План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
план-конспект по музыке

Саакян Джульетта Левоновна

 

План-конспект музыкального занятия

Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».      

Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкальной культуры норвежского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э. Грига;
  • выявить характерные особенности норвежской музыки.

Развивающие:

  • развивать интерес обучающихся к самостоятельному изучению материала.

Воспитательные:

  • формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания обучающихся на основе восприятия музыкальных произведений, путем их анализа и сравнения;
  • воспитывать любовь к музыке народов мира.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.

Материалы и инструменты: произведения Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Халлинг»).

Ход занятия

Подготовительный этап

Добрый день ребята!  Меня зовут Джульетта Левоновна, сегодня нам предстоит путешествие, интересно куда?

Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А самое главное мы познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.

Основной этап

Творчество Эдварда Грига: Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки и виолончели. Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти – тролль.

Нашей первой остановкой станет город Берген.

В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик – Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.

Всё изменилось совершенно неожиданно.

Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».

С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.

Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Звучит «Утро» Э.Грига

https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs

Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от звучания этой мелодии.

Слушание и анализ «В пещере горного короля» Э.Грига

Вернёмся к сюите «Пер Гюнт». Ребята, вы знайте кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)

Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали, и он бы ничего не делал.

И оказался Пер…

Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)

В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами – узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.

Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда – горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.

https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto

Слушание и анализ танца «Халлинг» Э.Грига

Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы.

Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.

https://www.youtube.com/watch?v=5dl1UWxLtMI

Халлинг – это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах.

Заключительный

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастье... Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

                                                                                     

На этом, наш урок подходит к концу, я благодарю вас за внимание и до скорых встреч!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект музыкального занятия

Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».        

Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкальной культуры норвежского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э. Грига;
  • выявить характерные особенности норвежской музыки.

Развивающие:

  • развивать интерес обучающихся к самостоятельному изучению материала.

Воспитательные: 

  • формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания обучающихся на основе восприятия музыкальных произведений, путем их анализа и сравнения;
  • воспитывать любовь к музыке народов мира.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.

Материалы и инструменты: произведения Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Халлинг»).

Ход занятия

Подготовительный этап

Добрый день ребята!  Меня зовут Джульетта Левоновна, сегодня нам предстоит путешествие, интересно куда?

Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А самое главное мы познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.

Основной этап

Творчество Эдварда Грига: Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки и виолончели. Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти – тролль.

Нашей первой остановкой станет город Берген.

В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик – Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.

Всё изменилось совершенно неожиданно.

Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».

С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.

Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Звучит «Утро» Э.Грига

https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs

Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от звучания этой мелодии.

Слушание и анализ «В пещере горного короля» Э.Грига        

Вернёмся к сюите «Пер Гюнт». Ребята, вы знайте кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)

Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали, и он бы ничего не делал.

И оказался Пер…

Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)

В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами – узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.

Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда – горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.

https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto

Слушание и анализ танца «Халлинг» Э.Грига

Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы.

Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.

https://www.youtube.com/watch?v=5dl1UWxLtMI

Халлинг – это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах.

Заключительный

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастье... Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

        

На этом, наш урок подходит к концу, я благодарю вас за внимание и до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

ПЛАН – КОНСПЕКТ учебно-тренировочного занятия Тема: «Физическая подготовка мини-баскетболистов» (12 лет).

Цель занятия:Развитие физической подготовки учащихся.Задачи:2.      Содействовать развитию скоростно-силовых качеств.3.      Совершенствован...

план-конспект урока "Музыкальное музицирование"

Урок для учащихся 5 класса по исполнению на музыкальных инструментах. Целью  является слаженное синхронное исполнения в ансамбле заданного произведения....

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».

План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».

План-конспект музыкального занятия Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».       Цель: помочь учащимся осознат...