рабочая программа Искусство (Изобразительное искусство) 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Маркова Екатерина Александровна

Рабочая Программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений под редакцией  народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы (под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________Л.В. Богданова

Протокол заседания  методического объединения

№ 1 от 30.08.2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Т.В.Лактина

1сентября           30.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ «СОШ № 8» ______________ Е.Н. Дернова

приказ от  30.08.2014 г. № 393-од

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

изобразительное искусство  (базовый уровень)

(учебный предмет)

5-7 классы

Составитель программы: Маркова Екатерина Александровна

Количество часов в неделю: 1 часа.

Количество часов в год: 35 часов.

Составлена:

  • на основе авторской программы Б.М. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г.

УМК:

- В.М.Неменский. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы – М.Просвещение, 2011;

- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 кл. М.Просвещение,2011;

- Неменская Л.А под редакцией  Неменского Б.М  Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса, М.Просвещение 2010 г.

- Питерских А.С, Гуров Г.Е. под редакцией  Неменского Б.М. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7-8 классов, М.Просвещение 2010

г. Нефтеюганск

                                                  2014-2015 уч. г.


Структура рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативная база и УМК

1.2. Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета.

1.3. Организация учебного процесса.

1.3.1. Основные принципы программы.

1.3.2. Основные формы, средства обучения.

1.4. Основные требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения учебного предмета.

2. Тематическое планирование курса.

2.1. Учебно-тематический план.

2.2. Тематическое планирование.

3. Диагностическая база.

3.1. Планирование и график контроля

3.2. Нормы оценок

4.Список литературы.


1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная база и УМК

Рабочая Программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений под редакцией  народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы (под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской федерации, и с учетом нормативно-правовой документацией:

- Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, составитель: Б.М. Неменский - М.:  Просвещение, 2011.

нормативными  документами федерального уровня:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (официальная публикация:«Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.).

нормативными  документами регионального уровня:

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом   Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 № 99»   (с изменениями № 662 от 22.08.2011)

нормативными  документами  образовательного учреждения:

  - Устав МБОУ «СОШ №8», утверждённый распоряжением администрации города Нефтеюганска от 07.12.2010г. № 788-р;

- Приказ об утверждении учебного календарного графика от 30.08. 2014 № 399 (с изменениями от 22.07.2011 №468-р, от 12.01.2012 №5-р от 02.10.2012 №596-р);

- Приказ об организации учебного процесса на 2014-2015 учебный год от 22.08.2014 № 389;

- Приказ от 07.10.2011 №435-од «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;

- Приказ от 30.08.2014 № 393-од «Об утверждении рабочих программ»;

-Приказ от 30.08.2014 № 399 «Об утверждении учебного календарного графика»;

- Приказ от 21.08.2014 г. №387 «Об утверждении учебного плана».

Программа курса рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю. При 1 часа в неделю на изобразительное искусство обеспечивается выполнение государственного стандарта знаний, усвоение учебного содержания программы и продвижение детей в развитии познавательных интересов и мышления.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, выпускаемый издательством просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского:

- В.М.Неменский. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы – М.Просвещение, 2011;

- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 кл. М.Просвещение,2011;

- Неменская Л.А под редакцией  Неменского Б.М  Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса, М.Просвещение 2010 г.

- Питерских А.С, Гуров Г.Е. под редакцией  Неменского Б.М. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7-8 классов, М.Просвещение 2010


1.2. Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формирования мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу из социальных функций.

 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Цель рабочей программы «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся, становление их духовного мира.

 Содержит  систему  уроков с  конкретным  распределением  учебных  часов. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Основными задачами обучения являются:

воспитание у учащихся доброжелательности, отзывчивости, душевной красоты, гражданского отношения к явлениям и события окружающей действительности;

воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремлений к познанию действительности посредством искусства;

развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;

ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного   искусства   и   архитектуры   разных   эпох   и   народов; с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;

развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения учащихся;

усвоение учащимися элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.        

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - то базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.  В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

УI и УII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. 

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формирования мироотношения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.


1.3. Организация учебного процесса.

1.3.1. Основные принципы программы

1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

Триада художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная) помогает понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм  общения между людьми; в формироваии человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

2. Принцип от жизни через искусство к жизни. Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта людей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

4. Принцип единства и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта — условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

—        наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

—        фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального, группового практического творчества учащихся и уроков коллективно-творческой деятельности. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям регионального компонента государственного стандарта среднего образования, однако внесен региональный компонент до 10%.

№ урока

5 класс Тема урока

№ урока

6 класс

Тема урока

№ урока

7 класс

Тема урока

6

Образы и мотивы в орнаментах коренных малочисленных народов севера.

3

Линия и ее выразительные возможности. Рисунок лоскутного одеяла.

6

Портрет хантыйской девочки в национальной одежде.

11

Древние образы в игрушках коренных малочисленных народов севера.

26

Роль цвета в портрете. Поясной портрет хантыйской девочки в национальном костюме.

14

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

24

Символы и эмблемы в современном обществе. Герб родного города.

32

Городской пейзаж. Пейзаж родного города.

35

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Музеи родного города.


1.3.2.Основные формы, средства обучения.

Программный материал может быть реализован в двух вариантах в зависимости от конкретных условий.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

—        введения в тему занятия,

восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

—        обобщения и обсуждения итогов урока;

—        подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Формы работы: коллективная, дифференцированная, групповая, парная, индивидуальная, задачная, самостоятельная работа с дозированной помощью учителя, а также самостоятельные работы с мотивационной помощь учителя, самостоятельная работа с контролем со стороны учителя.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы. А именно:

- Печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, тесты, памятки, алгоритмы)

- Учебные приборы (проектор, мультимедийная доска)

- Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные)

- Наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски).


1.4. Основные требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Должны знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России.

Должны уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

-  уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы, быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.)

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор – человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования  декоративно-прикладного искусства  в обществе, т.е. главной коммуникативной функции.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, обучающиеся, от урока к уроку осваивают, выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Должны знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

-  о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень) их роль в эстетическом восприятии произведений;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- знать общие правила построения головы человека

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на чувства зрителя;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

- пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- рисовать с натуры и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов, доступными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом влияния окраски окружающего;

- изображать портрет человека с натуры, по памяти, передавать в рисунке объем;

- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и т.д.

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

В 6 классе учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения. Оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.

Должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способа в его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтичной красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Должны:

 – получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

 - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- уметь применять художественные материалы художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров  изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмет, костюма, интерьера).


2. Тематическое планирование курса.

Количество часов по учебному плану – 1 ч. /35 ч.

Количество часов по базовой программе за год – 35 ч.

Количество часов по рабочей программе за год – 35 ч.

2.1. Учебно-тематический план.

5  класс Декоративное искусство в жизни человека.

№ раздела

Наименование раздела.

Содержание Раздела.

Количество часов

В том числе

По учебному плану

Обобщение и контроль знаний по теме

Итоговый тест за год

1

Древние корни народного искусства.

  • Древние образы в народном искусстве
  • Декор русской избы
  • Внутренний мир русской избы
  • Древние образы в народном искусстве
  • Конструкция, декор предметов народного быта и труда
  • Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
  • Народный праздничный костюм
  • Народные праздничные обряды (обобщение темы)

9

1

2

Связь времен в народном искусстве.

  • Древние образы в современных народных игрушках
  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
  • Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
  • Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

7

1

3

Декор, человек, общество, время.

  • Зачем людям украшения
  • Декор и положение человека в обществе
  • Одежда говорит о человеке
  • О чем рассказывают гербы и эмблемы
  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

10

1

4

Декоративное искусство в современном мире.

  • Современное выставочное искусство
  • Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

9

1

За год

35

4

1


6 класс Изобразительное искусство в жизни человека.

№ раздела

Наименование раздела.

Содержание раздела.

Количество часов

В том числе

По учебному плану

Обобщение и контроль знаний по теме

Итоговый тест за год

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

  • Изобразительное искусство в семье пластических искусств
  • Рисунок – основа изобразительного творчества
  • Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
  • Линия и её выразительные возможности
  • Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
  • Цвет. Основы цветоведения.
  • Цвет в произведениях живописи.
  • Объемные изображения в скульптуре.
  • Основы языка изображения

9

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

  • Реальность и фантазия в творчестве художника
  • Изображение предметного мира – натюрморт.
  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
  • Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
  • Освещение. Свет и тень.
  • Натюрморт в графике.
  • Цвет в натюрморте.
  • Выразительные возможности натюрморта.

7

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

  • Образ человека – главная тема искусства.
  • Конструкция головы человека и ее пропорции.
  • Изображение головы человека в пространстве.
  • Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
  • Портрет в скульптуре.
  • Сатирические образы человека.
  • Образные возможности освещения в портрете.
  • Портрет в живописи.
  • Роль цвета в портрете.
  • Великие портретисты. Художники – наши земляки.

10

1

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

  • Жанры в изобразительном искусстве.
  • Изображение пространства.
  • Правила линейной и воздушной перспективы.
  • Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
  • Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
  • Городской пейзаж. Мой белый город.
  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

9

1

За год

35

4

1


7 класс Изобразительное искусство в жизни человека

№ раздела

Наименование раздела.

Содержание раздела.

Количество часов

В том числе

По учебному плану

Обобщение и контроль знаний по теме

Итоговый тест за год

1

Изображение фигуры человека и образ человека

  • Изображение фигуры человека в истории искусства
  • Пропорции и строение фигуры человека
  • Лепка фигуры человека
  • Набросок фигуры человека.
  • Понимание  красоты человека в европейском и русском искусстве.

9

1

2

Поэзия повседневности

  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
  • Сюжет и содержание в картине.
  • Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках.
  • Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

7

1

3

Великие темы жизни.

  • Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
  • Процесс работы над тематической картиной.
  • Библейские темы в изобразительном искусстве.
  • Монументальная скульптура и образ истории народа.
  • Место и роль картины в искусстве 20 века.

10

1

4

Реальность жизни и художественный образ

  • Искусство иллюстрации. Слово и  изображение.  
  • Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
  • Зрительские умения и  их значение для современного человека.
  • История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
  • Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

9

1

За год

35

4

1


3.Диагностическая база.

3.1.Планирование и график контроля.

Диагностическая база позволяет отследить степень реализации задач и уровень достижения ожидаемого результата. В процессе преподавания используется комплексное планирование контроля результатов обучения, целью которого является выявление условий наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

Система комплексного уровня обучения включает в себя:

Контроль уровня обученности по различным учебным предметам,

Контроль уровня подготовки.

3.1.1.Анализ уровня обученности по курсу осуществляется с помощью средств контроля, которые предлагает выбранная учебная программа и преследует цели:

1) Предоставление учителю объективной и полной информации об уровне подготовки класса по всем изучаемым разделам курса на основе сравнительного анализа результатов каждого ученика и класса в целом с результатами возрастной группы,

2) Своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций, динамики развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года,

3) Включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя.

Виды и формы контроля

Текущий контроль по изобразительному искусству можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть в форме обобщения темы или теста. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Текущий контроль по изобразительному искусству в средней школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: роль изобразительного искусства в жизни человека и общества, творчество художников разных эпох, виды и жанры изобразительного искусства, при этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Виды  контроля: тематический, итоговый.

Формы контроля: обобщение темы (тест), итоговый тест за год.

График контроля.

Форма контроля

всего

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Плановый контроль по программе

5

1

1

1

2

Обобщение и контроль знаний  по теме (тестовая работа)

4

1

1

1

1

Итоговый тест за год

1

1

Контроль уровня обученности и подготовки.

№ урока

Форма контроля.

5 класс

Тема урока.

6 класс

Тема урока

7 класс

Тема урока

8

Обобщение и контроль знаний  по теме

Обобщение и контроль знаний по теме «Древние корни народного искусства»

Обобщение и контроль знаний  по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Обобщение и контроль знаний по теме: «Изображение фигуры человека и образ человека»

15

Обобщение и контроль знаний  по теме

Обобщение и контроль знаний по теме «Связь времен в народном искусстве»

Натюрморт в графике.

Обобщение и контроль знаний по теме: «Мир наших вещей. Натюрморт»

Обобщение и контроль знаний  по теме «Поэзия повседневности»

25

Обобщение и контроль знаний  по теме

Обобщение и контроль знаний по теме «Декор-человек, общество, время»

Великие портретисты

Обобщение и контроль знаний по теме «Вглядываясь в человека. Портрет»

Обобщение и контроль знаний по теме: «Великие темы жизни»

33

Обобщение и контроль знаний  по теме

Обобщение по теме «Декоративное искусство в современном мире»

Обобщение и контроль знаний по теме «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

Обобщение и контроль знаний  по теме «Реальность жизни и художественный образ»

34

Итоговый тест за год.

Итоговый тест за год.

Итоговый тест за год.

Итоговый тест за год.

 


3.2. Нормы оценок.

Способы проверки результатов обучения и формы контроля практических заданий.

      На занятиях применяется поурочный и тематический контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, письменных ответах тестового типа, в представлении презентаций, сообщений и защиты проектов,  в выполнении практических и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в игровой форме в 5 классах, в форме творческой работы по определенному заданию, авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу (проекту) в 6-8 классах.  Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к изобразительному искусству, их участие в мероприятиях и конкурсах детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства.

Критерии оценивания практических заданий:

5 – «отлично» - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача выполнена;

4 – «хорошо» - уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача выполнена;

3 – «удовлетворительно» - уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения,  и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);

2 – «неудовлетворительно» - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения,  и учебная задача не выполнена;


4. Список литературы.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» / Под ред. Неменского Б.М.  – М., 2011 г/.

Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного    стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2011.

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 2007.  

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 2010.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2010.

Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура. МОРФ, 2010

Библиотека электронных наглядных пособий История искусства. МОРФ, 2010  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...