Тема "Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь». 7 класс.
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Керимова Наталья Николаевна

Это поурочная разработка по музыке. 7 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_muzyka_-_ogromnaya_sila._.doc639 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

МБОУ «СОШ № 27 им. Т.А.Абатаева2

учитель музыки: Керимова Наталья Николаевна

Тема: Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь» (7 класс, 5 урок)

Цель: 

помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский).

Задачи:

 - на примере шестой симфонии П.И. Чайковского обогатить представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли;

- расширить представление обучающихся о роли музыки в жизни человека;

- помочь школьникам осознать, в чем ее сила.

УМК:

Музыкальный материал: П.И. Чайковский – Шестая симфония

Дополнительный материал: слайдовая презентация.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония_№_6_(Чайковский)
  2. https://yandex.ru/video/preview/14352947727823119398
  3. https://drawpics.ru/25203-nesterov-portret

Ход урока.

  1. Введение в тему.

1 слайд.

Учитель. 

Здравствуй, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огромной силе музыки, способной преображать окружающую жизнь. Вы, знаете, что с музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах…

Какую музыку вы услышите сегодня? Я приведу некоторые факты из биографии этого произведения.

2 слайд.

В годы Великой Отечественной  войны, когда на фронте наступил перелом, и Советская Армия стала одерживать над гитлеровцами одну за другой все более могучие и блестящие победы, в радостных концертах после очередного победного салюта очень часто звучала одна из частей этого произведения.  

Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, самые дерзновенные мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей.

3 слайд.

И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.

И еще один факт. Не так давно в книге «Размышления хирурга» С.С. Юдина

4 слайд.

 – знаменитого хирурга, умершего после войны, я прочитала фразу, глубоко меня тронувшую. Вот что написал Юдин, спасший своим талантом, волей и хирургическим мастерством жизнь многих людей:

 «…перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру. Я не буду пока называть это произведение, хотелось бы чтобы вы могли сами представить, что за музыка звучит в этом произведении, почему она способна так волновать сердца слушателей. Подумайте, что такое для хирурга трудная, да еще и «особо трудная» операция!

5 слайд.

Посмотрите на репродукцию картины «Портрет С.С. Юдина».

Кстати, известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.

Художник Михаил Нестеров: «Портрет доктора Юдина»

Вот хирург в халате. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек, судьба и жизнь которого целиком зависит только от него, хирурга.

- Удастся ли ему вернуть здоровье или нет? Сможет ли он сохранить жизнь человеку?

- Для чего в эту ответственную минуту нужна музыка хирургу?  Очевидно, она может помочь ему чем-то?

Хирургу мало таланта, мастерства, знаний, опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество, спокойствие. В такие минуты музыка колоссально помогает ему.

- Что это за музыка, которая помогала нашему народу и звучала в унисон с самыми светлыми нашими мечтаниями, укрепляла силы хирурга перед сложными операциями?

Но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Сейчас мы с вами прослушаем это великое произведение в исполнении симфонического оркестра.  

II. Работа по теме.      

/Слушание первой части Симфонии №6  П.И. Чайковского/.

- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас?  (ответы)  

- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)?  (ответы учащихся)

Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы учащихся)

- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский

7 слайд.

который писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…» Это звучала его знаменитая «Патетическая» симфония №6.

-Кто может сказать, что обозначает слово «Патетический»? (ответы)

8 слайд.

(Патетический в переводе с греческого языка – мощный, горячий, чувственный, страстный, пылкий.)

- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.

- Как начинается вступление? (ответы)

- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре

- Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)

-Тревогу, волнение, страх.

- Что происходило в первой части? (ответы)

- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.

Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.

В какой-то момент музыка прерывается. И кажется, что герой умер, но потом борьба продолжается и музыка переходит снова в спокойную, лирическую.

III. Итог.

- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? /ответы/.

- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения? /ответы/

- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? /ответы/.

- Какой вывод вы сделали? /ответы/.

9 слайд.

Вывод:

Музыка - это огромная сила, которая влияет на людей и их жизнь.

Наш урок подошел к концу. Мне очень приятно было с вами сегодня работать.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звучание музыки в окружающей жизни

Первый урок музыки в 1 классе. На уроке идёт разговор о том, какие бывают звуки: громкие и тихие, весёлые и грустные, быстрые и медленные, музыкальные и немузыкальные. Дети учатся слушать и вслушивать...

Книга - огромная сила.

Книга - древнейший источник развития человеческой культуры. Она всегда считалась источником знаний, приобщиться к книжной мудрости стремился каждый грамотный человек. В настоящее время книга пер...

Окружающая жизнь – творческая лаборатория.

                                                      ...

Отчет о работе над проектом "Сила слова в нашей жизни"

Отчет о работе над проектом "Сила слова в наше жизни" содержит презентацию с отчетом о работе творческих групп и паспорт социального проекта, в котором указаны цели и задачи работы над проектом, сроки...

Веб-квест для учителя физики "Сила трения в нашей жизни"

Соответствие требованиям образовательных стандартов по различным дисциплинам (веб-квест должен быть междисциплинарным проектом)....

Зависит ли от нас улучшение окружающей жизни «здесь и сейчас»?

Что значит «здесь»? Дома, в школе, в моем дворе, на моей улице, а, следовательно, и в моей стране. Значит я гражданин! Гражданин своей странны!...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».

План-конспект музыкального занятия Тема: «Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь».       Цель: помочь учащимся осознат...