Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Чайкина Елена Владимировна

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит : учебно - тематический план, содержание учебного предмета, планирование результатов освоения предмета, критерии и систему оценки творческих работ и развёрнутое календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_3.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Пояснительная записка

    Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

          Освоение изобразительного искусства в основной школе – это продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

         Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

        Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

       Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

        Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

        Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

       В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.     

   Нормативные документы и примерные (или авторские) программы.

           Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-7 кл.»\ Авт. – сост. И. В. Буланова.- М.: Планета, (2012 год издания).

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2010 год – (Стандарты второго поколения).  

Особенности по отношению к ФГОС НОО

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, в рабочей программе учитываются и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

В основу программы положены:

      -  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;

     -   единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

    -   система учебно – творческих заданий на основе ознакомления  с народным декоративно – прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

    -  система межпредметных связей  (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

    -  соблюдение преемственности  в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

    -  направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

              -  Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

 - Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

-  Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.                                                                                                                                                                                

         Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы.

               Основная  цель  школьного предмет «Изобразительное искусство»  - развитие визуально - пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Учебный предмет «Изобразительное искусство» достигает этой цели с помощью содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.                                                                                                                                                                                                                                                

          В содержании предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, его научно – теоретическое обоснование и художественная практическая деятельность учащихся.       

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:                                                                                                            - формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой  ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

                Для выполнения учебно - воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:                                                                   

 -   рисование с натуры (рисунок, живопись);                                                            

 -   рисование на темы и иллюстрирование (композиция);                                                      

 -   декоративная работа;                                                                                        

 -   беседы об изобразительном искусстве.                                                  

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводится в течение всего учебного года.

Общая характеристика учебного курса

Целостный курс декоративно-прикладного искусства в V классе не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приёмы, образы, мотивы, темы, добытые опытом многих поколений и отражающие народные мироощущения), коллективный опыт (это искусство складывалось под воздействием творческих сил отдельных индивидуальностей и оформлялось в проверенные временем формы), природное начало (оно хранит дыхание природы, очеловеченную теплоту естественных материалов, мотивы и образы, взятые из природного окружения). Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

В V классе произведения декоративно-прикладного искусства следует рассматривать с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.

При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо подвести учащихся к пониманию их главного содержания. Это утилитарно-бытовая функция, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определённую конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несёт в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощённая в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объёма и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орнаментов, магией трёхчастности — всеми тайнами пластических построений, всем богатством формального строя вещи — плоскостной, объёмной или объёмно-пространственной).

Несправедливо и ошибочно считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишённым всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю её структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-земли.

Каждый художественно оформленный предмет был включён в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентации подростков.

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придаёт ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

Основные содержательные линии

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой ёмкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всём историческом пути развития народной культуры достаточно чётко проявлялась планетарность народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

«Человек — вообще срединное существо между небом и землёй. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и  культуролог  Г. Д. Гачев.  Единство  небесного,  земного и подземно-подводного миров, выраженное в трёхчастной символической структуре древа жизни (модификации мирового древа), чётко просматривается в трёхчастности народного жилища. Эта трёхчастность выявляется во всём богатстве декора избы, в трёхчастной, например, форме наличника светличного окна-ока в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма, прялки и многих других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся под руководством учителя постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчёта становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых, выражают поэтические воззрения людей на мир.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщённостью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

Пятиклассники, осваивая на занятиях русское крестьянское искусство, овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративного творчества.

Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, встать на его место, осваивая основные приёмы росписи, особенности формы, колорита, характерные для того или иного промысла; содействует формированию чувства гордости за великую культуру России.

Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран и времён. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нём черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчёркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

Эта линия лучше всего просматривается на примере платья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с другой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»).

Учащимся необходимо дать понимание смыслового значения терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм с момента своего зарождения является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения.

Учащихся необходимо учить видеть, распознавать социальную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться прежде всего как знак, символизирующий определённые отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры учащихся.

Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т.д., значительно обогащает восприятие учащихся, даёт возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран и времён способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных мостиков, казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

Так, легенды о боге солнца Ра — царе богов у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряжённой златогривыми конями, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки соприкосновения, единые начала в мировосприятии разных народов. Обращение к мифологии — ключ к «прочтению» таинственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.

Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративным искусством и работой в конкретном материале. Дети работают с самыми разными художественными материалами и в разных техниках, что даёт им возможность создания достаточно интересных индивидуальных творческих работ и проектов.

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — всё это единые проявления человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена, металла и т.д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве современных профессиональных художников.

Знакомство с произведениями современного декоративного искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

В программе выделены четыре  содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор – человек, общество, время»; «Декоративное искусство в современном мире».                                                                    

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности на уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

     К концу обучения школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Объём и сроки изучения

    В федеральном базисном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится 35 часов, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 1 час.

   В тематическом плане реализуется программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Авт.- сост. И. В.  Буланова.- М.: Планета, (2013 г.).

         Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

        Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»    

     С учетом уровневой  специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что  представлено в схематической форме ниже.      

     Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира обучающихся, развития их эмоционально - чувственной сферы, образного мышления  и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать художественный способ познания мира, дать систему знаний  и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и художественной зарубежной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности заключается:                                                                                                                                                                  

             - в развитии эстетического восприятия мира, художественно - творческих  способностей в воспитании художественного вкуса;                                                              

             -   потребности в  общении  с прекрасным в жизни и в искусстве;                                              

                - в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. 

 Система  оценки  достижений  учащихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если учащийся:

а) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

б) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

а) овладел программным материалом, но но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

Оценка «3» ставится, если учащийся:

а) основной программный материал знает нетвердо,

б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

Оценка «2» ставится, если учащийся:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

           Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося. Критерии оценивания знаний и умений Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение  работы. Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное  выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

«Оценка 2»

обучающийся допускает грубые ошибки в работе.

Этапы оценивания детского рисунка:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

- характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

                                                                   

Требования к уровню подготовки                                                                

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса должен знать/понимать (предметно-информационная составляющая):

  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных  средствах  (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
  • особенности симметричной и асимметричной композиции;
  • простейшие композиционные приемы  и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
  • общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах народных промыслов (Хохлома, Скопин и пр.);                                                                                                                                                              
  •  памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края.

Учащиеся должны уметь (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):

  • проводить простейший анализ содержания художественных произведений  разных  видов и жанров, отмечать выразительные  средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
  • изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т.д.)
  • сравнить свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
  • использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный  колорит и др.;
  • самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
  • использовать в рисунках особенности традиции искусства родного края;
  • соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):                                                    

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;                                                                                                                      передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале ( витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).                                                                                                  

Владеть компетенциями:

            коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.                                                                                                                                      Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

     Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Учебно - тематический план   

№п/п

Название раздела

Тема урока

   Всего    

   часов

            из них

теория        практика

1.

«Древние корни народного искусства» 9 часов

1.1

Древние образы в народном искусстве.

1

1

1.2

Орнамент как основа декоративного украшения.

2

1

1.3

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

1.4

Декор русской избы.

2

1

1.5

Внутренний мир русской избы.

1

1.6

Конструкция, декор предметов народного быта.

1

1

1.7

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

2

1

1.8

Народный праздничный костюм. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1

1.9

Народные праздничные обряды.

1

1

2.

«Связь времен в народном искусстве» 9 часов

2.1

Древние образы в народном искусстве.

1

1

2.2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

2

1

2.3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

2.4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2

1

2.5

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

2.6

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

2

1

2.7

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

1

2.8

Связь времен в народном искусстве.

1

1

3.

«Декор – человек, общество, время»  8 часов

3.1

Зачем людям украшения.

1

1

3.2

Декор и положение человека в обществе.

2

1

3.3

Декор и положение человека в обществе.

1

3.4

Одежда «говорит» о человеке.

2

1

3.5

Одежда «говорит» о человеке.

1

3.6

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

1

3.7

Символы и эмблемы в современном обществе.

1

3.8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

1

4.

«Декоративное искусство в современном мире» 9часов

4.1

Современное выставочное искусство.

1

1

4.2

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж).

2

1

4.3

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж).

1

4.4

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно).

2

1

4.5              

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно).

1

4.6

Лоскутная аппликация, коллаж.              

2

1

4.7

Лоскутная аппликация, коллаж.            

1

4.8

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.

2

4.9

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.

2

4.6

 Всего

35

19

18

Содержание учебного предмета.        

1.«Древние корни народного искусства» 9 часов

  • Древние образы в народном искусстве.
  • Орнамент как основа декоративного украшения.
  • Декор русской избы.
  • Внутренний мир русской избы.
  • Конструкция, декор предметов народного быта.
  • Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
  • Народный праздничный костюм.
  • Народные праздничные обряды.

           Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки). Крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера. Освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с основными видами декоративно-прикладного искусства.

2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов                                                                                                                                                                                     

           Древние образы в современных народных игрушках.

  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
  • Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
  • Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
  • Связь времен в народном искусстве.

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Городец, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.

3. «Декор – человек, общество, время» 8 часов

  • Зачем людям украшения.
  • Декор и положение человека в обществе.
  • Одежда «говорит» о человеке.
  • О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
  • Символы и эмблемы в современном обществе.
  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

  • Современное выставочное искусство.
  • Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
  • Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
  • Декоративно прикладное искусство в жизни человека.

4. «Декоративное искусство в современном мире» 9 часов

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической),

выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).  

Развёрнутое календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности / Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

Домашние задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. «Древние корни народного искусства» 9 часов

1.

Древние образы в народном искусстве.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Зарисовать образы ДПИ.                         Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью»  (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века

• умение ориентироваться  в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи  в учёбе, планировать  пути достижения цели, приобре-тать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными  областями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода).

•  воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Подобрать иллюстрации с изображением предметов быта.

2.

Орнамент как основа декоративного украшения

Комплексное применение знаний и умений

Работа над декоративной композицией.                     Виды орнаментов, значение. Орнамент основа украшения

Подготовить гуашь.

3.

Орнамент как основа декоративного украшения

Комбинированный

Работа над декоративной композицией. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Найти иллюстрации с изображением избы.

4.

Декор русской избы.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза.         Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.

Найти иллюстрации с изображением крестьянского интерьера

5.

Внутренний мир русской избы.

Комбинированный

Выполнить интерьер избы.                     Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.

Найти репродукции с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.

6.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнить эскиз предмета.              Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.

Деревянная посуда. Особенности пластической формы

Найти изображения орнаментов русской вышивки.

7.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза костюма.     Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания.

Подобрать иллюстративный материал о русском костюме

8.

Народный праздничный костюм. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза костюма в цвете.

Символика формы и цвета в костюме.

Подготовить сообщение о праздниках

9.

Народные праздничные обряды.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.

Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.

Подобрать иллюстрации с изображением игрушек

Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов

10.

Древние образы в современных народных игрушках.

Комбинированный

Выполнение эскиза игрушки. Повторение «История игрушки».

Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера.

• осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;

• знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции;

• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;

• приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

• приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.

• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);

• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Подготовить гуашь

11.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Актуализация знаний

Выполнение элементов росписи. Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес).

Подобрать иллюстрации с изображением цветов

12.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза. Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи.

Подобрать изображения орнаментальных композиций

13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный

Выполнение элементов росписи. Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла.

Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма.

Подготовить гуашь, акварель

14.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза. Графически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.

Понаблюдать за красотой растений

15.

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Комбинированный

Выполнение элементов росписи. Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла. Знакомство с приёмами жостовского письма.

Подготовить сообщение о видах ДПИ

16.

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Комплексное применение знаний и умений

Выполнение эскиза. Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов.

Подготовиться к викторине

17.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Роспись по дереву, тиснение и резьба.

Комбинированный

Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.

Подготовить графические материалы

18.

Связь времен в народном искусстве.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Выполнение зарисовок. Приемы росписи и цветовые сочетания.

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений

Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» 8 часов

19.

Зачем людям украшения.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Беседа.                      Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях класси-ческого декоративно-прикладного искусства.

• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих интересы учащихся.

воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

Подготовить графические материалы

20.

Декор и положение человека в обществе.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Подготовить гуашь

21.

Декор и положение человека в обществе.

Комбинированный

Найти изображения костюмов разных стран

22.

Одежда «говорит» о человеке.

Комплексное применение знаний и умений

Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка») Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.

Подготовить гуашь, цветные  карандаши

23.

Одежда «говорит» о человеке.

Комбинированный

Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)

Подобрать изображения различных символов

24.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Комплексное применение знаний и умений

Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов, Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Сообщение на тему «Герб Курской обл., г. Железногорска»

25.

Символы и эмблемы в современном обществе.

Комплексное применение знаний и умений

Символы и эмблемы в современном обществе.

Составить кроссворд на основе изученного материала

26.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Систематизация и обобщение знаний и умений

Выполнить эскиз продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики. Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

Подобрать изображения современных изделий ДПИ

Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» 9 часов

27.

Современное выставочное искусство.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы. Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники

Единство материала, формы и декора.  Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

• понимание места и значения современ-ного декоративного искусства в жизни человека и общест-ва, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, матери-алов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

• умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;

• приобретение

опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментиро-вание с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства

умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

Подготовить фломастеры, гуашь

28.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Актуализация знаний и умений

29.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Комплексное применение знаний и умений

Приготовить цветную бумагу

30.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Актуализация знаний и умений

Приготовить цветную бумагу, клей

31.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Комплексное применение знаний и умений

Приготовить иллюстрации  журналов

32.

 Лоскутная аппликация, коллаж              

Актуализация знаний и умений

Приготовить иллюстрации  журналов

33.

Лоскутная аппликация, коллаж

Комплексное применение знаний и умений

Подготовить кроссворд по пройденному материалу

34.

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.

Систематизация и обобщение знаний и умений

Приготовить презентацию

35.

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.

Комплексное применение знаний и умений

Материально – техническое обеспечение программы: 

 учебно- методический  комплекс, обеспечивающий реализацию программы                                                                                                                                                                          

  • базовый учебник

       - «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.  Горяева, О. В. Островская  – М.: Просвещение 2013;

  • дополнительная литература

 - «Рабочие программы по изобразительному искусству 5 – 7 классы (по программе Б. М. Неменского)»  / И. В. Буланова. – М.: Планета, 2012 г.;

 - «Изобразительное искусство 1- 8 классы» развёрнутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина, авт.-сост.  О. В.Павлова, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2009;

  -  «Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина» / авт. – сост. С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель, 2008;

-  Методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ Н.А.  Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009;

  -  «Изобразительное искусство 5- 8 классы» проверочные и контрольные тесты / авт. – сост. О. В. Свиридова. -  Волгоград: «Учитель», 2008;

  -  Изобразительное искусство 5- 8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт. – сост. М. В. Сластникова, Н. В. Усова. -  Волгоград: Учитель, 2012;

-  «Занимательные материалы по изобразительному искусству» / автор И. Д Агеева, Методическое пособие, М.: Творческий центр, 2007;

- «Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов» Н. М. Сокольникова,  В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – Обнинск: Титул, 1999.

-  «Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия» / авт. – сост. Е. С.Туманова, Л. Ю. Романова. - Волгоград: Учитель, 2009.

-  Изобразительное искусство в общеобразовательной школе», программа для 1 – 8 классов/ авт. – сост. Е. И. Забелина, Орёл 2011 год;

  •  электронно-программное обеспечение, ИКТ – ресурсы

–   Государственная Третьяковская галерея;

–   Азбука искусства, как научиться понимать картину;

–   Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи»;

      –    Школа рисунка и живописи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (5-7 классы)

Краткое описание программ по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...