Урок музыки Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Лаврух Наталья Александровна

Урок мизыки в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока музыки36.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с музыкой  сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига: «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг».

Задачи урока:

Образовательные: 

- познакомить с творчеством норвежского композитора Э. Грига;

- формировать умение слушать музыку;

- формировать умение эмоционального и осознанного отношения к классической музыки;

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к музыке другой страны;

- воспитание слушательской культуры;

Коррекционные: 

- развивать мышление, воображение, кругозор;

- развивать художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности.

Музыкальный репертуар для слушания:

- «Утро» Э. Грига;

- «Танец Анитры» Э. Грига;

- «Песня Сольвейг»  Э. Грига;

        

Оборудование: доска, компьютер, колонки.

Ресурсы: презентация.



ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте готовность к уроку.

Посмотрите, какие слова у нас на доске.

слушать

вслушиваться

Почему я здесь написала эти слова? О чем они? (ответы детей)

Да, музыку нужно не только слушать, но и относится к ней внимательно, вслушиваться в каждый звук и только тогда можно услышать и понять музыку.  

А с другой стороны доски вы видите мужчину. Посмотрите, как он одет. Он одет так, как мы или по-другому.

Да, это человек из другой страны и сегодня мы тоже отправимся вместе с ним в страну Норвегию.

Мы привыкли к нашей русской культуре, природе.

А есть  страны, которые расположены на севере другая природа, северная. Сегодня мы с вами окажемся в северной стране Норвегии. Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, водопадов гор, скал, снегов, озёр.

Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы  Издавна норвежский народ населял леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, троллями, создал множество прекрасных песен,  сказок и легенд.

Именно среди этой культуры и этой природы родился и жил великий композитор

Эдвард Григ

Кто такой композитор?

Он любил свою страну и написал о ней множество произведений, в которых воспевал красоту природы.  В том числе благодаря Григу  самобытное искусство, быт, нравы маленькой северной страны стали известны всему миру.

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является «Пер Гюнт». 

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Пер Гюнт – это имя и фамилия. Как вы думаете чьи? Это герой сказки.  

К Эдварду Григу обратился  его друг Ибсен с предложением написать музыку к постановке сказки, написанной в виде драмы «Пер Гюнт». Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене.

Драма была про Пер Гюнта.

Пер Гюнт –  родился в маленькой норвежской деревушке,  со своей матерью в небольшом  бедном домишке . В этой деревне жила и его девушка, которую звали Сольвейг.  Она очень любила его. Он покинул родной дом, бросил мать и любимую девушку и пошел путешествовать  в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Много приключений было. О некоторых из них мы с сами сегодня поговорим.

Вот такая была драма. Итак, что такое драма?

Григ принял предложение Ибсена, и вскоре появилась музыка к драме, на основе которой композитор составил сюиту. Хором скажем

СЮИТА . В которой были такие части.

Утро

Танец Анитры

Песня Сольвейг.

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких частей, объединенной одной темой. В этой сюите есть и другие части, мы сегодня будем слушать эти три части.

И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Этой тоске по родине, по своей деревне  посвящено утро. Произведение называется Утро. Как вы думате, про что оно,  что происходит в природе утром.

Вслушайтесь в музыку и почувствуйте её настроение. (звучит музыка)

- Понравилась ли вам музыка? Что мы слышим, как вы думаете?

Слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа.

Эдвард   Григ  передал в  своей  музыке  огромную любовь к суровой, северной природе  Норвегии. Незатейливая мелодия, она спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Музыка рисует картину пробуждения природы,

Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что? (от тихого постепенно нарастает до громкого,). Динамика - очень тихо начинается, затем усиливается, словно передает восход солнца.

А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы).

 Кто вначале солирует, поет главную мелодию? (флейта), что это напоминает? (пение птиц, звучание рожка). Далее прибавляются музыкальные инструменты, передающие шелест ветра в листве,  журчание прозрачного родника.

А вы услышали, когда солнце взошло? (Да, была громкая музыка).

Как в музыке называется тихо, громко. (пиано, форте)

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака» - Э. Григ.

Восходящие интонации помогают создать картину медленного, величественного восхода солнца.

Давайте сейчас попробуем руками показать развитие музыки и отметить самое громкое место.

Давайте встанем, немножко разомнемся и приготовим руки для дирижирования. (Пластическое интонирование «Утро»).

Под эту мелодию лучше петь и маршировать? Что больше песенности или марша  (Больше песенности - хочется подпеть).

Давайте подпоем.

Солнышко всходит

И небо светлеет.

Природа проснулась

И утро пришло.(поем)

Итак, о чем рассказывает эта музыка? (о пробуждении природы, о красоте родного края)

Да, композитор через музыку показал нам пробуждение природы,  красоту природы,

- Итак, главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню  и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья.  

Путешествуя  по Аравийской пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, богатая восточная красавица. Как ее зовут, кто догадается   (портрет Анитры).

Как называется наша вторая часть. Сначала Анитра развлекает Пера, танцует перед ним, а потом обманывает его, и предает его, из-за нее он стал нищим.

- Предлагаю послушать «Танец Анитры» и постараться почувствовать её характер, переданный в музыке Грига в исполнение симфонического оркестра (слушают «Танец Анитры»).

Почему композитор для характеристики Анитры  выбрал жанр танец?

(Потому  что  танцем  она увлекает Пера).

Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?

Выбрать  из предложенных верный ответ

веселая - грустная

песенная – танцевальная

плавная – обрывистая

Нежная - острая

- Как вы думаете, какой  характера у Анитры?

Как музыка нам передала характер Анитры?

Музыка острая, колючая, вместе с тем лёгкая, изящная. Ведь Анитра - красавица, она кокетничает перед юношей. Анитра своенравна, капризна, умна. Её характер изменяется от любого настроения. То она легко и изящно танцует, завораживая своим танцем, то вихрем несётся по кругу, маня за собой несчастного Пера...

Григу удалось музыкой передать характер Анитры – весёлый и капризный.

Но что-то останавливает колдовские чары Анитры, не может она завладеть сердцем юноши, что же это за преграда? Это любовь прекрасной простой девушки Сольвейг, возлюбленной Пер Гюнта, которая ждёт своего жениха домой.

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел. Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста.

Как ее звали?

 Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Посмотрите на экран, что это за жест?  (на слайде портрет Сольвейг.)

Это же жест мольбы, просьбы. Он её бросил, камень ей положил, а она всё равно его любит и  столько много  времени продолжает ждать. Великодушная.

О чем она просит?

 Чтобы он вернулся, надеется, ждет его. И все  время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у музыки. (Слушание «Песня Сольвейг»).

Для характеристики мелодии выберете варианты ответов.   

песенная – танцевальная

плавная – обрывистая

нежная - острая

веселая - грустная

Какая была сначала

Как вы думаете, о чём поет Сольвейг?

 Какие чувства Сольвейг передала такая интонация? (Страдание, печаль, волнение)

Эта мелодия передает  надежду на встречу.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг. Сольвейг – простая, добрая девушка, которая любит Пер Гюнта. У нее нет сокровищ, есть только верная любовь к своему жениху. Вслушайтесь в ее имя – Сольвейг, на название какой птички оно похоже? (соловей). Ее голос так же чист и прекрасен, как голос соловья. Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям горных рек.

А что наш герой – Пер? Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.

Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его мать, невеста Сольвейг,  и конечно же, его родная земля.  

И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят. Пер всю жизнь искал счастье. А где оно было? Совсем рядом: в любви Сольвейг, в добрых словах матери, в друзьях. И, конечно же, в солнце Родины!  Вот какую мудрую, пусть горькую и печальную, но всё же, светлую сказку создали для людей Генрик Ибсен и Эдвард Григ.

Мы окунулись в волшебный мир Э.Грига, сказочную Норвегию

Произведение Пер Гюнт является самым значительным произведением Грига и всей норвежской культуры.

Каждый счастье понимает по-своему. Как вы думаете, в чем же настоящее счастье? (в любви к своим близким, к своей родине)…..

Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.

-Какие? Ну, хотя бы музыка. Музыка помогает быть счастливым.

Итог, блиц-опрос

1)С каким  музыкальным произведением мы познакомились сегодня?

2) Назовите композитора, написавшего эту удивительную музыку.

3)Что такое драма?

4) Что такое сиюита?

5) Какие части мы прослушали?

6)О чем они?

6)С каким из прослушанных сегодня произведений вы познакомили бы своих близких?

Рефлексия

Мы сегодня с вами показывали руками громкость музыки. А теперь покажем результат урока. Если что-то не понравилось руки держите внизу, если понравилось не все – посередине, если все понравилось – наверху.

     Мне очень приятно, что музыка Эдварда Грига оставила след в вашей душе!


Самоанализ урока.

Тема урока: Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с музыкой  сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига: «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг».

Задачи урока:

Образовательные: 

- познакомить с творчеством норвежского композитора Э. Грига;

- формировать умение слушать музыку;

- формировать умение эмоционального и осознанного отношения к классической музыки;

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к музыке другой страны;

- воспитание культуры слушания;

Коррекционные: 

- развивать мышление, воображение, кругозор;

- развивать художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности.

Урок проводился в 5-а классе. Цели урока были достигнуты. В ходе урока пользовалась фронтальной формы работы. Использовались методы: объяснения, беседы, пения, пластического интонирования, дирижирования, слушания. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.  Старалась, чтобы тема урока была сформулирована детьми. Для лучшего усвоения материала использовала произведения разных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, литературного творчества: сказка, стихи. Комплексное использование средств разных видов искусств помогает лучшему развитию образного мышления.  Учащиеся на уроке не только прослушивали музыкальные произведения, но и отвечали на вопросы. Вопросы присутствовали на всех этапах урока. Учащиеся старались отвечать на вопросы,  но не на все вопросы отвечали правильно.  Физкультминутка проводилась в виде дирижирования.  В завершение организуется рефлексия по оценке эмоционального настроения на уроке. Структура урока соответствует его цели и типу, календарному плану. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. На уроке чередуются различные виды деятельности. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Т.И.Бурцева.Обучающее видео для занятий. "Эдвард Григ.Утро".

"Эдвард Григ. Утро". Составитель ролика - Бурцева Татьяна Ивановна. Фотограф - Варовин Иван Андреевич.Ролик можно использовать на уроках музыки, внеклассных музыкальных мероприятиях, на занятиях музык...

Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"

Тип урока -  сообщение новых знаний .Знакомство с норвежским композитором Эдвардом Григом....

"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"

Конспект занятия в 4 классе по музыке...

Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига

Презентация к уроку по музыке для 4 класса по программе В. В. Алеева....

Интегрированный урок музыки в 1 классе "Музыкальные жанры: песня, танец, марш" с интеграцией шахмат по теме "Пешка"

В школах постепенно водятся уроки шахмат.  Это здорово, но пока много сложностей. Поэтому разрабатываются интегрированный уроки по всем предметам, которые изучают  первоклассники. Один из та...

Презентация по музыке «Эдвард Григ –« волшебник и великий музыкант»»

Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопост...