Обобщение опыта по теме: "Профориентационная работа на уроках ИЗО"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Рубан Наталья Сергеевна

Данный материал обобщает опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК МБОУ СОШ №4 по теме: "Профориентационная работа учителя изобразительного искусства  на уроках ИЗО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

        

ТЕМА: «Профориентационная работа на уроках изобразительного искусства»

Учитель изобразительного искусства: Рубан Н.С.

Слайд 1. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. И зачастую не способны соотнести свои возможности с способностями.

Слайд 2. Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, в соответствии с избираемой профессии. И практически не имеют представления о особенностях той или иной профессии.

          Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

          Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Слайд 3. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации обучающихся.

Главная задача - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих.

Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства.

Слайд 4. Профориентация  -

помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений.                                                          

(Юнеско)

Слайд 5. Цель профориентации - оказание обучающимся поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя.

Слайд 6. Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.

Слайд 7. Из выше сказанного вытекают задачи профориентационной работы на уроках ИЗО:

- оказание помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

- организация систематическое ознакомление с содержанием профессий;

- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организация разнообразных видов деятельности.

Таким образом, область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

Слайд 8. Учителю ИЗО собственную деятельность необходимо строить с учётом следующих особенностей:

1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности.

2. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

3. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения.

4. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его “Я-концепции”.

5. Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна.

6. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности.

7. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сфорсированности психической функции планирования.

Слайд 9. Исходя из вышеизложенного при работе с обучающимися на уроках наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности.

Диагностическая деятельность:

- проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся.

Развивающая деятельность:

- развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся.

Обучающая деятельность:

-обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности.

Просветительская деятельность:

-знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.

Слайд 10. Основная цель профработы на уроках изобразительного искусства. Выбор направления профессиональной деятельности - сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Слайд 11. В ходе занятий (с целью профориентации) мною решаются следующие задачи:

  • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
  • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  • воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

Слайд 12. При тесном сотрудничестве с психологом образовательного учреждения в занятия курса “изобразительного искусства” для обучающихся включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов” (А.Е. Голомшток). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с областями, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий связанных с областью применения творческих способностей.

Слайд 13. Уже в начальных классах мы начинаем знакомить школьников с ремёслами и профессиями, говорим о их особенностях описываем действия и манипуляции производимые тем или иным специалистами.

Слайд 14. Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана:

- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;

- пейзаж современного города, города будущего;

- эскиз макияжа, причёски, одежды;

- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.

Тут же на уроке составляется беседа или школьниками готовится сообщение о профессиях в которых данные эскизы, наброски или рисунки были бы востребованы.

Слайд 15. На уроках использую игры:

- моделирующие аспекты профессиональной деятельности;

- моделирующие построение личного  профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив;

- моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов;

- игры "жизнедеятельности".

Слайд 16. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР

Высокая динамика проведения

Принцип добровольности

Не проигрывать одно упражнение много раз

Давать игрокам высказываться

Иметь в запасе несколько игровых упражнений.

Проводить обсуждение в конце игры.

Слайд 17. Проводим профессиональные пробы –

деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений,  отношение к различным сферам деятельности.

Результат: определение общей готовности к выполнению пробы.

Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов)

Результат: накопление  теоретических знаний, представлений о

 виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу.

Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности –

Результат: обучающийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).

Слайд 18. Формы профессиональных проб:
- имитационные, деловые игры

- творческие задания исследовательского характера (проект, реферат..)

- комплекс каких-то действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

    Слайд 19. Профориентационная работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.

   Слайд 20. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профориентационная работа на уроках ИЗО Презентацию выполнила: учитель изобразительного искусства Рубан Н.С. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Татарска -,

Слайд 2

Данные социального опроса

Слайд 3

ТВОРИТЬ, ДЕРЗАТЬ, ИСКАТЬ – УДЕЛ МОЛОДЫХ, ПЫТЛИВЫХ, ЗНАЮЩИХ

Слайд 4

Профориентация - помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений. (Юнеско)

Слайд 5

Цель - оказание обучающимся поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя.

Слайд 6

Задача учителя – оказание помощи подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.

Слайд 7

оказывается помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей; организуется систематическое ознакомление с содержанием профессий; изучается личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организуются разнообразные виды деятельности. ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 8

Учителю ИЗО собственную деятельность необходимо строить с учётом следующих особенностей: 1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. 2. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. 3. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. 4. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его “Я-концепции”. 5. Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. 6. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. 7. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточно й сфорсированности психической функции планирования.

Слайд 9

Диагностическая деятельность: - проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся. Развивающая деятельность: - развитие способностей, склонностей и возможностей обучающихся. Обучающая деятельность: -обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности . Просветительская деятельность: -знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности. Направления деятельности

Слайд 10

ЦЕЛЬ (профориентационной деятельности на уроке) - сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Слайд 11

В ходе занятий мною решаются следующие задачи: • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью; • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; • развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации; • воспитание уважения к человеку творческих профессий.

Слайд 12

Сотрудничество Психолог + Учитель = Обучающийся в занятия с целью выявления склонностей, способностей и возможностей обучающегося включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “ Карта интересов” (А.Е. Голомшток ). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч ). Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.

Слайд 13

Рассмотрим какие примерные задания можно использовать на уроках изобразительного искусства

Слайд 14

Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана: - эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.; - пейзаж современного города, города будущего; - эскиз макияжа, причёски, одежды; - эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д. Беседа или сообщение о профессиях в которых данные эскизы, наброски или рисунки будут востребованы.

Слайд 15

На уроках использую игры: - моделирующие аспекты профессиональной деятельности; - моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив; - моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов; - игры "жизнедеятельности".

Слайд 16

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР Высокая динамика проведения. Принцип добровольности. Не проигрывать одно упражнение много раз. Давать игрокам высказываться Иметь в запасе несколько игровых упражнений. Проводить обсуждение в конце игры.

Слайд 17

Проводим профессиональные пробы – деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений, отношение к различным сферам деятельности. Результат: определение общей готовности к выполнению пробы. Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, наблюдения за реальной деятельностью специалистов) Результат: накопление теоретических знаний, представлений о виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу. Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности – Результат: обучащийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней (составление профессиограммы).

Слайд 18

Формы профессиональных проб: - имитационные, деловые игры; - творческие задания исследовательского характера (проект, реферат ..); - комплекс каких-то действий: трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

Слайд 19

Профориентационная работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление деятельности т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности . Определить профиль дальнейшего образования.

Слайд 20

Спасибо за внимание!