Урок в 8 классе по программе С.П.Ломов( В.С.Кузин)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Елена Михайловна Тарасова

Урок "Портрет друга" был проведен в 8 классе соответствии с  учебным  планом .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc33 КБ
Office presentation icon portret_druga.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


                          План-конспект урока в 8 классе

                      по теме : «Портрет друга»

программа под редакцией С.П.Ломова - Кузина В. С. преподаватель Тарасова Е.М.

Проведен: 25.11.2010 г.

Цели  урока:

         Систематизировать знания учащихся по жанру портрета, его разновидностям, помочь в накоплении жизненных впечатлений, полученных в поцессе наблюдения; формировать художественные образы, развивать умение анализировать пропорции; развивать у учащихся способности к самостоятельному  общению и личной трактовке современного искусства.

Задачи урока:

  1. Обобщение знаний о жанре портрета.
  2. Знакомство с карикатурой и шаржем.
  3. Знакомство с силуэтным портретом.
  4. Моделирование ситуаций, в которых необходимо умение общаться, делать выбор, осмысливать и объяснять его, защищать свою точку зрения.
  5. Развитие способностей к обобщению, проблемному мышлению на основе переосмысления разных художественных произведений.
  6. Создание художественного продукта.

ТСО: видеопроектор, компьютер.

Зрительный ряд: репродукции, фотографии .

Ход урока.

I этап — организационный.

II этап — получение новых знаний и обобщение уже имеющихся:

        Изобразительное искусство — живопись,  графика, скульптура, архитектура — это все способ художественного осмысления многообразия зримого мира. Мы восхищенно созерцаем полотна живописца или фигуры, изваянные скульптором, поражаясь извечному стремлению мастера проникнуть в суть явлений, воссоздать не только чувственный облик реальности, но и ее духовность.

        Послушайте отрывок из литературного произведения ( «Капитанская дочка» А.С.Пушкин , описание Емельяна Пугачева).

  • Как можно назвать этот отрывок? ( портрет)
  • В каких видах искусства встречается еще жанр портрета? ( живопись, графика, скульптура)

        Портрет — жанр изобразительного искусства с изображением одного или нескольких человек. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовность.

        Вспомним какие разновидности портрета вы знаете.

( просмотр слайдов)

  • парадный портрет( например, Тропинин «Портрет Пушкина» , Д. Левицкий «Портрет Екатерины II»
  • камерный портрет ( например, В. Серов «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками»)

        Чем они отличаются?

        Парадный портрет изображает больше статус человека в обществе, а камерный (интимный) только личность человека.

        Изображение может быть:

  • в полный рост ( например, И. Репин «Портрет дочери»)
  • поясной портрет( например, В. Серов «Портрет писателя Лескова»)

        Так же и  расположение лица на рисунке имеет своё название:

  • фас ( например ,«Портрет Ольги и Варвары Арапова», кисти И. Макарова)
  • профиль( например, Джузеппе Арчимбольдо «Огонь»)
  • три четверти (например,Джузеппе Арчимбольдо «Ветрувиан)

        Мы с вами в прошлом году уже знакомились с автором последних двух портретов — Джузеппе Арчимбольдо. Он был одним из самых необычных художников Северной Европы XVI века. Работал в Праге. Его картины-портреты надо «читать» , расшифровывать. Он старался выразить суть изображаемого персонажа, через вещи, которые этот персонаж характеризуют.

        Можем увидеть и другое изображение. Например:

        Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).         Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

  • На слайде мы видим портрет знаменитых советских карикатуристов Крылова, Соколова, Куприянова. Они совместно нарисовали эту карикатуру. И все работы они делали совместно.

Посмотрим несколько их работ.

  • Плакаты времен Великой Отечественной Войны.

          Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей тоже нарывается КАРИКАТУРОЙ.

        Но все же КАРИКАТУРА — это высмеивание. А если мы хотим просто пошутить над кем-то. Весело, но не зло. Тогда на помощь к нам приходит другой жанр.

        Шарж (фр. Charge) — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Хотя шаржи и принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя.

        Шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми.

  • На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы.
  • Характер портретируемого человека можно передать и при помощи контурного рисунка. Вы видите на слайде, так называемый, силуэтный портрет. Ф. Сидо. Силуэтный портрет императрицы Екатерины Второй.,Ф. Сидо. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический.
  • Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Маяковского, Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Горького.
  • Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Цветаевой, Е. Кругликова. М. Нестеров за работой.

        Слово «силуэт» - французское. В XVII  веке во Франции при дворе короля Людовика XV ,был министр финансов Этьен де Силуэт, на которого была нарисована карикатура — профильный теневой портрет. Эта карикатура имела огромный успех как оригинальный вид портрета. С тех пор такой способ одноцветного изображения, подобного тени, стали называть силуэтом.

III этап  — практический.

        Для того, что бы создать шарж или карикатуру требуется определенный опыт и талант. Мы можем неумелым шаржем очень обидеть друга. По-этому сегодня попробуем создать «Портрет-силуэт».        

        Вам сложно будет сделать рисунок на большом листе по-этому предлагаю взять только половинку листа. И для того, что бы все получилось правильно вспомните, пожалуйста, основные пропорции изображения лица человека. На доске вы видите таблицу, на партах небольшие таблички.

        Для работы будем использовать карандаш, фломастер.

IV этап урока — заключительный.

        В конце урока просматриваем, что получилось. Можно взять домой что бы закончить работу. Лучшие рисунки выбираем на выставку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе В.С.Кузина . Тема "Шрифт".

В презентации представлены сведения о истории появления письменности и развитии шрифтов, а также представлены иллюстрации с изображением различных видов шрифтов....

Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.

Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...

Урок в 5 классе по программе С.П.Ломов( В.С.Кузин)

Урок-практикум "Изображение человека"....

Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"

Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...