Презентация и ход урока изобразительного искусства на тему "Маски"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Джамиева Ольга Вячеславовна

         Презентация  разработана автором О.В. Джамиевой для проведения открытого урока по изобразительному искусству на тему "Маски" по программе Б.М. Неменского в 3 классе гимназии. К презентации публикуется сопроводительный текст (ход урока) к теоретической части урока с указанием действий учителя, с отметками о смене слайдов и т.д. При создании презентации использованы материалы Интернет-ресурсов, опубликованные в свободном доступе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Художник и зрелище Художник в театре

Слайд 3

Древнегреческий театр

Слайд 6

ТЕАТР

Слайд 7

Маски

Слайд 16

Комедия масок – дель арте

Слайд 17

Театр Но

Слайд 18

Скоморохи

Слайд 19

Рождественские святки

Слайд 20

Ряженые

Слайд 25

Презентация на тему «Маски» Разработана учителем изобразительного искусства МОУ «Гимназия № 34» г. Саратов Джамиевой Ольгой Вячеславовной для проведения открытого урока ИЗО на тему «Маски» по программе Б.М. Неменского в 3 классе При создании презентации использовались материалы Интернет-ресурсов, опубликованные в свободном доступе



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Маски» (детям не объявляется)

(Проектор включен на 1 пустом слайде)

      Ребята, в течение этого года мы знакомимся с искусством. Скажите, кто дарит нам искусство?

-Художник.

А где мы соприкасаемся с искусством?

-Везде. В доме, на улицах города.

Действительно. Искусство всюду вокруг нас, его создают для нас художники. Скажите, а каким был бы мир, не будь в нем художника?

-Скучным, серым, однообразным.

Верно. И на прошлых уроках мы  с вами узнали, что создаёт художник, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее. Так что же это?

-Это зрелище.

А мы с вами кто?

-Зрители.

Ребята, а где мы, как зрители, можем увидеть зрелище?

-В цирке, в театре, на концерте, на праздниках, на площади.

 (слайд 2)

Итак,  в 3 четверти мы будем с вами рассматривать, какова же роль художника в создании зрелища для нас, для зрителей.

На прошлом уроке мы узнали, что делает художник в театре. И я сейчас проведу блиц-опрос, проверю, что вы запомнили.

  1. Назовите мне театры Саратова
  2. Какова роль художника в театре
  3. Назовите профессии театральных художников

Вы очень хорошо усвоили материал прошлого урока. Но нам предстоит ещё многое узнать.

Давайте сейчас вспомним с вами, где и когда зародился театр. Для этого я дала вам задание: посмотреть про историю возникновения театра в сети  интернет. Кто хочет ответить?

-Театр появился в Древней Греции 2500 лет назад  (слайд3)

Кто-то запомнил, что означает само слово «театр»?

-Место для зрелищ, само зрелище.

На что больше всего вы обратили внимание, когда читали про древнегреческий  театр?

-Там играли одни мужчины.

Правильно, и они играли и женские роли! А каким образом им удавалось перевоплощаться в женщин?

-Одежда, парики.

Но как им удавалось изменить лицо?

-На них были маски. (слайд 4)

А вы узнали, для чего ещё актерам необходимо было играть в масках? 

(слайд 5)

-Чтобы их было лучше видно, театры были большие. Чтобы показать, какой перед вами персонаж. Чтоб показать разный характер героев, показать разное настроение. 

Все было сказано верно, давайте теперь объединим ваши ответы – маска нужна была для создания образа, она помогала актеру перевоплощаться!

Со временем маска стала символом театра. (слайд 6) Это маска печали и маска  радости.

Вы догадались, как звучит тема сегодняшнего урока?

-Маски!

 (слайд 7 с темой) повесить тему на доску, можно рядом вывесить маски печали и радости

Действительно, тема урока «Маски». Скажите, только ли в Древней Греции существовали маски? И разве были маски только для театра?

Вы сами наверняка тоже использовали маски в своей жизни.  Догадались, где?

-На карнавале!

Правильно! На карнавале или маскараде.

А как вы представляете себе карнавал?

-Это музыка, веселье, смех, танцы, яркие украшения, наряды, маски.

Карнавал – это великолепное зрелище. Это праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. (слайд 8)

Особенно известны Венецианские карнавалы, они существуют почти тысячу лет, и проходят в итальянском городе Венеция ежегодно. По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски этого карнавала – настоящие произведения искусства. (слайд 9)

Послушайте:

Кружит яркий карнавал, (слайд 10)
Праздник всех околдовал! 

Едва наденете Вы маску, 
Как попадете сразу в сказку. 
(слайд 11)
Встает с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
(слайд 12)
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок.

Из карнавальных празднеств родилась итальянская комедия масок дель арте. (слайд 13) Это были спектакли-импровизации, когда актеры придумывали сюжеты буквально «на ходу». Но зато персонажи всегда были неизменны. (слайд 14) Для этого актеры использовали маски. (слайд 15) Представления дель арте проходили на площадях городов. (слайд 16) Так зарождался народный итальянский театр.

Но народный театр появился не только в Италии. Похожие театры существовали во многих европейских странах, и во многих странах Азии. (слайд 17) К примеру, в Японии до сих пор существуют театры масок: Но, Кабуки и другие.

А как вы думаете, был ли народный театр в нашей стране?

-Да!

Кто-нибудь из вас знает, как назывались актеры русского народного театра? Подскажу – они носили яркие костюмы, водили с собой дрессированных медведей.

-Скоморохи. (слайд 18)

Да, и скоморохи для изображения разных персонажей использовали маски.

А знаете ли вы, когда еще у нас на Руси использовались маски? Может быть, это были какие-то праздники?

-На Рождество, на масленицу. (слайд 19)

Конечно, ребята, во время этих праздников, особенно на рождественские Святки, люди надевали на себя специальные наряды и маски, открытые участки тела покрывали сажей, в руки брали разные шумовые инструменты.  (слайд 20) Такие люди назывались «ряжеными».  

Традиция рядиться берет свое начало в глубокой древности, когда маска была принадлежностью культов, обрядов и ритуалов. (слайд 21) И предназначалась маска в те времена для того, чтобы защитить человека от злых духов, отпугнуть их или задобрить.  (слайд 22) Ритуальные маски существовали у разных народов, были они и у русского народа. Но со временем люди стали использовать маску для перевоплощения, для игры.  

Давайте и мы сейчас с вами поиграем. (слайд 23)

Разноцветный, яркий, шумный

Новогодний маскарад

И забавному костюму,

И веселой маске рад.

 

Озорной смеется бубен,

Раздувается фагот.

Мы танцуем буги-вуги, 

Вальс и медленный фокстрот,

 

Огневую плясовую –

Два притопа и прихлоп,

И ритмично-заводную -

Называется «Хип – хоп».

А теперь для нашего перевоплощения  нам понадобится….

-Маска.

Кем мы сейчас станем?

-Художниками!

Скажите, кто из Братьев-Мастеров придумывает образ персонажа?

-Мастер Изображения.

Кто помогает создать форму маски?

-Мастер Постройки.

А кто поможет нам украсить маску?

-Мастер Украшения.

Прежде чем мы приступим к выполнению задания, напоминаю вам правила работы с ножницами. (слайд 24) выключить проектор

Итак, когда мы делаем маску, что мы создаем?

-Образ.

Для создания образа мы должны помнить, что персонажи бывают разные, с разным характером, с разным настроением.  (Вывесить лица с эмоциями)

Веселье, грусть, удивление, равнодушие, злость, испуг мы называем ЭМОЦИЯМИ! Видите, как меняется выражение лица в зависимости от эмоций? Меняется наклон бровей и глаз, изгиб рта. При выполнении задания помните об этом!

Сначала мы создадим основу маски – лицо.

(При выполнении задания напомнить про симметрию человеческого лица. Разъяснить про складывание пополам, вырезаем рот и нос со стороны сгиба)

Затем дополним маску волосами, локонами, возможно – шляпами. Можно приклеить усы, бороду, при желании даже нарисовать веснушки.

(Дети выполняют задание, учитель помогает. В конце урока небольшая игра – дети представляются в образе маски-персонажа, затем мини-выставка, обсуждение работ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

Презентация "Дизайн на уроках изобразительного искусства в 7-8 классах"

Презентация для использования на уроках изобразительного искусства, посвящённых изучению шрифтов....

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе "Жанры изобразительного искусства".

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе "Жанры изобразительного искусства"....