План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».
план-конспект по музыке

Саакян Джульетта Левоновна

План-конспект музыкального занятия

 

Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».       

Цель: помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины, взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).

Задачи:

  • на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления детей о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;
  • расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;
  • помочь школьникам осознать, в чем ее сила.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония

Дополнительный материал: слайдовая презентация.

 

Ход урока.

Введение в тему.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…

Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.

 

В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.

Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.

 

И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.

И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина

– знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей: «…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!

 

Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина». Вот хирург в халате и резиновых перчатках. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.

- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?

- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу? Очевидно, она может помочь ему чем-то?

Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.

- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?

Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.

 

Работа по теме.

 

Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского.

- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)

- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы обучающихся)

Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы обучающихся)

- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский, который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.

-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)

(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)

- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.

- Как начинается вступление? (ответы)

- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре

-Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)

-Тревогу, волнение, страх.

- Что происходило в первой части? (ответы)

- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.

Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.

В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.

 

Итог.

 

- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.

- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/

- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.

- Какой вывод вы сделали? /ответы/.

 

Вывод: музыка-это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.

 

Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать. До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект музыкального занятия

Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».        

Цель: помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины, взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).

Задачи:

  • на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления детей о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;
  • расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;
  • помочь школьникам осознать, в чем ее сила.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония

Дополнительный материал: слайдовая презентация.

Ход урока.

Введение в тему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…

Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.

В годы Великой Отечественной войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.

Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.

И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.

И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина

– знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей: «…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!

Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина». Вот хирург в халате и резиновых перчатках. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.

- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?

- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу? Очевидно, она может помочь ему чем-то?

Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.

- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?

Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.

Работа по теме.

Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского.

- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)

- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы обучающихся)

Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы обучающихся)

- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский, который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.

-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)

(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)

- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.

- Как начинается вступление? (ответы)

- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре

-Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)

-Тревогу, волнение, страх.

- Что происходило в первой части? (ответы)

- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.

Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.

В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.

Итог.

- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.

- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/

- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.

- Какой вывод вы сделали? /ответы/.

Вывод: музыка-это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.

Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

ПЛАН – КОНСПЕКТ учебно-тренировочного занятия Тема: «Физическая подготовка мини-баскетболистов» (12 лет).

Цель занятия:Развитие физической подготовки учащихся.Задачи:2.      Содействовать развитию скоростно-силовых качеств.3.      Совершенствован...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

План-конспект музыкального занятияТема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».      Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкал...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».

План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...