Учебно-тематический план 6 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

11

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

5

Резерв рабочего времени

1

Итого

34


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание (коррекция)

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

2

Рисунок – основа изобразительного искусства

3-4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм

пятен

5

Цвет. Основы цветоведения

6

Цвет в произведениях живописи. НРК Уральская осень

7

Объемные изображения в скульптуре

8

Основы языка изображения

Мир наших вещей. Натюрморт

9

Художественное познание: реальность и фантазия

10

Изображение предметного мира – натюрморт

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

13

Освещение. Свет и тень

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

15

Выразительные возможности натюрморта. НРК Первые строители Магнитки

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

16

Образ человека – главная тема искусства

17

Конструкция головы человека и ее пропорции

18

Изображение головы человека в пространстве

19-20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. НРК Портреты жителей города Магнитогорска

21

Портрет в скульптуре

22

Сатирические образы человека

23

Образные возможности освещения в портрете

24

Портрет в живописи

25

Роль цвета в портрете

26

Великие портретисты (обобщение темы)

Человек и пространство в изобразительном искусстве

27

Жанры в изобразительном искусстве

28

Изображение пространства

29

Правила линейной и воздушной перспективы

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

31

Пейзаж – настроение. Природа и художник

32

Городской пейзаж. НРК Мой город родной

33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

34

Резерв рабочего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...