Конспект выступления (мастер-класс) Тема: ’’Художественное оформление панно « Рождественские мотивы» в нетрадиционной технике «Фильцевания»’’.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Цель выступления:

- знакомство с историей ремесла валяния из шерсти;

- получить первоначальные понятия о ремесле;

- овладение техническими приёмами в создании панно способом ‘’фильцевания’’;

- научить изготовлению художественного панно, применяя старинное ремесло для создания неповторимого образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_filtsevanie.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления (мастер-класса)

Тема: ’’Художественное оформление панно « Рождественские мотивы» в нетрадиционной технике «Фильцевания»’’.

Учитель изобразительного искусства начальных классов

МБОУ Одинцовской начальной школы №2

Капитоновой Елены Александровны

2014г.

Художественное оформление панно в нетрадиционной технике ‘’Фильцевания’’.

Цель выступления:

- знакомство с историей ремесла валяния из шерсти;

- получить первоначальные понятия о ремесле;

- овладение техническими приёмами в создании панно способом ‘’фильцевания’’;

- научить изготовлению художественного панно, применяя старинное ремесло для создания неповторимого образа.

Валяние. Первоначальные сведения и понятия.

Материал,  получаемый  в  процессе  валяния,  и  обладающий  хорошими  звукоизоляционными  и  теплоизоляционными  свойствами,  называется  войлок  (происходит  от  тюркского  "ojlyk"  покрывало).  Войлок  является  уплотнительным,  прокладочным  материалом.  Валяние-это  технологическая  последовательность  получения  войлока,  при  котором  образуется  материал  засчет  сцепления  и  переплетения  волокон.  Шерстяные  волокна  имеют  чешуйчатый  слой,  и  это  позволяет  волокнам  сцепляться  между  собой  под  действием  пара  или  горячей  воды,  растворов  кислот  или  щелочи,  сокращаться,  тем  самым  создавая  более  прочные  связи между  волокнами.  Также  процесс  валяния  шерсти  называется  войлоковалянием.

В  процессе  войлоковаляния  изготавливаемое  изделие  уменьшается  в размерах  (усаживается),  соответственно  растет  прочность  изделия  и  его  плотность.  Усадка  войлока  варьируется  от  30  до  80  процентов,  плотность  имеет  максимальное  значение  на  уровне  0,55  г/см3.  При  увеличении  плотности  наступает  перенапряжение  волокон  и  изделие  разрушается.

Этапы  войлоковаляния:

1.  Разрыхление  шерсти

2.  Смешивание  и  замасливание  смеси

3.  Изготовление  основ

4.  Уплотнение  и  пропитывание  основ

5.  Отделка.

Существует  две  техники  валяния:  мокрое  валяние  и  сухое  валяние.

Мокрое  валяние  является  традиционным  способом  изготовления  войлока.

Материалы  и  инструменты,  необходимые  для  мокрого  валяния:

1.  Шерсть.

Виды  шерсти  для  валяния:остевая  шерсть  (используется  для  валяния  грубых  изделий,  не  контактирующих  напрямую  с  нежной  кожей,  например  валенок,  полусапог,  сумок);  

  сливер  (расчёсанная  овечья  шерсть,  без  остевых  волосков  чаще  всего  неокрашенная,  используется  для  набивания  игрушек,  создания  основы  изделия,  с  последующим  наложением  шерсти  других  цветов);

очес  (чес  шерсти,  состоящий  из  мелких  волосков,  используется  для  валяния  полотна,  фетра,  мягкого  войлока);

выбеленка  (чес  овечьей  шерсти,  вытянутая  и  выбеленная,  используется  в  качестве  светлого  тона,  и  для  домашнего  окрашивания);

верблюжья  (расчесанная  шерсть  верблюда,  используется  для  валяния  игрушек  и  др.  изделий  без  использования  шерсти-основы);

ангора  или  мохер  (шерсть  ангорской  козы,  с  шелковистым  блеском.  Используется  для  декора  и  отделки  изделий);

полутонкая  шерсть  (пуховые  волосы  от  25  до  29  микрон  в  диаметре  (тонине)  используется  для  сухого  и  мокрого  валяния,  для  отделки  изделий  и  декора);

     тонкая  шерсть  (пуховые  волосы  от  19  до  25  микрон  в  диаметре  (тонине)  используется  для  сухого  и  мокрого  валяния,  для  отделки  изделий  и  декора);

топс  (пуховые  волосы  до  19  микрон  в  диаметре  (тонине)  используется  для  сухого  и  мокрого  валяния,  самая  дорогая  шерсть);

По  выделке  шерсть  делят  на  вату  (короткие  волокна)  и  гребенную  ленту  (длинные  волокна,  расчесанные  и  уложенные  в  виде  ленты  от  1  метра  длиной).

2.     Горячая  вода.

3.  Мыло  (лучше  всего  использовать  специальное  мыло  для  валяния,  в  крайнем  случае  детское  мыло.  Использовать  жидкое  мыло  не  желательно,  содержащийся  пенообразующий  лаурилсульфат  натрия  вызывает  сильное  раздражение  кожи  и  аллергические  реакции  при  длительном  воздействии  на  кожу).

4.  Коврик  (можно  использовать  рифленый  резиновый  коврик,  бамбуковые  коврики,  жесткий  кусок  ковролина  или  упаковочный  воздушно-пузырчатый  полиэтилен,  наиболее  доступный  и  недорогой  материал).

Мокрое  валяние  подразумевает  обильное  использование  воды,  что  может  оказать  негативное  воздействие  на  поверхности  и  материалы,  которые  не  переносят  влагу.  Освоив  базовые  навыки  мокрого  валяния  можно создавать  изделия  как  плоских  форм  (ковры,  панно,  картины),  так  и  полуобъемные  войлочные  изделия  с  применением  форм-макетов  (сумки,  кошельки,  шапки,  шляпы,  обувь).  Техника  мокрого  валяния  широко  используется  при  изготовлении  украшений  и  декоративных  предметов  интерьера,  таких  как:  вазы,  войлочные  цветы,  гирлянды  и  многое  другое.

Сухое  валяние,  или  же  фильцевание  (на  английском  «needle  felting»)  —  это  античное  искусство,  дошедшее  до  наших  дней,  датируемое  временами  Римской  империи.  Эта  техника  использовалась  римлянами,  как  для  изготовления  теплой  водостойкой  одежды,  так  и  для  нанесения  декоративных  рисунков  на  различные  тканые  поверхности.  Сейчас  фильцевание  широко  применяется  для  нанесения  различных  рисунков  на  ткань  или  же  для  создания  сложных  войлочных  форм,  таких  как  игрушки.

Материалы  и  инструменты,  необходимые  для  сухого  валяния:

1.  Игла.

Иглы  имеют  несколько  параметров,  по  которым  их  можно  классифицировать:  толщина,  вид  сечения,  количество  зубцов

Толщина  (размер)  является  основным  параметром.  Толстые  иглы  применяются  на  начальном  этапе,  ими  обычно  формируется  первоначальная  форма  объекта,  иглы  средней  толщины  на  основном  этапе,  а  тонкой  иглой  дорабатываются  формы  и  линии.

Иглы  для  сухого  валяния  бывают  нескольких  видов  сечения.  Основные:  треугольное,  корончатое,  звездчатое.

Иглы  с  треугольным  сечением  используются  на  этапе  основной  работы  с  изделием.  Зазубрины  распределяются  по  всей  рабочей  поверхности,  а  простота  формы  позволяет  легко  проходить  игле  в  изделие,  ускоряя  процесс  сваливания.

Звездчатое  сечение  применяется  в  основном  на  финальном  этапе  работы,  например,  когда  необходимо  отполировать  поверхность  изделия.

Иглы  с  корончатым  сечением  имеют  зазубрены  лишь  на  конце  острия.  Благодаря  этому,  игла  не  способна  деформировать  изделие,  соответственно  используется  для  приваливания  декоративных  элементов,  узоров  к  изделию.

2.  Иглодержатель.

Иглодержатель  —  это,  как  правило,  деревянная  или  пластиковая  ручка,  в  которую  вставляются  фильцевальные  иглы,  от  одной  до  нескольких  сразу.

3.  Поверхность  (поролоновая  подложка )

Войлоковаляние  -яркое,  самобытное  явление  мировой  культуры,  одновременно  обладающее  устоявшимися  традициями  и  значительным  потенциалом  развития  нов-ых  технологий .

Техника создания панно методом валяния.
 
Для того чтобы понимать, как же такая красота появляется на свет, я коротко расскажу о процессе изготовления. Это, оказывается, занимательный процесс.
 
1. Подготовка. Как любой другой материал, шерсть нужно очистить от ненужных добавок, грязи и т.д. Затем окрасить специальными красителями в нужный цвет. Заключительным этапом в подготовке является прочесывание специальной ческой. Тогда будущее панно будет мягкое на ощупь.
 
2. Создание эскиза. На гладкую ткань выкладывается прочесанный войлок в соответствии с будущим рисунком. Предварительно можно нарисовать эскиз. Шерсть кладется слоем 3-5 см.
 
3. Валяние. Весь рисунок накрывается тканью, чтобы он не съехал. Следом с помощью опрыскивателя вся поверхность смягчается кипятком. Далее изделие накручивается на палку и валяется 3-5 минут. Раскручивается, поправляется рисунок, добавляется шерсть, смачивается кипятком и дальше валяется в другую сторону. Чем дольше этот процесс, тем плотнее будет панно.
 
4. Стирка. Стирать готовое изделие можно с помощью средств для шерсти.

Картина, если выдержана технология изготовления, не должна деформироваться и распасться. Дальше проглаживается через марлю.

5.Окончательная отделка изделия дополнительными элементами методом ‘’фильцевания’’.