Интегрированный урок по литературе и МХК "Храм Василия Блаженного - часть русской истории"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Гладышева Галина Евгеньевна

На уроке об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_izo-_i_literatury.doc717.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка и МХК в 7 классе

Тема: «Храм Василия Блаженного - часть русской истории».(Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования)  слайд 1

Цели:

подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;

активизировать  лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;

совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи;

способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Оборудование: презентация «Собор Василия Блаженного», видеоролики, распечатки справочного материала к уроку.

слайд 2

Ход урока

Г.Е.    «Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… надо только научиться слушать эти ноты…»

Е.В.  Оргмомент. Целеполагание. РЯ

– Приходилось ли вам бывать на Красной площади?
– Какие здания привлекли внимание и запомнились?

(видеоролик)1

Сегодня мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

  1. получить информацию о храме, 
    2) узнать новые слова – архитектурные термины 
    3) составить план сочинения и
    4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным.

Г.Е.    Виртуальная экскурсия.   

А теперь представьте, что мы на Красной площади и экскурсовод знакомит нас с храмом Василия Блаженного . (ролик-экскурсовод)

Итак ребята мы с вами побывали на красной площади, где главным архитектурным памятником, является храм Василия Блаженного.

Для того, чтобы  описать собор, необходимы знания архитектурных элементов, деталей собора.

Давайте ещё раз детально рассмотрим этот храм.

Слайды 5-11

Г.Е.    Народ назвал храм в честь юродивого Василия. Сейчас нам ребята расскажут о нем.

Слайд 12

Г.Е.    -Кто же строил этот храм? И как они расположили эти церкви?

Слайды 13-25

  1.  Работа над описанием храма

Г.Е.    – Наша работа со знакомством храма не закончена – нам надо описать храм. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Приложение 1.Давайте с ними познакомимся

Слайды  26-31


Е.В.  Словарно-стилистическая работа

Чтобы избежать речевых ошибок-повторов можно использовать стилистически нейтральные синонимы.  Эти слова употребляются в высоком стиле, «высокое» придает речи оттенок торжественности, приподнятости, используются, когда  речь идет о древнерусской архитектуре. Слайды 32-34

- Зодчие – строители, архитекторы.

Храм – собор, церковь.

Возводить (здание) – сооружать, строить,  

                                     воздвигать.

Увенчать – завершить, закончить.

       Е.В.    Попробуем устно описать храм, используя усвоенные термины. 

(У вас на столах есть карточки с  предложениями с пропусками на месте слов-терминов, которые вы должны вставить, используя справочные таблицы).

Приложение 2 после чего заслушаем ответы.

       Е.В.  Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. У вас на столах есть листы, (Приложение 3) в котором отмечены три части любого сочинения:

вступление, основная часть и заключение.

Используя рабочие материалы (Приложение 4)  продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во
вступлении? Вспомните, с каких слов  началась экскурсия. 
(Собор Василия Блаженного – жемчужина русского зодчества)
– Можно ли так начать сочинение? 
(Да)
– Так и запишем. 
– Какие ещё прилагательные подойдут для описания собора? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.


– О чем
основная часть?

1) История создания храма.

– Вспомним рассказ нашего экскурсовода. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)
– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание храма и, значит, тип речи будет … 
(описание) 
То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание собора

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)
б) купола (их окраска, рисунок)
в) порталы(сколько их, как украшены)
г) галерея

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
Моё впечатление
– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный собор мы любуемся необыкновенным мастерством создателей храма, буквально ощущаем то чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

Слайды 35-36

Г.Е.    Заключительное слово учителя

Итак, мы рассмотрели храм, узнали термины, с помощью которых можно его описать, составили план сочинения. Теперь вам предстоит самостоятельно описать его.

Е.В.   Рефлексия

– Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, справочные таблицы, предложения, с которыми работали на уроке) слайд37

– Ваше домашнее задание – написать сочинение «Храм Василия Блаженного – часть русской истории».

Приложение 1

  

Арка – дугообразное перекрытие между двумя опорами, колоннами, столбами

Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть

Бойницы – узкие, щелевидные окна, предназначенные для ведения боя.

Вперебежку – украшения собора, расположенные в шахматном порядке

Глава, главка – наружное декоративное завершение церкви в виде шатра или луковицы.

Гульбище – от слова «гулять»; крытая галерея, расположенная вокруг храма

Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор

Портал – главный дверной проем, вход в здание, обычно нарядно оформленный

Свод – несколько арок, поставленных вплотную друг за другом, образующих две стенки и свод.

Шатер – четырех-, шести-, восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...

Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер"....

«Храм Василия Блаженного - часть русской истории».(Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования)

подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;активизировать  лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;совершенствовать умение подби...

Интегрированный урок по литературе и биологии в 6 классе "Корень как литературнй образ и как важная часть растения в биологии"

Данные материалы, а именно: технологическая карта и раздаточные материалы - дадут представление о возможности проведения интегрированных уроков, в данном случае биологии и литературы. УМК: учебник по ...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...