План-конспект урока А.А. Блок ранняя лирика
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ярахтина Ольга Сергеевна

план-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_blok_rannyaya_lirika.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 31.02.15

Класс: 8 класс

Учитель: Ярахтина Ольга Сергеевна

Предмет: литература

Тема: Ранняя лирика А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»

Тип урока: урок-свидание.

Цели урока:

  • познакомиться с особенностями ранней лирики поэта;
  • знать особенности поэтики А. Блока на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;
  • развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: лекция учителя, выступления обучающихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Ход урока

1.​ Орг.момент, приветствие, чтение стихов – проверка домашнего задания

2.​  Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с ранней лирикой Александра Блока и определим поэтические особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме». По изученному материалу в конце урока вы составите обобщающую таблицу.

3.​ Слово преподавателя.

Александр Александрович Блок - один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о «двоемирии», поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале «Мировой души» или «Вечной женственности». В этот период появляется таинственный и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины.

Звучит “Сентиментальный вальс” П.И.Чайковского. Обучающийся читает стихотворение А.А.Блока “Бегут неверные дневные тени”.

Бегут неверные дневные тени.

Высок и внятен колокольный зов.

Озарены церковные ступени,

Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,

Одетый страшной святостью веков,

И, может быть, цветок весны уронишь

Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов,

Ложится мгла на старые ступени....

Я озарен - я жду твоих шагов.

Это стихотворение входит в поэтический цикл “Стихи о Прекрасной Даме”.

Вопрос: Почему поэт так назвал свой сборник стихотворений? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: “Стихи о Прекрасной Даме”?

(Выстраивается ассоциативно-логическая цепочка).

- Какое слово можно было бы добавить? (Сердца, о Даме сердца).

- Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена? (Рыцари Средневековья).

Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари Средневековья посвящали им свои подвиги, писали стихи, воспевая их красоту и духовное совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены таинственностью, мистическим содержанием, а средством выражения выбирали символы, знаки. О высоком, духовном нельзя было говорить обыденным языком.

Литературным течением, которое объединило поэтов, веривших в совершенство мира, стал символизм.

Задание группе: вспомним, какое модернистское течение называлось символизмом.

Символизм – это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции. Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

Поэзия Блока “периода Прекрасной Дамы” также тесно связана с идеями философа и поэта Вл.Соловьева, который в образе Вечной Женственности воплотил мечту о красоте, призванной спасти мир.

Для того, чтобы “открыть” Блока, необходимо совершить экскурс в поэзию Блока-символиста. Но благоговейное преклонение поэта перед Прекрасной Дамой не исчерпывается лирикой только Блока, послушайте произведение Б.Окуджавы, поэта середины 20 века, и вы увидите, что образ Прекрасной Дамы не исчез из русской литературы.

(Звучит песня Б.Окуджавы “ Ваше Величество, Женщина”)

4. Инсценировка. Поэт и Прекрасная Дама.

(Звучит произведение Шуберта «Аве Мария»)

Поэт.

Ложится мгла на старые ступени:

Я озарен, я жду твоих шагов...

Редактору журнала “Северные цветы” Брюсову. Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: “О Вечно Женственном”. В сущности, это и есть тема всех стихов.

Учитель. Первая книга Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, вышедшая в 1904 г., была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихи 1901-1902 гг., составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности в ту, которая стала его женой.

Прекрасная Дама. В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Казанскому собору и встретила Блока...

Поэт. Сначала пошли в Казанский собор, а потом в Исакиевский... В соборе почти никого не было. Нас поразила высота, громада, торжество, сумрак.

Прекрасная Дама. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я давно отдаю свою душу.

Поэт. Помните эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, боже мой, если вы были! Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная мещанская, скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы. Показывалась Ваша фигура – Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах...”

“Стихи о Прекрасной Даме” - ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью. Там все будущее – за семью печатями.

Мне странно, что Вы находите мои стихи непонятными... В непонятности меня, конечно, обвиняют почти все...”

5. Слово преподавателя. Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета — «он» и «она». Многопланов облик героини. Огромную роль в ранних стихах Блока играло слово “таинственный”. Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственные соцветия... Всюду у поэта были тайны и таинства. И тайной тайн была для него та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу и которую величал в этой книге Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечно Юной, Непостижимой, Недостижимой, Несравненной, Владычицей, Царевной, Хранительницей, Закатной Таинственной Девой.

К.И.Чуковский писал: «Таинственность была ее главное свойство. Мы не знали, кто она, какая она, знали только, что она таинственна. Лишить ее этой таинственности, и она перестанет быть. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится, на каждой странице иной: не то она звезда, не то женщина, не то скала, озаренная солнцем. Всякое отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму...»

Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Все шесть лет об одном. Ни разу за все это время не нашлось ни единого слова – иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязывался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки... Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону. Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с 1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений! Мы же с вами проанализируем лишь несколько.

 6. Выразительное чтение и анализ обучающимися стихотворений А.Блока по вопросам.

1.“Вхожу я в темные храмы...”

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели.

Беседа по вопросам:

1. Выразительное чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

1.​ Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого

произведения? (ведущий мотив – мотив оптимистического ожидания встречи)

2.​ Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее

состояние? (лирический герой в ожидании, он очарован и дрожит в ожидании встречи)

3.​ Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить

конкретные, земные черты облика героини?(Нет, героиня – лишь образ, сон, мечта, недосягаемый идеал; не слышны ни вздохи, ни речи)

4.​ Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?

(Прекрасная Дама, Она, Величавая Вечная Жена, Святая, Милая)

5.​ Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой

Прекрасную Даму? (Богоматерь, святая)

2. Выразительное чтение обучающимся стихотворения “Я, отрок, зажигаю свечи...”

1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения? (Ведущий мотив – ожидание встречи со своим идеалом в реальном мире)

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? (Искренняя вера в возможность земного воплощения Прекрасной Дамы)

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини? (Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения)

 Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении? (смеется, ласковый взгляд)

3. “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...”

1.​ Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного

стихотворения? (Появляется мотив тоски, страха, тревоги.)

2.​ Чем, по-вашему, объясняется страх героя? (Поэт боится, что Её “привычные

черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном)

7. Закрепление нового материала. Составление таблицы, отражающей эволюцию образа Прекрасной Дамы в творчестве А.Блока. Запись вывода.

Эволюция образа Прекрасной Дамы

 Название

Особенности         

«Вхожу я в темные храмы»        

«Я, отрок, зажигаю свечи»        

«Предчувствую Тебя»

Год написания        

4 июня 1901 г.        

7 июля 1902 г.        

25 октября 1902 г.

Наличие конкретных черт в образе        

---        

+ ---        

+

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)        

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.        

Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.        

Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.

1.​ Как Блок изображает чувство любви?

2.​ Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

ВЫВОД. Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

8. Заключительное слово учителя.

Именно высокое и нежное чувство любви освещало весь жизненный путь поэта. Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения его сердца. Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле «О прекрасной даме». Традиции возвеличивания Вечно Женственного живы и в современной поэзии.

Звучит песня Б.Окуджавы “Передо мною на столе портрет одной Прекрасной Дамы”

Обратите, пожалуйста, внимание на экспозицию книг, представленную на выставке. На ней представлены книги и по биографии, и по творчеству А.Блока. Если кого-то заинтересовала данная тема или личность выдающегося поэта, вы можете ознакомиться с представленной литературой в нашей лицейской библиотеке.

9. Подведение итогов, домашнее задание, выставление оценок

Методические комментарии: урок получился очень интересным и насыщенным, учащиеся работали с удовольствием, любовная лирика Блока оказалась им близка в силу возраста, цели урока были достигнуты полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План – конспект 9 класса. Совершенствование техники выполнения ранее изученных элементов баскетбола

Поурочный план – конспект урока физической культуры                  ...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...