Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (5-7 классы)
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Литвиненко Галина Анатольевна

Краткое описание программ по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_-_kopiya.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

I. «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы  учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ra.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/plastilin

http://art.melib.ru/culfere/pictures/iskusstvo_yaponii.html

http://www.orientmuseum.ru/art

www.ellada.spb.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.vasnecov.ru

5 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  1. истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  1. особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  2. семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  3. несколько народных художественных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

•        пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий(Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

  1. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
  2. различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  3. выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического,современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  4. умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  5. уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  6. умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  7. создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  8. владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы. объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  9. владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

1

Декор русской избы

1

Внутренний мир русской избы

1

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Народный праздничный костюм

1

Народные праздничные обряды

2

2

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках

2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

2

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

3

Декор - человек, общество, время

Зачем людям украшения

1

Декор и положение человека в обществе

/

Одежда говорит о человеке

5

О чем рассказывают гербы и эмблемы

3

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

4

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

1

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

6

6 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  1. о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  2. о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  3. основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  4. ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  5. особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  6. основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия,пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  7. общие правила построения изображения головы человека;
  8. о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  9. о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

  1.  пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;
  2. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  3. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  4. создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
  5. активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

2

3

4

1

Виды изобрази-

Изобразительное искусство и семь пластических искусств

1

тельного искус-

Рисунок - основа изобразительного творчества

1

ства и основы

Линия и ее выразительные возможности

1

образного языка

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Цвет. Основы цветоведения

1

Цвет в произведениях живописи

1

Объемные изображения в скульптуре

1

Основы языка изображения

1

2

Мир наших ве-

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

щей. Натюрморт

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

1

Освещение. Свет и тень

1

Натюрморт в графике

1

Цвет в натюрморте

1

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

1

2

Л

3

4

3

Вглядываясь

Образ человека - главная тема искусства

1

в человека.

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

 Портрет

Изображение головы человека в пространстве

1

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

1

Портрет в скульптуре

2

Сатирические образы человека

1

Образные возможности освещения в портрете

1

Портрет в живописи

1

Роль цвета в портрете

2

Великие портретисты (обобщение темы)

1

4

Человек и про-

Жанры в изобразительном искусстве

1

странство в изо-

Изображение пространства

1

бразительном

Правила линейной и воздушной перспективы

1

искусстве

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Городской пейзаж

1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

7 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  1. о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  2. о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
  3. о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этана работы, композиции как целостности и образном спрос произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом
    смысле;
  4. о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  5. о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  6. о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  1. о роли художественной иллюстрации;
  1. о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного
    искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного
    и декоративного начал в живописи, 1рафике и скульптуре;
  2.  наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

  1. об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений и искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  2. сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  1. получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  2. научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  3. развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  4. получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  5. получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Изображе-

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

ние фигуры

Пропорции и строение фигуры человека

2

человека

Лепка фигуры человека

2

и образ человека

Набросок фигуры человека с натуры

2

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

2

Поэзия по-

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

вседневности

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Сюжет и содержание в картине

1

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

2

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

2

3

Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Процесс работы над тематической картиной

3

Библейские темы в изобразительном искусстве

3

Монументальная скульптура и образ истории народа

3

Место и роль картины в искусстве XX века

1

4

Реальность

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

жизни и

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

художест-

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

венный образ

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

1

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Портрет женщины в кокошнике" 4 класс по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б. М. Неменского

Презентация предназначена для 1-го  из 3-х  уроков выделенных на тему "Портрет женщины в кокошнике" (формат А 3, гуашь).Презентация содержить поэтапное выполнения рисунка погрудного портрета...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС).Программа разработана учителем изобразительного искусства МАОУ СОШ №30, города Тамбова, Назиной ...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс под редакцией М.Б. Неменского .

Рабочая программа  по предмету «Изобразительное искусство» для 5 классов  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам осво...