Конспект урока по теме"Образ весны в литературе и искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Черанева Марина Ивановна

Интегрированный урок в рамках метапредметного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_sbornika.1.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: МКОУ СОШ с УИОП п. Афанасьево

Интегрированный урок литературы и ИЗО в 6-м классе (1 час.)

Тема: «Художественный образ весны в литературе и живописи»

Дидактическая цель: Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям. 
Развивающие:  Развивать воображение учащихся через сопоставление произведений живописи и литературы, творческие способности учащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть прекрасное в самом обычном и малом.
Воспитательные: Воспитывать уважение к культурному наследию литературы и живописи .

Метапредметные: Развивать образное мышление; применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из других дисциплин.


Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.

Методы: частично - поисковый; проблемного изложения;

ФОУД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технология: личностно-ориентированного, творческого обучения, деятельностного подхода

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации

Источники информации:

1.Учебник: Коровина В.Я. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

2.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М. Просвещение 2008.

3.Материалы Интернет

Этапы урока

Деятельность учителя 1

(учитель литературы)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя 2

(учитель ИЗО)

1.Оргмомент

Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок

Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок

2.Целеполагание и мотивация

-Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. Как вы думаете, в чем его необычность?

 -Изобразительное искусство и литература -  искусство слова…Что объединяет эти предметы?

-Дайте определение слову

« искусство».

-Перед вами два четверостишия, которые имеют общее ключевое слово. Определите это слово.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об образе в  литературе и живописи.

Как называется такой образ в искусстве?

-Что изображено на слайде? О каком образе мы сегодня на уроке будем говорить?

-Мы определили тему нашего урока и запишем её в тетрадь .

 -А теперь давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

 

-

На уроке 2 учителя.

Объединяет слово  «искусство».

Работа со словарем Ожегова.

«Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах».

Слово «образ»

Работа со словарем Ожегова.

Художественный образ.

Весна. Будем говорить об образе весны в литературе и в живописи.

1.Узнать, что такое образ.

2. С помощью чего создается образ в литературе и живописи.

3.Что нам помогает создать тот или иной образ.

Показывает слайд 1.

  Слайд 1.                                                                                                                                                                                                                                            Записывает слово «образ» на доске.

Продолжается запись на доске: художественный образ.

Показывает слайд 2.

Дописывает тему урока:

Художественный образ весны в литературе и живописи.

Показывает слайд 3

Записывает на доске.

Показывает слайд 4.

Образы бывают разные:

- персонажи или литературный герой (человеческие образы);

-образы-пейзажи (картины природы);

- образы-вещи ( описание предметов, интерьера).

 

Сегодня на уроке мы  обратимся к образу-пейзажу. Это будет образ весны.

3.Актуализация знаний, умений и навыков

 -С помощью чего создается художественный образ в литературе?

Да, с помощью слов и выразительно –

изобразительных средств (метафор, эпитетов, олицетворения, сравнения). Ведь литература - это искусство слова.

 С помощью слов.

Вспоминают определения.

Показывает слайд 5

4.Первичное усвоение учебного материала

 О весне писали, её восхваляли многие поэты и писатели. Мы обратимся к стихотворениям  Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…» 

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева« Весенние воды».

-Читаем стихотворение.

-О какой весне пишет поэт?

-С помощью  каких слов и  выразительно-изобразительных средств Тютчев создает образ ранней весны?

 

-Анализ стихотворения Н.А.Некрасова  « Идет-гудет Зеленый Шум…» 

-Читаем стихотворение.

-О какой весне пишет поэт?

-С помощью  каких слов и  выразительно-изобразительных средств поэт создает образ поздней весны?

-Давайте сравним образ ранней и поздней весны. Чем они отличаются?

Итак, художественный образ в литературе - это образ собирательный из деталей, явлений, чувств. Образ весны мы не только видим, но и слышим,

Показывает слайд 8.

Показывает слайд 9.

Показывает слайд 10.

Показывает слайд 11.

Показывает слайд 12.

Тексты стихотворений на каждой парте.

Поэт пишет о ранней весне.

Работают с текстом стихотворения.

Составляют кластер образа

ранней весны, используя прилагательные солнечная, журчащая, торопливая, стремительная,

бурная, долгожданная, многоводная.

Поэт пишет о поздней весне.

Составляют кластер образа поздней  весны, используя прилагательные  зеленая, белая, неторопливая, солнечная,

теплая, игривая, шумливая, разноцветная, красочная.

Раннюю весну мы слышим, чувствуем.

Позднюю весну мы видим.

-В тёплом и холодном колорите.

-Сдержанная, невзрачная, неброская; яркая, жизнерадостная, светлая.

Дети, используя кластеры «Ранняя весна», «Поздняя весна», определяют образ весны на  картинах.

Основным средством выразительности в живописи является – цвет.

Дети соотносят картины со стихотворениями.

Показывает 6 слайд.

Показывает слайд 7

Но  не только поэты, но и художники воспевают  образ весны в своих произведениях. Только используют они другие средства выразительности. А вот какие, сейчас мы с вами выясним.

-Анализ художественных произведений живописи  с различными образами весны.

 - В каком колорите написаны картины?

-Какую цветовую гамму используют авторы картин для создания образа весны?

- Образ какой весны раскрывает каждый  художник.

Жуковский С.Ю. «Весенний бурлящий  ручей».

И.Левитан «Весна. Большая вода»

В.Волков  «Майский  лес»

А.Рылов «Зеленый шум»

Так с помощью какого средства выразительности живописцы раскрывают тот или иной образ природы?  

 

Итак, главной задачей для писателей, поэтов, художников  является раскрытие  художественного образа.

В литературе  с помощью слова, в живописи – цвета.

-Для описания живописных картин  вы использовали кластеры с теми же словами, что и при описании стихотворений.

 Соотнесите картины со стихотворениями.

 

Таким образом, мы видим, что есть сходство между поэзией и живописью в создании образа.  

Не зря живопись иногда называют «немой поэзией», а литературу -  «говорящей живописью».

5.Осознание, осмысление учебного материала

-Мы рассмотрели образ весны в литературе и в живописи.

-Так что мы называем художественным  образом?

Художественный образ – это отображение действительности, жизни. И для его создания необходимы чувства, мысли, идеи, фантазии, личные ощущения.

Показывает слайд 14.

Отвечают на вопрос.

Дизайнер, архитектор, художник, писатель, цветовод…

Составлять букеты, обустраивать свой  дом, украшать клумбы…

Показывает слайд 13.

-Для чего нам нужно учиться создавать образы, развивать образное мышление?

-В каких профессиях нужно уметь мыслить образами?

Но образное мышление нужно не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.

Посмотрите на слайд и приведите примеры.

6.Закрепление и применение учебного материала

-А теперь мы сами попробуем побывать в роли поэтов и художников, создать свой образ весны.

Предлагаем вам поработать в творческой мастерской.

       1 группа

Вставить эпитеты в стихотворение  А.А.Фета.

      2 группа

   Сочинить  четверостишие о весне (последние слова в строчках даны).

Учитель консультирует учащихся

.

Показывает слайд 15.

Показывает слайд 16.

        3 группа

   Сделать пейзажную зарисовку.

         4 группа

Создать  портрет весны

Учитель консультирует учащихся

7.Подведение итогов

 Анализ работ учащихся.

Показ слайда 17.

 

Защита творческих работ.

Анализ работ учащихся.

8.Рефлексия

Показ слайда 18..

9.Домашнее задание

Выучить наизусть, приготовить выразительное чтение  понравившегося стихотворения о природе, о весне.

Работа в парах.

К выбранному стихотворению выполнить пейзажную зарисовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...

Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души

Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...

Конспект урока на тему "Образ весны в лирике Баратынского"

Конспект урока по стихотворению Баратынского "Весна, весна, как воздух чист" Урок содержит интеграцию в другие виды искусства: живопись и музыку. Также содержит анализ лирики, средств художе...