Урок изобразительного искусства "Этот фантастический мир"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Сидорова Людмила Николаевна


Урок "Этот фантастический мир" является первым уроком в разделе " Мир наших вещей: натюрморт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя образовательная школа №6

 Урок изобразительного искусства

6 класс

Тема: « Этот фантастический мир».

Разработала: Сидорова Людмила Николаевна

                                                                    учитель  изобразительного искусства

МКОУ Аннинская СОШ №6

                                                         

                                   

                                         

I. Вводная часть

6 класс.

Тема: «Этот фантастический мир».

Тип урока – комбинированный.

         Урок  соответствует рабочей программе, разработанной на основе  программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского, 2007 года издания.  

 

В блоке, в состав которого входит урок по теме «Этот фантастический мир», представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков выражения своего отношения к действительности, позволяющих служить источником развития образного мышления учащихся;

 умению претворять в художественный образ реальность и фантазию;

выдерживать принцип единства восприятия и созидания;

 обеспечивать  становление и формирование эстетической компетентности учащихся.

Урок по теме «Этот фантастический мир » является первым уроком в разделе «Мир наших вещей. Натюрморт». Всего по программе на данный раздел отведено 8 часов.

На данном уроке просматривается связь с уроками биологии, русского языка, технологией. Здесь предусматривается возможность формирования навыков самостоятельного добывания знаний из различных источников, умение работать в группах, формировать навыки сотрудничества, самоконтроля и самоанализа.

Цели урока:

образовательные

-обобщить и систематизировать знания об умениях пользоваться основными приемами смешивания цветов;

-познакомить с особенностями воплощения фантазии в художественный образ;

- научить соединять реальность и фантазию в творческой работе.

воспитательные

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать стремление самостоятельно добывать знания;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе.

развивающие

- развивать интерес к творческому процессу;

-развивать образное мышление, умение импровизировать, представлять, воображать.

Оборудование:

толковый словарь

средства ИКТ

изображение карты «МИР ФАНТАЗИИ»

цветовые схемы

краски, кисточки, баночки с водой, палитра, цветные и простые карандаши

альбомы, ватман

ножницы

клей

нитки

музыкальное оформление

работы художников

 

Ход урока.

 ОРГМОМЕНТ.

Прошла перемена,

Звонок прозвенел.

И каждый из вас

По местам тихо сел.

На лицах вопрос:

Чем займемся сейчас?

«К работе готовы?»-

Спросила я вас.

 Вам нравиться учиться в школе?

А что означает для вас учеба, с какими другими словами вы можете соотнести это слово?

 УЧЕБА - это…(труд).

На линейке первого сентября мы слышали слова: «Наш школьный корабль отправляется в страну знаний».

Так значит, УЧЕБА это - …(путешествие).

 Подберите определения к словам труд и путешествие.

Труд (какой?) ответственный, тяжелый, легкий…

А путешествие (какое?) захватывающее, увлекательное, интересное

Вспомните слова из песенки капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Пусть наша учеба будет ПУТЕШЕСТВИЕМ увлекательным, интересным, захватывающим. И я приглашаю вас отправиться со мной в экспедицию в СТРАНУ ЗНАНИЙ, где нам предстоит открыть для себя затерянный уголок под названием «ФАНТАЗИЯ». Вы согласны?

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

В дорогу ребята собраться должны.

Научные знания - очень важны!

И каждый из вас должен четко понять

Решение быстро ты сможешь принять,

Когда ты уверен и знаешь ты много,

Тогда не покажется  трудной дорога.

А что такое «фантазия»?

Где найти точное определение данному понятию? (толковый словарь, Интернет)

Кто хочет возглавить команду научных руководителей нашей экспедиции и добыть необходимые сведения? (два человека работаю со словарем, два человека с Интернетом)

Давайте раскроем карту СТРАНЫ ЗНАНИЙ и посмотрим на свой маршрут. «ФАНТАЗИЯ» расположена вблизи «Литературы», «Технологии», «Изобразительного искусства», «Информатики». Мы много раз слышали, но никогда не пытались представить себе,  как может выглядеть этот мир.

Что таинственного и необычного в этой странней? Почему мы решили отправить туда свою экспедицию?

Так что это такое «ФАНТАЗИЯ»? Кто готов из научных руководителей дать нам ответ?

«ФАНТАЗИЯ ( греч. «воображение») – способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение.»

(Словарь  Д.Н.Ушакова)

«ФАНТАЗИЯ (греч. «воображение») - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.»

(Википидия)

Вы совсем не удивились, когда я предложила вам рассмотреть карту «СТРАНЫ ЗНАНИЙ». Это означает, что вы готовы вместе со мной выдумывать, импровизировать, сочинять, представлять, воображать, то есть – фантазировать.

В ходе экспедиции нам предстоит изучить флору и фауну данного участка территории. Вам понятны мои слова? Научные руководители дайте точное определение, что такое флора и фауна? (в Интернете ищем «ФЛОРА», в словаре- «ФАУНА»)

Пока руководители ищут точные ответ, высказываем свои предположения или пытаемся дать правильные определения данным понятиям.

«ФЛОРА-совокупность видов растений, распространенных на конкретной территории.»

(Википедия)

«ФАУНА - животный мир, совокупность всех видов животных какой-либо местности.»  (Словарь  Д.Н.Ушакова)

И так нам  предстоит с помощью  воображения нарисовать мир фантазий, заселить его фантастическими растениями и животными. Будут у кого дополнения по программе работы экспедиции?

Отправляясь в путешествие, обычно берут с собой только самое необходимое. В походе и иголка тяжела. В нашей палитре  много красок. Давайте вспомним, какие цвета считаются основными?

У художников живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, желтый. Эти цвета называют первичными (primary). Если смешать два основных цвета, мы получим вторичные цвета  (secondary). Вторичных цветов три: оранжевый, лиловый и зеленый. Как их получили?

Есть еще третичные цвета (tertiary). Эти цвета образуются при смешивании первичного цвета с соседним вторичным цветом. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета). 

Первичные цвета (primary)

Вторичные цвета (secondary)

Третичные цвета (tertiary)

В теории цвета используется цветовой круг, который позволит проследить все это. Давайте еще раз посмотрим, как образованы вторичные и третичные цвета.

Почему же самые древние цвета черный и белый отсутствуют здесь? Белый и черный называют ахроматическим цветом (т.е. бесцветными).  Можно ли получить белый и черный цвет при смешивании каких-либо оттенков? Черный цвет можно получить при смешивании желтого, пурпурного и голубого красителя. Для получения черных растворимых чернил нередко используют смесь зеленого и красного красителя. Белый цвет, полностью аналогичный солнечному цвету, невозможно получить, смешивая различные основные цвета и оттенки.

Сказители называли цвета «божествами». Художники – «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами. Испокон веков цвету приписывались всевозможные свойства и значения. А какие именно, это вы сможете узнать самостоятельно, если это вас заинтересует.

Было установлено, что цвет может ассоциироваться с чувствами, предметами, действиями и так далее. Я предлагаю закрыть глаза, произнести слова «МИР ФАНТАЗИЙ» и подумать, с каким цветом вы можете соотнести этот мир. Возьмите кисточки, нанесите цвет только одной краски на палитру и покажите свой выбор. Сравните его, вы заметили, что, не сговариваясь, вы выбираете схожие цвета, то есть у человека очень часто возникают схожие цветовые ассоциации.

 Цвет - это не знак эмоции, а ассоциация того или иного чувства. Положительные эмоции  оказываются связанными с повышением чувствительности к красному и желтому цвету и с понижением – к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдаются обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастает, а к красному и желтому снижается.

Посмотрите на свой выбор еще раз и определите, с каким настроением мы отправляемся в экспедицию? А с собой мы возьмем только три основных цвета. Назовем эти цвета: красный, желтый, синий.

Первичные цвета в своей работе будут использовать ребята, которые изобразят фантастический рельеф местности. Кто хочет работать над рельефом (групповая работа на листе ватмана)?

Вторичные цвета смогут использовать ребята, которые будут изображать животных (индивидуальная работа).

Третичные - те, кто выбирает изображение растений (индивидуальная работа).        

К отправлению все готово, но мы не выбрали, каким способом будем передвигаться к намеченной цели, какой вид транспорта нас доставит в «МИР ФАНТАЗИЙ».

 У кого какие будут предложения?

А теперь закройте глаза и попытайтесь представить  себе такой транспорт, который объединит сразу все ваши предложения. Кто смог представить себе это? А кто-нибудь сможет это нарисовать? (возможна групповая и индивидуальная работа).

(Звучит музыка.) Займите самые удобные места в нашем фантастическом аппарате, и мы уже в пути. Перед нами «МИР ФАНТАЗИЙ». Какой он? Самое удивительное, что все мы видим его по-разному. Кто сумел преодолеть свою неуверенность и боязнь сделать что-то неправильно, сейчас сможет придумать столько интересного и НЕОБЫЧНОГО, что только успевай зарисовывать!  

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1) Задания получены, попытайтесь как можно глубже погрузиться в МИР ФАНТАЗИЙ, и тогда вы сможете добыть самые редкостные и ценные образцы флоры и фауны, которые наверняка оценят по достоинству ваши одноклассники. Не забывайте, что  растения и животные не должны соответствовать реальным образам, это наше воображение, выдумка. Откройте в себе талант фантазера. Удачных поисков и интересных находок в вашей работе!

Учащиеся в группах и индивидуально выполняют работу. Индивидуальная работа считается завершенной, когда изображение вырезано и передано ребятам из первой группы. Те в свою очередь собирают все образцы и размещают их на своем рисунке.

2) Учащихся, которые завершили работу раньше всех, учитель приглашает «поэкспериментировать» в фантастической лаборатории. Учитель выдает каждому желающему заранее опущенные в жидкую краску нити, ученики самостоятельно укладывают нить между двумя листами бумаги, вытягивают ее и «оживляют» получившийся диковинный образ.

3) До вас в похожей экспедиции уже побывали художники. Посмотрите, какой фантастический мир увидели они (слайд-шоу).

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Общая работа ребят вывешивается на доску.

Кто же из вас нашел самый редкостный, самый интересный экспонат (выслушиваются мнения учащихся по поводу собственных работ или работ других ребят)?

Каждый из вас оставил свой таинственный след в КРАЮ ФАНТАЗИИ, мы временно покидаем этот мир, но не прощаемся с ним, ведь без творчества и фантазий наша учеба может превратиться из увлекательного путешествия в тяжелый труд, а мы этого не должны допустить.

Учитесь мечтать, учитесь творить,

            Учитесь фантазии в жизнь применить.

             Берясь за любые, простые дела,

            Чтоб эта работа не скучной была,

            Придумайте что-нибудь, вообразите,

             Любую работу в игру превратите.

             Творчество в жизни поможет всегда,

             И жизнь интереснее станет тогда.

На школьной доске вывешены вырезанные из белой бумаги буквы, составляющие слово «ФАНТАЗИЯ».

Мы проложили путь в МИР ФАНТАЗИИ, какой же след от ваших впечатлений мы оставим в этом мире? Нарисуйте этот след на буквах, для этого выберете цветной карандаш, цвет которого будет символизировать эмоции, полученные от нашей экспедиции.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Фантастический пейзаж"

Интегрированный урок по теме "Фантастический пейзаж"...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «фантастические цветы»

План-конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Фантастические цветы". Рисование с самостоятельным выбором материала: акварель, цветные карандаши, фломастеры....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...