Конспект урока на тему "Образ весны в лирике Баратынского"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лукосяк  Мария Германовна

Конспект урока по стихотворению Баратынского "Весна, весна, как воздух чист" Урок содержит интеграцию в другие виды искусства: живопись и музыку. Также содержит анализ лирики, средств художественной выразительности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родная природа в стихах русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский «Весна. Весна! Как воздух чист!..»

1.Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели: развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

развитие элементов творческой деятельности; развитие навыков устной и письменной речи; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели: воспитание любви к прекрасному;

воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

 Оборудование: проектор, распечатки, цветные карандаши, наглядность

 

Ход урока

  1. Вступление

Ребята, за окнами у нас зима, но мне очень хочется, чтобы у нас на уроке было солнце. (креплю диск к доске) У нашего солнышка нет лучей, наша задача найти лучи солнышка за урок

  1. Беседа

- Что происходит с окружающим миром под лучами теплого солнца?

- Как меняется природа?

Слушание

  1. Сейчас мы с вами услышим в отрывке  из композиции Эдварда Грига, пока звучит мелодия, попробуйте прочувствовать свое настроение. Звучит композиция «Весной»

      – Какое настроение у этой мелодии? Как бы вы описали эту мелодию? (прилаг,сущ,гл пишем на листке)

- Какими звуками наполнена композиция? На что похожи? Как опишите эти звуки?

- Напишите, какие чувства рождает эта композиция

 - Какому времени года подходит эта композиция? 

Ответы  луч с ключевыми понятиями –капель, журчание, звон.

    -  Ребята, в каких видах искусства еще может быть создан образ весны?

 Слово учителя:

Мастера слова создают образы весны, и сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е. Баратынского «Весна»

Слушаем аудиозапись стихотворения

- С каким чувством актер читает стихотворение?

- Прошу прочитать еще одного-двух детей 

- Ребята, как называется картина, которая создана в стихотворении? – пейзаж (крепим луч)

Перед нами образец пейзажной лирики, все слова нам с вами понятны?

- С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

- Какое настроение придают стихотворению восклицания?

- Какие слова и выражения создают картину весны?  Радость, ликование, восторг – луч

Работа в парах

 подчеркнем слова и выражения, которые создают чувства радости, ликования, счастья.

Ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок

- Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?

(работа разными цветами в тексте в парах)

Работа в парах по колонкам

Выделяем слова цветным карандашом, описывающие звуки, краски, запах

Звуки: шумят ручьи, взревев,река несет,поднятыц ею лед,лист щумен,жавронок поет заздравный гимн, душа журчит 

Краски: ясен небокслон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине

Запахи: воздух чист, лист…душист

Вывод об образах весны:живая, свежая, торжественная, яркая, сияющая (луч) и вывод в тетрадь

Работа со средствами выразительности таблица, в которую выписывают -проектор

эпитеты

олицетворение

метафора

Лазурию живой

Торжествующем хребте

В яркой вышине

Незримый жавронок

Заздравный гимн

Летают облака

Взревев

Река несет

Душа журит, летает

На крыльях ветерка

Река несет на хребте

- Какой характер они придают описанию весны? Весна приходит во все края,

Ключевые понятия: живая, сияющая, величавая. Восхищающая, стремительная

(луч)

- Мы увидели, какой приходит весна, а давайте увидим , где каково пространстов стихотворения? Где закончатся границы ? Весна приходит повсеместно, открыта всем пространствам –

Крепим луч

И вывод в тетрадь

Мы увидели, как меняетс весна ,как меняетс природа, как меняется человек?

Рефлексия –две картины русских живописцев,

1. Картина Левитана «Большая вода» Используя лексику, что была на уроке опишите ваш образ весны

2. Картина Бакшаева «Голубая весна» Используя лексику, что была на уроке опишите ваш образ весны

Итог: под лучами солнца расцвел цветок – дарю гиацинт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии "Весна в лесу".

Основная деятельность - это работа с соленым тестом, изготовление  ежа....

Конспект урока на тему: "Весна"

Конспект урока на тему: "Весна"...

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...

план-конспект урока Наурыз- праздник весны

Урок страноведческого содержания.Нацелен на развитие  навыков чтения, говорения, аудирования.Уровень сложности-В1.Длительность-2 академических часа....

Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»

Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»...

Конспект урока по теме " Природа в лирике А. С. Пушкина"

Конспект урока по теме "Природа в лирике А.С .Пушкина"...