Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "Профориентационная работа на уроках ИЗО"
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

    Рубан Наталья Сергеевна

    Данный материал обобщает опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК МБОУ СОШ №4 по теме: "Профориентационная работа учителя изобразительного искусства  на уроках ИЗО"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

            

    ТЕМА: «Профориентационная работа на уроках изобразительного искусства»

    Учитель изобразительного искусства: Рубан Н.С.

    Слайд 1. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. И зачастую не способны соотнести свои возможности с способностями.

    Слайд 2. Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, в соответствии с избираемой профессии. И практически не имеют представления о особенностях той или иной профессии.

              Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

              Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

    Слайд 3. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации обучающихся.

    Главная задача - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

    Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих.

    Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства.

    Слайд 4. Профориентация  -

    помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений.                                                          

    (Юнеско)

    Слайд 5. Цель профориентации - оказание обучающимся поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя.

    Слайд 6. Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.

    Слайд 7. Из выше сказанного вытекают задачи профориентационной работы на уроках ИЗО:

    - оказание помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

    - организация систематическое ознакомление с содержанием профессий;

    - изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

    - организация разнообразных видов деятельности.

    Таким образом, область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

    Слайд 8. Учителю ИЗО собственную деятельность необходимо строить с учётом следующих особенностей:

    1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности.

    2. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

    3. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения.

    4. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его “Я-концепции”.

    5. Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна.

    6. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности.

    7. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сфорсированности психической функции планирования.

    Слайд 9. Исходя из вышеизложенного при работе с обучающимися на уроках наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности.

    Диагностическая деятельность:

    - проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся.

    Развивающая деятельность:

    - развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся.

    Обучающая деятельность:

    -обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности.

    Просветительская деятельность:

    -знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.

    Слайд 10. Основная цель профработы на уроках изобразительного искусства. Выбор направления профессиональной деятельности - сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

    Слайд 11. В ходе занятий (с целью профориентации) мною решаются следующие задачи:

    • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
    • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
    • развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
    • воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

    Слайд 12. При тесном сотрудничестве с психологом образовательного учреждения в занятия курса “изобразительного искусства” для обучающихся включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов” (А.Е. Голомшток). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с областями, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий связанных с областью применения творческих способностей.

    Слайд 13. Уже в начальных классах мы начинаем знакомить школьников с ремёслами и профессиями, говорим о их особенностях описываем действия и манипуляции производимые тем или иным специалистами.

    Слайд 14. Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана:

    - эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;

    - пейзаж современного города, города будущего;

    - эскиз макияжа, причёски, одежды;

    - эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.

    Тут же на уроке составляется беседа или школьниками готовится сообщение о профессиях в которых данные эскизы, наброски или рисунки были бы востребованы.

    Слайд 15. На уроках использую игры:

    - моделирующие аспекты профессиональной деятельности;

    - моделирующие построение личного  профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив;

    - моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов;

    - игры "жизнедеятельности".

    Слайд 16. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР

    Высокая динамика проведения

    Принцип добровольности

    Не проигрывать одно упражнение много раз

    Давать игрокам высказываться

    Иметь в запасе несколько игровых упражнений.

    Проводить обсуждение в конце игры.

    Слайд 17. Проводим профессиональные пробы –

    деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения

    ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

    Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений,  отношение к различным сферам деятельности.

    Результат: определение общей готовности к выполнению пробы.

    Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов)

    Результат: накопление  теоретических знаний, представлений о

     виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу.

    Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности –

    Результат: обучающийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).

    Слайд 18. Формы профессиональных проб:
    - имитационные, деловые игры

    - творческие задания исследовательского характера (проект, реферат..)

    - комплекс каких-то действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

        Слайд 19. Профориентационная работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.

       Слайд 20. Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профориентационная работа на уроках ИЗО Презентацию выполнила: учитель изобразительного искусства Рубан Н.С. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Татарска -,

    Слайд 2

    Данные социального опроса

    Слайд 3

    ТВОРИТЬ, ДЕРЗАТЬ, ИСКАТЬ – УДЕЛ МОЛОДЫХ, ПЫТЛИВЫХ, ЗНАЮЩИХ

    Слайд 4

    Профориентация - помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений. (Юнеско)

    Слайд 5

    Цель - оказание обучающимся поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя.

    Слайд 6

    Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.

    Слайд 7

    оказывается помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей; организуется систематическое ознакомление с содержанием профессий; изучается личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организуются разнообразные виды деятельности. ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

    Слайд 8

    Учителю ИЗО собственную деятельность необходимо строить с учётом следующих особенностей: 1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. 2. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. 3. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. 4. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его “Я-концепции”. 5. Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. 6. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. 7. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточно й сфорсированности психической функции планирования.

    Слайд 9

    Диагностическая деятельность: - проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся. Развивающая деятельность: - развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся. Обучающая деятельность: -обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности . Просветительская деятельность: -знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности. Направления деятельности

    Слайд 10

    ЦЕЛЬ (профориентационной деятельности на уроке) - сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

    Слайд 11

    В ходе занятий мною решаются следующие задачи: • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью; • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; • развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации; • воспитание уважения к человеку творческих профессий.

    Слайд 12

    Сотрудничество Психолог + Учитель = Обучающийся в занятия с целью выявления склонностей, способностей и возможностей обучающегося включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “ Карта интересов” (А.Е. Голомшток ). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч ). Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.

    Слайд 13

    Рассмотрим какие примерные задания можно использовать на уроках изобразительного искусства

    Слайд 14

    Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана: - эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.; - пейзаж современного города, города будущего; - эскиз макияжа, причёски, одежды; - эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д. Беседа или сообщение о профессиях в которых данные эскизы, наброски или рисунки будут востребованы.

    Слайд 15

    На уроках использую игры: - моделирующие аспекты профессиональной деятельности; - моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив; - моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов; - игры "жизнедеятельности".

    Слайд 16

    УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР Высокая динамика проведения. Принцип добровольности. Не проигрывать одно упражнение много раз. Давать игрокам высказываться Иметь в запасе несколько игровых упражнений. Проводить обсуждение в конце игры.

    Слайд 17

    Проводим профессиональные пробы – деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений, отношение к различным сферам деятельности. Результат: определение общей готовности к выполнению пробы. Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов) Результат: накопление теоретических знаний, представлений о виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу. Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности – Результат: обучащийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).

    Слайд 18

    Формы профессиональных проб: - имитационные, деловые игры; - творческие задания исследовательского характера (проект, реферат ..); - комплекс каких-то действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

    Слайд 19

    Профориентационная работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление деятельности т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности . Определить профиль дальнейшего образования.

    Слайд 20

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

    Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

    Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

    Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

    Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

    Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

    Обобщение опыта по организации исследовательской работы по теме «Мой край родной»

    опыт может быть полезен учителям и ребятам, любящим свой край и занимающимся исследовательской деятельностью...

    Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

           Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

    Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

    Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....

    Обобщение педагогического опыта по теме "Проектная работа на уроках английского языка в основной школе"

    В данной статье представлены результаты диагностики обучающихся и авторская разработка шаблона презентации с рекомендациями...