Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Назина Светлана Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС).

Программа разработана учителем изобразительного искусства МАОУ СОШ №30, города Тамбова, Назиной Светланой Александровной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_rabochaya_programma_6_klass.docx91.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Утверждена  приказом директора от 30.08.2016 №467-од

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  Методическим советом школы протокол №1 от 26.08.2016.

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 6 класса

2016-2017

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа  для 6 класса по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по изобразительному искусству, учебника авторского коллектива  Б.М. Неменского, базисного  учебного плана общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №30.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности, в соответствии с законом «Об образовании РФ»

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

 В направлении личностного развития:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать изобразительное  искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  • принятие мультикультурной картины современного мира;

      в трудовой сфере:

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
    В метапредметном направлении:
  • развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; 
  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
  • формирование  критического мышления,   способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
  • получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В  предметном направлении:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять  место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
  • осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов

изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

  • приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа  произведений ;
  • описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
  • развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать произведения  искусства во всем многообразии его видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства,
    уважать культуру других народов;
  • осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
  • ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
  • организовывать диалоговые  формы общения с произведениями искусства;
  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
  • развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия произведений искусства;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и. конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, технологией. С целью формирования опыта творческого общения, в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащихся можно использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально важное значение в воспитательном процессе.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлении художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития.

Тема 6 класса - «Искусство в жизни человека» - посвящена знакомству с основными видами изобразительного искусства, их ролью в жизни человека. На основе изучения жанров натюрморта, портрета, пейзажа ребёнок познакомится с основами образного языка изобразительного искусства, с выразительными возможностями цвета, тона, формы, перспективы. Эти знания послужат развитию художественных способностей и творческих навыков ребёнка.

Рабочая  программа обеспечена учебно-методическим комплексом, используемого для достижения целей в соответствии с образовательной программой учреждения, утвержденным  приказом Минобрнауки России.  

Формами организации урока являются фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная работа, самостоятельная работа и проектная деятельность. Уроки делятся на несколько типов: урок изучения (открытия) новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, урок развернутого оценивания.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, изобразительный диктант) на всех этапах работы, самоконтроль, взаимоконтроль – в процессе отработки, рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ, итоговый контроль – при завершении темы.

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   На базовом уровне на изучение курса «изобразительное искусство» в 6 классе в соответствии с  учебным планом МАОУ СОШ № 30 и календарным учебным графиком отводится 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю.

УМК: Учебник Л.А. Неменская,  под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Москва «Просвещение» 2014.

Предмет изобразительное искусство в 6 классе является продолжением изучения данного предмета на предыдущем уровне -  в 5 классе. Курс изобразительного искусства данного автора рассчитан на 5,6, 7 классы средней школы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

В ходе преподавания  в основной школе изобразительного искусства, работы над формированием у  учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.
  • Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
  • Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.       

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах.
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (8 часов)

 Виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика. Виды графики.

 Рисунок, как самостоятельное графическое произведение.

 Выразительные средства линии, виды и характер линии. Ритм линий.

 Пятно в изобразительном искусстве. Тон. Тональные отношения. Тональная шкала. Композиция. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

 Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Изучение свойств цвета. Колорит. Объёмное изображение.

 Мир наших вещей. Натюрморт. (8часов)

 Изображение как познание окружающего мира.

 Художник. Реальность и фантазия.

 Выразительные средства и правила изображения.

 Формы изображения мира вещей. Жанр натюрморт.

 Понятие формы. Плоскость и объём. Перспектива.

 Композиция на плоскости.

 Освещение. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

 Цвет в живописи.

Вглядываясь в человека. Портрет. (10часов)

История развития жанра - портрет. Изображение человека в искусстве разных эпох.

        Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека.

        Образ человека в графическом портрете. Человек в скульптуре.

        Роль и место живописного портрета в истории  искусства.

       Цветовое решение образа в портрете.

       Выражение творческой индивидуальности в созданных портретах.

Человек и пространство. Пейзаж. (9часов)

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.

      Видение мира в разные эпохи.

      Жанры в изобразительном искусстве.

      Роль колорита в пейзаже-настроении .

      Разные образы города в истории искусства.

      Обобщение материала учебного года.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    с определением основных видов учебной деятельности.  

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

          Элементы содержания

           Характеристика деятельности учащихся

1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

 8 часов

 Изобразительное

искусство. Семья

пространственных искусств.

Искусство и его виды. Пространственные и временные виды

искусства. Пространственные виды искусства и причины

деления их на виды.

Какое место в нашей жизни занимают разные виды

деятельности художника, где мы встречаемся с

деятельностью художника?

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды

пространственных искусств и их назначение в жизни людей.

Роль пространственных искусств в создании предметно-

пространственной среды нашей жизни, в организации

общения людей, в художественном познании и

формировании наших образных представлений о мире.

Виды станкового изобразительного искусства: живопись,

графика, скульптура.

Художник и зритель: художественный диалог.

Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.

 Называть пространственные и временные

виды искусства и объяснять, в чём состоит

различие временных и пространственных

видов искусства.

Характеризовать три группы

пространственных искусств:

изобразительные, конструктивные и

декоративные, объяснять их различное

назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств

в повседневной жизни человека, в

организации общения людей, в создании

среды материального окружения, в

развитии культуры и представлении

человека о самом себе.

Приобретать представление об

изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

Понимать, что восприятие произведения

искусства – творческая деятельность на

основе зрительской культуры, т. е.

определённых знаний и умений.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

 Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.

Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

Приобретать представление о

выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.

Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа.Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его изобразительные возможности. Понятие силуэта.

Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная

шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный)

контраст и мягкий (слабый) контраст.

Характер поверхности пятна - понятие фактуры. Граница

пятна.

Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств выражения. Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы.

Развивать аналитические возможности

глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).

Цвет. Основы цветоведения.

Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.

Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.

Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.

Восприятие цвета - ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.

Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействие на наше восприятие.

.

Знать понятия и уметь объяснять их

значение: основной цвет, составной цвет,

дополнительный цвет.

Получать представление о физической

природе света и восприятии цвета

человеком.

Получать представление о воздействии цвета на человека.

Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.

Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.

Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета

Цвет в произведениях живописи.

Эмоциональное восприятие цвета человеком.

Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное

средство в пространственных искусствах.

Искусство живописи.

Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета. Понятие «локальный цвет».

Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения.

Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения.

Объёмные изображения в скульптуре.

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.

Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.

Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (в техниках лепки, бумагопластики и др.).

Основы языка изображения.

Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.

Культуросозидающая роль изобразительного искусства. Задания: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснить, почему изобразительное искусство - особый образный язык.

Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Участвовать в выставке творческих работ.

2

Мир наших вещей.Натюрморт.

8 часов.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдолюбие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.

Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.

Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

Изображение предметного мира –натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.

Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.

Формировать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.

Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтение сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.

Характеризовать понятия простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.

Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.

Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху возрождения и задачами художественного. познания и изображения явлений реального мира.

Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

 

Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиции драматического содержания. Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII-XVIII веков.

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Углублять представление об

изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).

Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движения и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды.

Гравюра и различительные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп - оттиск печатной формы.

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.

Приобретать творческий опыт

выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Цвет в натюрморте. Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.

Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен.

Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве

XIX-XX веков.

Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Узнавать историю развития жанра натюрморта Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

10 часов

Образ человека – главная тема в искусстве. Изображение человека в искусстве разных эпох. История

возникновения портрета. Портрет как образ определённого

реального человека.

Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в

искусстве Нового времени.

Парадный портрет и лирический портрет.

Проблемы сходства в портрете. Выражение в портретном

изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие

художники-портретисты.

Знакомиться с великими произведениями

портретного искусства разных эпох и

формировать представление о месте и

значении портретного образа человека в

искусстве.

Получать представление об изменчивости

образа человека в истории.

Формировать представление об истории

портрета в русском искусстве, называть

имена нескольких великих художников-

портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче

художником внешнего сходства в

художественном портрете присутствует

выражение идеалов эпохи и авторская

позиция художника.

Уметь различать виды портрета

(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художественных

впечатлениях.

Конструкция головы человека и её основные пропорции. Закономерности построения конструкции головы человека.

Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица

человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и

форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные

части лица, мимика.

Получать представления о конструкции,

пластическом строении головы человека и

пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль пропорций в

выражении характера модели и отражении

замысла художника.

Овладевать первичными навыками

изображения головы человека в процессе

творческой работы.

Приобретать навыки создания портрета в

рисунке и средствами аппликации.

Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и

черепной частей головы, соотношение головы и шеи.

Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и

призматическая форма носа. Зависимость мягких

подвижных тканей лица от конструкции костных форм.

Закономерности конструкции и бесконечность

индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Беседа и рассматривание рисунков мастеров.

Получать представления о способах

объёмного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и

выразительных средств рисунков мастеров

портретного жанра.

Приобретать представление о

бесконечности индивидуальных

особенностей при общих закономерностях

строения головы человека.

Вглядываться в лица людей, подмечать

особенности личности каждого человека.

Создавать зарисовки объёмной

конструкции человека.

Портрет в скульптуре. Человек – основной предмет изображения в скульптуре.

Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные

возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи

в скульптурном портрете.

Скульптурный портрет литературного героя.

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия  кульптурного портрета. Получать знания о великих русских

скульпторах-портретистах.Приобретать опыт и навыки лепки

портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного

образа. Учиться по-новому видеть

индивидуальность человека (видеть как

художник-скульптор).

Графический портретный рисунок. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы

человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение

человека в графическом портрете. Выразительные средства

и возможности графического изображения. Расположение

изображения на листе. Линия и пятно. Роль

выразительности графического материала.

Приобретать интерес к изображениям

человека как способу нового понимания и

видения человека, окружающих людей.

Развивать художественное видение,

наблюдательность, умение замечать

индивидуальные особенности и характер

человека.

Получать представления о графических

портретах мастеров разных эпох, о

разнообразии графических средств в

решении образа человека.

Овладевать новыми умениями в рисунке.

Выполнять наброски и зарисовки близких

людей, передавать индивидуальные

особенности человека в портрете.

Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное

преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.

Сатирические образы в искусстве.

Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение дружеского шаржа.

Получать представление о жанре

сатирического рисунка и его задачах.

Рассуждать о задачах художественного

преувеличения, о соотношении правды и

вымысла в художественном изображении.

Учиться видеть индивидуальный характер

человека, творчески искать средства

выразительности для его изображения.

Приобретать навыки рисунка, видения и

понимания пропорций, использования

линии и пятна как средств выразительного

изображения человека.

Образные возможности освещения в портрете. Выразительные, преображающие возможности освещения.

Роль освещения при создании образа. Изменение образа

человека при различном освещении.

Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет,

направленный с боку, снизу, рассеянный свет, изображение

против света, контрастность освещения.

Узнавать о выразительных возможностях

освещения при создании художественного

образа.

Учиться видеть и характеризовать

различное эмоциональное звучание образа

при разных источнике и характере

освещения.

Различать освещение по свету, против

света, боковой свет.

Характеризовать освещение в

произведениях искусства и его

эмоциональное и смысловое воздействие на

зрителя.

Овладевать опытом наблюдательности и

постигать визуальную культуру восприятия

реальности и произведений искусства.

Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное

воздействие цвета. Соотношение портретного изображения

и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон

(тёмное – светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как

выражение настроения, характера и индивидуальности

героя портрета.

Цвет и живописная фактура.

Развивать художественное видение цвета,

понимание его эмоционального,

интонационного воздействия.

Анализировать цветовой строй

произведений как средство создания

художественного образа.

Рассказывать о своих впечатлениях от

нескольких (по выбору) портретов великих

мастеров, характеризуя цветовой образ

произведения.

Получать навыки создания различными

материалами портретов в цвете.

Великие портретисты прошлого. Нарастание глубины образа человека в истории

европейского и русского искусства. Выражение творческой

индивидуальности художника в созданных им портретных

образах.

Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и

творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях

великих художников.

Узнавать и называть несколько портретов

великих мастеров европейского и русского

искусства.

Понимать значение великих портретистов

для характеристики эпохи и её духовных

ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета

как о последовательности изменений

представлений о человеке и выражения

духовных ценностей эпохи.

Рассуждать о соотношении личности

портретируемого и авторской позиции

художника в портрете.

Приобретать творческий опыт и новые

умения в наблюдении и создании

композиционного портретного образа

близкого человека (или автопортрета).

Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Особенности и направления развития портретного образа и

изображения человека в европейском искусстве ХХ века.

Знаменитые мастера европейского изобразительного

искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дили,

Э. Уорхол и др.).

Роль и место живописного портрета в отечественном

искусстве ХХ века. Сложность и глубина внутреннего мира

человека, связь человека с историей своей страны,

стремление выразить правду жизни в образе человека своего

времени, трагизм в жизни человека, красота устремлённости

и созидательной силы человека, красота молодости и

многие другие темы в лучших работах отечественных

портретистов ХХ века.

Получать представления о задачах

изображения человека в европейском

искусстве ХХ века. Узнавать и называть

основные вехи в истории развития портрета

в отечественном искусстве ХХ века.

Узнавать и называть основные вехи в

истории развития портрета в отечественном

искусстве ХХ века.

Приводить примеры известных портретов

отечественных художников.

Рассказывать о содержании и

композиционных средствах его выражения

в портрете.

Интересоваться, будучи художником,

личностью человека и его судьбой.

4

Человек и пространство. Пейзаж.

9 часов

Жанры в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет,

пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.

Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на

вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать

художник, называется «содержанием произведения».

Историческое развитие жанров и изменения в видении мира.

История жанров и целостное представление о развитии

культуры.

Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного

искусства.

Объяснять разницу между предметом

изображения, сюжетом и содержанием

изображения.

Объяснять, как изучение развития жанра в

изобразительном искусстве даёт

возможность видеть изменения в видении

мира.

Рассуждать о том, как, изучая историю

изобразительного жанра, мы расширяем

рамки собственных представлений о жизни,

свой личный жизненный опыт.

Активно участвовать в беседе по теме.

Изображение пространства. Проблема изображения глубины пространства на плоскости.

Способы изображения пространства в различные эпохи.

Особенности системы изображения в культурах Древнего

Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное

изображение предмета и его развитие в искусстве античного

мира. Символическое пространство в искусстве

Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир

духовных образов.

Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в

эпоху Возрождения. Изображение глубина пространства,

присутствие наблюдателя и открытие правил линейной

перспективы. Картинная плоскость и пространство

изображения, организованная художником. Перспектива как

одно из художественных средств выражения, как форма

определённого содержания, обусловленного культурой

эпохи и мировоззрения художника.

Получать представление о различных

способах изображения пространства, о

перспективе как о средстве выражения в

изобразительном искусстве разных эпох.

Рассуждать о разных способах передачи

перспективы в изобразительном искусстве

как выражении различных

мировоззренческих смыслов.

Различать в произведениях искусства

различные способы изображения

пространства.

Получать представление о

мировоззренческих основаниях правил

линейной перспективы как

художественного изучения реально

наблюдаемого мира.

Наблюдать пространственные сокращения

(в нашем восприятии) уходящих вдаль

предметов.

Приобретать навыки (на уровне общих

представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках

наблюдаемого пространства.

Правила построения перспективы Воздушная перспектива. Навыки изображения уходящего вдаль пространства.

Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя.

Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных

линий, пространственные сокращения.

Прямая и угловая перспектива.

Представления о высоком и низком горизонте.

Правила воздушной перспективы, планы воздушной

перспективы и изменения контрастности. Изменение тона и

цвета предметов по мере удаления.

Объяснять понятия «картинная

плоскость», «точка зрения», «линия

горизонта», «точка схода»,

«вспомогательные линии».

Различать и характеризовать как

средство выразительности высокий и

низкий горизонт в произведениях

изобразительного искусства.

Объяснять правила воздушной

перспективы.

Приобретать навыки изображения

уходящего вдаль пространства, применяя

правила линейной и воздушной

перспективы.

Пейзаж – большой мир. Красота природного пространства в истории искусства.

Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж

как фон и место события в европейском искусстве.

Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра.

Пейзаж эпический и романтический в классическом

искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности

нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже.

Организация перспективного пространства в картине. Земля

и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его

образный смысл.

Узнавать об особенностях эпического и

романтического образа природы в

произведениях европейского и русского

искусства.

Уметь различать и характеризовать

эпический и романтический образы в

пейзажных произведениях живописи и

графики.

Творчески рассуждать, опираясь на

полученные представления и своё

восприятие произведений искусства, о

средствах выражения художником

эпического и романтического образа в

пейзаже.

Экспериментировать на основе правил

линейной и воздушной перспективы в

изображении большого природного

пространства.

Пейзаж настроения. Природа и художник. Изменчивость состояния природы при разной погоде

(сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток

(утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе.

Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их

наблюдать.

Живопись на природе – пленэр. Импрессионизм –

направление в живописи XIX века. Задача изображения

новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм.

Состояние в природе и настроение художника, его

внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения.

Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном

окружающем мире.

Получать представления о том, как

понимали красоту природы и использовали

новые средства выразительности в

живописи XIX века.

Характеризовать направления

импрессионизма и постимпрессионизма в

истории изобразительного искусства.

Учиться видеть, наблюдать и

эстетически переживать изменчивость

цветового состояния и настроения в

природе.

Приобретать навыки передачи в цвете

состояния природы и настроения человека.

Приобретать опыт колористического

видения, создания живописного образа

эмоциональных переживаний человека.

Пейзаж в русской живописи. История формирования художественного образа природы в

русском искусстве.

Образ природы в произведениях А. Венецианова и его

учеников.

А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели».

Эпический образ России в произведениях И. Шишкина.

Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества

для развития российской культуры.

Получать представление об истории

развития художественного образа природы

в русской культуре.

Называть имена великих русских

живописцев и узнавать известные картины

А. Венецианова, А. Саврасова, И.

Шишкина, И. Левитана.

Характеризовать особенности понимания

красоты природы и творчества И.

Шишкина, И. Левитана.

Уметь рассуждать о значении

художественного образа отечественного

пейзажа в развитии чувства Родины Формировать эстетическое восприятие

природы как необходимое качество

личности.

Приобретать умения и творческий опыт

в создании композиционного живописного

образа пейзажа своей Родины.

Принимать посильное участие в

сохранении культурных памятников.

Пейзаж в графике. Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве

известных художников.

Самостоятельное художественное значение графического

пейзажа.

Выразительность графических образов великих мастеров.

Средства выразительности в графическом рисунке и

многообразие графических техник.

Печатная графика и её роль в развитии культуры.

Получать представление о произведениях

графического пейзажа в европейском и

отечественном искусстве.

Развивать культуру восприятия и

понимания образности в графических

произведениях.

Рассуждать о своих впечатлениях и

средствах выразительности в

произведениях пейзажной графики, о

разнообразии образных возможностей

различных графических техник.

Приобретать навыки наблюдательности,

интерес к окружающему миру и его

поэтическому видению путём создания

графических зарисовок.

Приобретать навыки создания пейзажных

зарисовок.

Городской пейзаж. Жанр городского пейзажа и его развитие в истории

искусства.

Достоверность и фантазия в изображении города во времена

готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и

панорамные городские пейзажи.

Появление городского пейзажа в русском искусстве.

Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других

русских городов. Значение этих произведений для

современной культуры. Образ города в искусстве ХХ века. Разнообразие в

понимании образа города: как урбанистическое

противостояние природе и как обжитая, многосложная

среда современной жизни. Романтический образ города и

город как воплощение истории отечественной культуры:

каменная летопись истории.

Значение охраны исторического образа современного

города.

Получать представление о развитии

жанра городского пейзажа в европейском и

русском искусстве.

Приобретать навыки восприятия

образности городского пространства как

выражения самобытности лица культуры и

истории народа.

Приобретать навыки эстетического

переживания образа городского

пространства и образа в архитектуре.

Знакомиться с историческими городскими

пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга,

родного города.

Приобретать новые композиционные

навыки, навыки наблюдательной

перспективы и ритмической организации

плоскости изображения.

Овладевать навыками композиционного

творчества в технике коллажа.

Приобретать новый коммуникативный

опыт в процессе создания коллективной

творческой работы.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение материала учебного года. Роль

изобразительного искусства в жизни людей.

Деятельный характер восприятия мира художником: умение

видеть как результат изобразительной деятельности. Мир

художественного произведения. Язык изобразительного

искусства. Средства выразительности и зримая речь.

Изобразительное произведение как форма общения, диалог

между художником и зрителем. Творческие способности

зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл

восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство

восприятия мира.

Уметь рассуждать о месте и значении

изобразительного искусства в культуре, в

жизни общества, в жизни человека.

Получать представление о взаимосвязи

реальной действительности и её

художественного отображения, её

претворении в художественный образ.

Объяснять творческий и деятельностный

характер восприятия произведений

искусства на основе художественной

культуры зрителя.

Узнавать и называть авторов известных

произведений, с которыми познакомились в

течение учебного года.

Участвовать в беседе по материалам

учебного года.

Участвовать в обсуждении творческих

работ учащихся.

35 часов

7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.УМК:

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. (6кл),

2. Дополнительная литература:

  • Алехин А.Д., Когда начинается художник. М1993 г.
  • И. П. Волков. Художественная студия в школе.
  • Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. -159с.
  • Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006
  • Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург,
  • И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
  • Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.
  •  Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
  • Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература,
  • Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и
  • рисунка.
  • 17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997 г.

3. Интернет- ресурсы:

"Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  • Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

  • Образовательные интернет-сайты.

3. Технические средства обучения:

  • Проектор, экран.
  • Компьютер, колонки.
  • Интерактивный диск «Изобразительное искусство» 6 класс.
  • Учебно-практическое оборудование.
  • Дидактический  материал для доски и индивидуальные  раздаточные материалы.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  В 6 КЛАССЕ

Виды изобразительного искусства и основы образного языка:

Выпускник  научится:

  • Понимать место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • Разбираться в многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • Выделять основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • Понимать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива),особенности ритмической организации изображения;

Выпускник  получит возможность научиться:

      Выполнять рисунки и творческие работы  по следующей тематике:

               Зарисовки с натуры растений.(графическ.материал);

               Изображение различных состояний в природе;

               Вариативные возможности цвета;

               Изображение осеннего букета;

               Выполнение объёмных изображений животных;

 а также получит  возможность научится использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры; использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные средства (тон, пятно) в собственной художественной деятельности с натуры; активно воспринимать произведения станковой графики; выполнять цветовые растяжки по заданному свойству; воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.

 Мир наших вещей. Натюрморт:

Выпускник научится:

  • Понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворения в художественный

образ;

  • Разбираться в основных этапах развития натюрморта в истории искусства;
  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при

      изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать

      изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Выпускник  получит возможность научиться:

Выполнять рисунки и творческие работы  по следующей тематике:

             Работа над натюрмортом;

             Конструирование из бумаги простых геометрических тел;

             Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел;

             Натюрморт в технике печатной графики;

             а также получит возможность научиться применять правила объёмного изображения геометрических тел; основам              композиции на плоскости, основам изобразительной грамоты, выразительным возможностям цвета; активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов, применять полученные знания в практической работе с натуры,видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

Вглядываясь в человека. Портрет :

Выпускник  научится:

  • Разбираться в основных этапах развития портрета в истории искусства;
  •  Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-портретистов;
  • Применять  разные художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа;
  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображения предмета и группы

      предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной

      перспективы;

Выпускник получит возможность научиться:

Выполнять рисунки и творческие работы  по следующей тематике:

              Изображение головы человека.(аппликация);

              Автопортрет;

              Портрет соседа по парте в технике силуэт;

              Изображение скульптурного портрета;

             Портрет в технике-коллаж;

             а также получит возможность научиться использовать выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь       применять их в творческой работе с натуры; использовать материалы и выразительные возможности скульптуры; смогут применять выразительные  возможности цвета и освещения в произведениях портретного жанра.

Человек и пространство. Пейзаж:

Выпускник  научится:

  • Разбираться в основных этапах пейзажа в истории искусства;
  • Называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанре пейзажа в мировом и
  • отечественном искусстве;
  • Пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными

            навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • Создавать творческие и композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

Выпускник получит возможность научиться:

Выполнять рисунки и творческие работы  по следующей тематике:

  • Изображение яркого личного впечатления от состояния в природе;
  •  Работа над графической композицией «Мой город»;

а также получит возможность научиться основным средствам  художественной выразительности; работать разными художественными материалами, использовать художественные техники и их значение в создании художественного образа; анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс под редакцией М.Б. Неменского .

Рабочая программа  по предмету «Изобразительное искусство» для 5 классов  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам осво...