План конспект - занятия по теме: «А. Блок. Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Конспект урокадля учащихся 10класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka_po_bloku.doc | 71.5 КБ |
blok.ppt | 962.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект - занятия по теме:
«А. Блок. Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России»
Дисциплина: Литература
Учитель: Попова Л. Н.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Литература
Раздел (тема): Русская литература начала 20 века
Тема учебного занятия: А. Блок. Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России.
Цели учебного занятия:
Обучающая: познакомить с биографией Блока, раскрыть тему родины и России в творчестве Блока
Развивающая
– развивать умение анализировать материал и делать выводы;
– развивать умения устанавливать межпредметные связи;
– развивать умения представлять и отстаивать свое мнение
Воспитательная
– воспитывать любовь к родине;
– воспитывать чувство гордости за своих поэтов;
- воспитывать культуру общения.
Формируемые на занятии ОК: ОК2, ОК5,ОК6,ОК8
Тип учебного занятия: комбинированное занятие
Вид учебного занятия: лекция
Метод: частично-поисковый.
Оборудование учебного занятия: проектор, электронная презентация, компьютер.
Межпредметные связи: история
Используемая литература: стихотворение Блока «Россия», учебник И. Н. Сухих в 2-х частях, с.103-134, А. Блок. Личность и творчество, В.М. Жирмунский. Поэтика Блока.
Продолжительность учебного занятия: 1час 20 минут
Технологическая карта
Ход занятия
Планируемое время | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
2 мин (примерное) | I. Организационная часть урока | |
Преподаватель отмечает присутствующих студентов и настраивает на урок. | Студенты готовятся к уроку, староста сообщает о присутствующих | |
3 | II Постановка целей и задач: познакомиться с биографией Блока, его творчеством | |
20 | III. Актуализация опорных знаний: | |
1.Вкаком году была поставлена пьеса Горького «На дне»? 2.В чём актуальность пьесы? 3.Кто собрался под сводами костылевской ночлежки? 4.Охарактеризуйте главных персонажей пьесы. | ||
40 мин. | IV. Формирование новых знаний, умений. | |
Преподаватель объясняет. План:
Введение. Тема Родины - основное в творчестве Блока Основная часть. Особенности лирического героя стихотворения. Образ Родины поэт раскрывает через любовь к женщине Размер стихотворения Художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения. Заключение. | Слушают объяснение преподавателя, записывают тему, основные даты, особенности творчества. | |
15 мин. | V. Закрепление нового материала. | |
Подготовить анализ стихотворения «Осенняя воля», найти в тексте выразительные средства языка, характеризующие Россию. | Самостоятельно выполняют полученные задания. | |
5 мин. | VI. Подведение итогов, (рефлексия). | |
Преподаватель проверяет выполненные студентами задания, выставляет оценки, проводит детальный анализ допущенных ошибок | Самоанализ результатов решения задания. | |
5мин. | VII. Выдача самостоятельной работы. | |
Выдача задания. Задание. Выучить наизусть стихотворение Блока «Россия». | Списывают с доски задание на дом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Раздаточный материал: сборники стихов Блока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автограф стихотворения А. А. Блока “Гамаюн, птица вещая”. 23 февраля 1899 г. Санкт-Петербург Книги А. М. Ремизова с дарственными надписями автора
Сборники стихотворений
Мебель усадьбы Шахматово
Усадьба была невелика, она занимала 2,45 десятины. Большая часть имения (всего 120 десятин) была под лесом. К дому вела въездная березовая аллея из редкого вида лирных. Усадебный дом построили в начале прошлого века из великолепного соснового леса с тесовой обшивкой серого цвета и железной зеленой крышей. Позднее дом перекрашивался, но это сочетание оставалось излюбленным. Его украшали: широкое итальянское окно, белые ставни и садовая терраска со столбиками. Нижние стекла в окнах были разноцветными: красными, синими, желтыми. И серый дом, и в мезонине Венецианское окно, Цвет стекол - красный, жёлтый, синий, Как-будто так и быть должно.
К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с большой куртиной шиповника посередине. “Стеной шиповника душистой встречал въезжающего двор”, писал А.Блок в автобиографической поэме “Возмездие”. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, четыре комнаты с печкой посередине составляли его жилые комнаты. Он не имел никаких особенных архитектурных и декоративных примет, кроме слухового окна, выпиленного самим Блоком. Старость мёртвая бродит вокруг. В зеленях утонула дорожка. Я пилю наверху полукруг. Я пилю слуховое окошко. Вокруг флигеля рос маленький садик, где жарко цвели прованские розы.
Чаепитие под липами
Андрей Николаевич Бекетов (дед поэта) Бекетовы - род старинный, столбовой, записанный в шестую (самую почетную) часть родословной книги. Эта семья дала за века “науке, просвещению и литературе немало замечательных людей”. Андрей Николаевич Бекетов - “отец русских ботаников”, автор прекрасно написанных научно-популярных книг, ученый и общественный деятель, инициатор создания Высших женских курсов в России и член многих ученых обществ. Имел широкие связи в литературных кругах. Был знаком с великими русскими писателями Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, И.С.Тургеневым. А.Н.Бекетов и в Шахматове не оставлял научных занятий. Он хорошо рисовал, писал акварели с видами Шахматова.
Елизавета Григорьевна Бекетова(бабушка поэта) Бабушка поэта - Елизавета Григорьевна Бекетова была дочерью географа и путешественника, исследователя Средней Азии Г.С.Карелина. Она внесла заметный вклад в русскую литературу как даровитая переводчица. Свободно владея несколькими языками, Е.Г.Бекетова переводила до двухсот печатных листов в год. Список ее трудов огромен - Брэм, Гольдсмит, Стэнли, Теккерей, Скотт, Брэт-Гарт, Жорж Занд, Бальзак, Гюго, Флобер, Мопассан. Елизавета Григорьевна встречалась с Н.В.Гоголем, знала Ф.М.Достоевского, Ап.Григорьева, Л.Н.Толстого, Я.Полонского, переписывалась с А.П.Чеховым.
Дочери Бекетовых Александра Бекетова (мать поэта) переводила с французского и писала стихи, но печатала только детские. Младшая, Мария, переводила, составляла научно-популярные книжки - биографические, географические и исторические, а позднее написала книги об А.Блоке и его семье. Все вместе они много работали в Шахматове. Бекетовы, как говорил А.Блок, “именно любили и понимали слово”. До самого конца поэт хранил благодарную память о нравственной атмосфере бекетовского дома
Три сестры Е.А.Бекетова (Краснова) А.А.Бекетова. 1878 г. Петербург М.А.Бекетова
Отец Предки поэта со стороны отца - А.Л.Блока - были выходцами из Мекленбурга. В автобиографии А.Блока об отце сказано немного: “Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна”. Александр Львович окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, знал не меньше шести языков. В его духовном мире искусство занимало значительное место. Но его необузданный нрав привел сразу же после рождения сына к разрыву семейных отношений. Отец от первых лет сознанья В душе ребёнка оставлял Тяжёлые воспоминанья - Отца он никогда не знал. (А.Блок. Из поэмы “Возмездие”
А.Л.Блок. 1900-е гг А.Л.Блок и А.А.Бекетова на скамейке в шахматовском саду. Фотография
Семья Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток. “Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”. Блок с собакой Дианкой
Здесь в Шахматово поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем которой связаны многие страницы его творчества. Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография), дочь выдающегося ученого-химика с мировым именем, создателя “Периодической таблицы”, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной “белой церкви” Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы. Л.Д.Менделеева и А.А.Блок. Фотография 1903 г
К началу девяностых годов прошлого века усадьба была сильно запущена. В 1910г., получив наследство после смерти отца, Блок по собственному проекту перестроил усадебный дом. В новой двухэтажной пристройке поэт оборудовал свой кабинет, а в мезонине разместил библиотеку Шахматово. Усадьба. Конец XIX в. Шахматово. Усадьба. Современный вид
Потеря имения Последний раз Блок приехал в Шахматово в 1916г. перед отъездом на фронт. Его мать считала, что этот кратковременный приезд защитит сына от бедствий. В 1917г. в усадьбе жили мать и тетка поэта, “... а вскоре дом был разграблен и сожжен соседними крестьянами, - не со зла, а просто потому, что, взявшись беречь брошенную... усадьбу, они понемногу разворовали все в доме, а потом захотели скрыть следы воровства”. Потеря Шахматова, этого милого сердцу приюта, где протекли лучшие дни жизни поэта, была Блоку очень тяжела.
В настоящее время в селе Тараканове (в 3-х км от усадьбы) в бывшем здании земской школы, одном из сохранившихся исторических памятников блоковского времени, создана экспозиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Блока.
Экспозиция располагается в здании школы, где с 1970 г. работала блоковская выставка и библиотека, носящая имя поэта. В экспозиции четыре раздела: Большое Шахматово; Шахматовское окружение; Основные моменты творческой биографии поэта; Из истории изучения и музейного освоения Шахматова.
Фрагменты выставки
С.Яремич. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище. 18 ноября 1917 года. Бумага, акварель. Частное собрание. Публикуется впервые.В этой церкви в 1921 году отпевали А.Блока Александр Блок на смертном одре. Фото М.С.Наппельбаума. 8 августа 1921 года. Частное собрание
Могила Александра Блока на Гинтеровской дорожке Смоленского кладбища в Петрограде. 28 сентября 1944 года прах поэта был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища
C пасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Урок на тему: «Размышление об исторической судьбе России в первой половине 19 века.»
Урок-дисскуссия,политбой о взглядах на общественное развитие в первой половине 19 века....
Урок истории на тему "Спор о судьбах России".
Урок был представлен на IV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок", посвящённом Году учителя и отмечен Дипломом 2-ой степени....
План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "
Конспект для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...
Конспект урока.Тема: Александр Иванович Куприн (1870-1938). Сведения из биографии.
Тема: Александр Иванович Куприн (1870-1938). Сведения из биографии. Александр Иванович Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы, наиболее значительными произведениями которого явл...
11 класс, родная литература (русская), 1 четверть Контрольная работа по темам «М. Горький. Литературные портреты», «Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»)», «Образ матери в рассказах». А. Белый. Тема родины. Тревога за судьбу Родины
Контрольная работа по родной русской литературе составлена с учётом материала, изученного в 1 четверти (творчество М. Горького и А. Белого).При её выполнении требется либо выбрать ответ из неско...