План-конспект на тему «Три царства литературы: Эпос, Лирика и Драма. Учимся отличать жанры»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
План-конспект составлен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: «Три царства литературы: Эпос, Лирика и Драма. Учимся отличать жанры»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Сформировать у учащихся первоначальное представление о родах и основных жанрах литературы, их характерных признаках.
Задачи урока:
1. Образовательные:
* Познакомить учащихся с понятиями «род литературы», «жанр литературы».
* Дать общую характеристику трём родам литературы: эпосу, лирике, драме.
* Научить различать роды литературы по их основным признакам.
* Начать формирование умения определять жанр произведения (сказка, басня, рассказ, стихотворение, поэма, пьеса).
2. Развивающие:
* Развивать аналитическое мышление через работу с текстами и схемами.
* Развивать устную речь, умение формулировать свои мысли и делать выводы.
* Развивать навык работы в группе.
3. Воспитательные:
* Воспитывать интерес к литературе как к искусству слова.
* Формировать эстетический вкус.
Планируемые результаты:
* Предметные: Учащиеся узнают основные роды и жанры литературы, научатся отличать их по формальным и содержательным признакам.
* Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, работать в коллективе.
* Личностные: Осознание богатства и разнообразия литературного мира.
Оборудование:
* Учебник по литературе для 5 класса.
* Проектор / интерактивная доска.
* Раздаточный материал: карточки с названиями произведений и их фрагментами.
* Презентация к уроку (слайды с определениями, схемами, иллюстрациями).
* Доска, мел.
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
* Приветствие.
* Проверка готовности класса к уроку.
* Создание положительного эмоционального настроя.
2. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (5 мин.)
Учитель: Ребята, представьте, что вы пришли в огромную библиотеку. Книги там стоят не в алфавитном порядке, а просто так. Как вы будете искать то, что вам нужно? Трудно? А если бы все книги были разделены на три больших зала? В одном – все книги с интересными историями и приключениями, в другом – тонкие книжечки со стихами, а в третьем – книги, по которым ставят спектакли в театре. Стало бы легче?
Сегодня мы с вами станем настоящими литературными картографами и нарисуем карту этих трёх огромных «царств» литературы. Узнаем, как они называются и по каким законам живут.
Запись темы урока в тетрадь.
3. Актуализация знаний (5 мин.)
Фронтальная беседа:
* Какие книги вы любите читать? (Дети называют: сказки, фэнтези, рассказы о животных, стихи и т.д.)
* Чем, например, сборник стихов отличается от книги про Гарри Поттера? (Один – с рифмой, короткий, другой – большой, проза, есть сюжет).
* А что общего у сказки и рассказа? (В них есть герои, о чём-то рассказывается, есть начало и конец).
Учитель: Вы уже на интуитивном уровне чувствуете разницу. Давайте теперь разберёмся системно.
4. Открытие нового знания (15 мин.)
Работа с презентацией и записью в тетрадь.
1. Три царства (рода) литературы:
| Род литературы | Что означает? | Основной признак | «Главный вопрос» |
| Эпос (показ слайда) | С греч. «слово, повествование» | Рассказ о событиях | Что произошло? |
| Лирика (показ слайда) | С греч. «лира» (музыкальный инструмент) | Передача чувств, переживаний | Что я чувствую? |
| Драма (показ слайда) | С греч. «действие» | Произведение для постановки на сцене | Что делают герои? (диалоги и ремарки) |
* Учащиеся записывают названия родов и их основные признаки в тетрадь в виде таблицы или схемы.
2. Жанры внутри родов (упрощенно для 5 класса):
* В царстве ЭПОСА живут: рассказ, сказка, повесть, басня, роман (его можно упомянуть как «очень длинный рассказ»).
* В царстве ЛИРИКИ живут: стихотворение, песня, поэма («большое стихотворение с сюжетом»).
В царстве ДРАМЫ живут: комедия, трагедия, драма (как жанр).
Учитель рисует на доске три столбика (три рода) и вместе с детьми записывает в них основные жанры.
5. Первичное закрепление. Практическая работа в группах (10 мин.)
Класс делится на 3 группы (по числу родов). Каждая группа получает конверт с карточками.
Задание:
1. Карточка 1: Определите, к какому роду литературы относится ваш текст.
2. Карточка 2: Докажите, назвав 2-3 признака.
3. Карточка 3: Определите жанр произведения (если возможно).
Примеры текстов для карточек:
* Группа 1 (Эпос): Отрывок из сказки «Царевна-лягушка» или короткая басня Крылова.
* Группа 2 (Лирика): Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» или С.А. Есенина.
* Группа 3 (Драма): Отрывок из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (обязательно с ремарками и диалогами).
После обсуждения представитель от каждой группы озвучивает результаты.
6. Рефлексия. Итог урока (5 мин.)
Учитель: Давайте вернёмся к началу нашего урока. Мы нарисовали карту?
* На какие три больших царства делится литература? (Эпос, Лирика, Драма).
* Чем отличается эпос от лирики? (Один рассказывает о событиях, другая передаёт чувства).
* Как вы думаете, зачем нам нужно знать эти роды и жанры? (Чтобы лучше понимать произведение, легче ориентироваться в мире книг).
Приём «Микрофон»: Учитель задаёт вопросы, а дети по цепочке дают короткие ответы.
* Сегодня на уроке я узнал(а)...
* Было интересно...
* Было трудно...
* Мне пригодится это в...
7. Домашнее задание (2-3 мин.)
На выбор (дифференцированное задание):
1. Базовый уровень: Найти в учебнике или домашней библиотеке по одному примеру на каждый род литературы. Записать автора и название в таблицу в тетради.
2. Продвинутый уровень: Написать небольшой текст (на 5-7 предложений), который можно было бы отнести к одному из родов литературы (например, короткое стихотворение о погоде (лирика) или описание случая на перемене (эпос)).
3. Творческое задание: Нарисовать обложку несуществующей книги, которая сразу будет указывать на её род (например, для эпоса – яркое событие, для лирики – образ-символ (осенний лист, сердце и т.д.)).
---
Пояснительная записка для учителя:
* Урок насыщенный, поэтому важно следить за временем.
* Акцент делается не на заучивании определений, а на понимании и умении отличать роды на практике.
* Работа в группах позволяет активизировать всех учащихся.
* Для слабых учеников можно подготовить опорные конспекты с готовыми схемами.
* Если время остаётся, можно провести викторину «Угадай род и жанр» по отрывкам из хорошо известных детям произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"
План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...
План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "
Конспект для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...
План конспект - занятия по теме: «А. А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой»
Конспект для учащихся 10 класса . Используется при изучении ранней лирики Ахмаьовой...

Таблица к уроку по теории литературы "Эпос, лирика, драма"
Определение литературных родов, соотнесение с жанрами....

План – конспект развивающего занятия Тема: «Учимся общаться»
Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уваж...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
План-конспект музыкального занятияТема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкал...
