обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Лежнева Ирина Анатольевна

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_lezhnevoy_i.a.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Литературный образ состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода  каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка обучению и полноценного развития личности.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют  индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем,  чтобы обеспечить  необходимый уровень  развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках изобразительного искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием  дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям  жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до  способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития, развитость психических  функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

На мой взгляд, изобразительное искусство является едва ли не самым интересным видом  досуговой деятельности школьников. Оно позволяет ребенку выразить в своих работах свое впечатление об окружающем  мире. Вместе с тем, искусство имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Выбор темы педагогического опыта возник не случайно. Работая с детьми на уроке и кружке, я заметила, что они очень быстро осваивают программу, желая творить самостоятельно. В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей, изготовления новых поделок, создание композиционных решений. Для этого необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения детей творчеству. Это расширило творческие возможности детей, и позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Причем, проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности.

Одной из многочисленных задач образования является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников,  возвращает нас к русским утраченным традициям.

Сохранилась преемственность обучения детей рукоделию, ведь искусство позволяет нам сделать окружающий мир красивее, интереснее, ярче, насыщеннее!

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. 

Живопись - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающий действительность. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения.

Автопортрет— изображение художника, выполненное им самим.

Анималистический жанр— разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, работающего в этой области, называют анималистом.

Батальный жанр— область изобразительного искусства, посвященная военной тематике.

Блик— самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета, расположенное со стороны падающего света.

Бытовой жанр— область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Гипсы— слепки скульптурных произведений и геометрических фигур, применяемые в качестве натуры для рисунка.

Горизонт, линия горизонта— в изобразительном искусстве условная прямая, обозначающая уровень глаз рисующего. В зависимости от ее расположения на листе бумаги, горизонт может быть низким или высоким.

Графика — самый массовый вид изобразительного искусства, характерной особенностью которого является однотонность рисунка, исполненного линией или светотенью. Количество цветов в графике ограничено. К графике относятся разные знаки и буквенные изображения, рисунок, плакат, карикатура, иллюстрации, эстампы и т. д. Изобразительный язык графики — оперативность, доступность понимания, острота и броскость.

Драпировка — в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер складок на одеждах и тканях.

Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризующее общность тем. Различают следующие жанры: исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и портрет.

Идея — главная мысль художника.

Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.

Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.

Интерьер — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных форм: комнат, коридоров и т. п.

Искусство — одна из форм общественного сознания. И. изобразительное — это творческое отражение действительности в художественных живописных, графических или скульптурных образах.

Исторический жанр — область изобразительного искусства, посвященная конкретным историческим событиям общественной жизни и действиям исторических лиц.

Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного.

Контраст — противоположность двух величин: размера, цвета (светлого — темного, теплого — холодного), движения.

Контур — совокупность линий, обозначающих внешние очертания изображаемого.

Копия — повторное изображение того или другого произведения. К. должна соответствовать оригиналу как размером, так и техническими средствами.

Миниатюра — произведение искусства мелкое по размеру и детальное по исполнению.

Мольберт — станок для крепления планшетов или подрамников во время работы. По своей конструкции М. бывают большие и малые, складные и стационарные.

Монохромный — одноцветный с оттенками или без оттенков светлоты цвет.

Муляж — слепок с натуры или со скульптуры, внешне напоминающий оригинал.

Набросок — графическое, живописное или скульптурное изображение, бегло и быстро исполненное по памяти или с натуры. Н. выполняются с целью тренировки руки и глаза или как накопление вспомогательного материала для текущей работы.

Натура — объективно существующие одушевленные и неодушевленные предметы, которые художник изображает, наблюдая их как модель.

Натюрморт — группа предметов (овощи, фрукты, цветы, битая дичь или предметы быта), композицонно составленная художником и воспроизведенная на рисунке. Н. является одним из жанров изобразительного искусства.

Оттенок — небольшое различие в цвете или светосиле между двумя тонами.

Пастель — материал в виде разноцветных обернутых в бумагу палочек, предназначенных для рисования. П. состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Перспектива — научная вспомогательная дисциплина, помогающая изображать предметы окружающей действительности в соответствии со зрительным восприятием.

Пленер — работа над пейзажем под открытым небом с целью правдивого изображения красочного богатства натуры.

Позировать — служить во время работы художнику моделью, сохраняя определенную позу.

Полутень — промежуточный тон при передаче перехода от освещенной части предмета к затемненной.

Полутон — промежуточный тон, малоконтрастный, близко расположенный к двум другим.

Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного, конкретного человека.

Пропорции — взаимоотношение форм, частей предметов по их величине, соответствующее определенному характеру целого.

Профиль — боковое изображение человека или другой натуры.

Ракурс — изображение предмета или человека в перспективе с резко выраженным сокращением его отдельных частей.

Рефлекс — отраженный от другого предмета свет, падающий на теневую часть тела.

Ритм — чередование, соразмерность элементов, ведущие к стройной, закономерной слаженности целого произведения.

Свет — освещенная часть натуры.

Силуэт — изображение предметов в виде теневого профиля без деталей внутри контура.

Тень — наименее освещенная часть натуры.

Точка зрения — термин перспективы, определяющий место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Шарж — графическое изображение, основанное на резком сатирическом и юмористическом заострении и преувеличении характерных черт, сторон изображаемого.

Штрих — линия, выполненная одним движением руки и предназначенная для передачи объема.

Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.

Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

2. Психолого-педагогический портрет класса.

Свои занятия провожу таким образом, что сам процесс обучения становится процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью.

При активизации познавательной деятельности посредством развития творческих способностей на занятиях  учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована  мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. В процесс обучения  вовлечены и родители. Они тоже принимают участие в изготовлении и рисовании творческих домашних работ.

В учебных программах, по которым я обучаю детей, сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщие понимания. Затем мы переходим к практическим урокам, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовой программе по изобразительному искусству. После этого переходим к выполнению самостоятельных и коллективных работ, детям хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность направленных на применение полученных знаний. Их работы включают познание мира и овладение профессиональными навыками. Моей задачей остается помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска и наиболее полно раскрыть свои способности.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

В своей работы использую разные приемы, методы и технологии, что можно проследить на примере урока в 5 классе по теме: «Древние образы в современных народных игрушках», в обучение которой была включена игра «Угадай цвет и форму», формирующая умения выделять характерные признаки того или иного вида промысла (дымковского или филимоновского), в результате чего ученики стали легко распознавать образы народных игрушек. Умелое применение игровой технологии помогает построить занятие таким образом, что игра, являясь развлечением, переросла в обучение, творчество, коллективную практическую деятельность. Технология проблемно-развивающего обучения прослеживается на уроке во 2 классе по теме: «Поле цветов», целью которого является постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор доказательств, в результате дети с легкостью усваивали азы линейной и воздушной перспективы. Проблемная ситуация прослеживается учащимися в ее игровом воплощении: ребята изготавливают полевые цветы разными приемами, не используя существующие шаблоны, а предлагая свои варианты схем, используя знания и умения, полученные ранее. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации. В занятие были включены также игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки цветов, сравнивать, сопоставлять их. Наблюдалось чередование деятельности: практическая, интеллектуальная, релаксационная.  Методы творческого поиска и проектно-конструкторский повысили интерес детей к поисковой деятельности при выполнении работ, помогли создать цветы по собственным шаблонам. Технология коллективно творческого воспитания прослеживается на уроке в 4 классе по теме: «Праздничный пир в теремных палатах», целью которого является научить работать детей коллективно, в результате увеличился уровень активности детей на уроке и была создана коллективная работа, которая объединила все героев сюжетной композиции, изготовленных на уроке. Дети достигли цели – научились применять полученные знания и умения в коллективной работе.          

3.2. Актуальность педагогического опыта.

При активизации познавательной деятельности и развитии творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства одной из наиболее действенных технологий я считаю важным применение игровых технологий, проектных технологий, ИКТ.

Во-первых, использование данных технологий на уроках и кружке усиливает положительную мотивацию обучения.

Во-вторых,  позволяет проводить уроки и кружки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень индивидуального обучения.

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности.

А всё вместе, конечно же, способствует активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей детей и, конечно же,  повышению качества образования.

При активном использовании выше названных технологий успешно формируются у детей нравственные ценности и включение их в культурно-творческую деятельность средствами приобщения к традициям народной культуры, воссоздаются  вслед за педагогом, т.е. формируются способы культурного действия.

Таким образом модернизируется учебный процесс,  повышается эффективность, мотивация учащихся, дифференцируется  процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Педагогу предоставляется возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предоставления учебной информации.

Поэтому представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.        В настоящее время задача учителя изобразительного искусства состоит в том, чтобы создать условия практического овладения изобразительным искусством, прикладным творчеством для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения изобразительному искусству. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. В результате применения данных форм обучения удалось повысить заинтересованность учащихся в обучении, усовершенствовать навыки композиционных решений.

3.3. Научность в представляемом опыте.

Представленный опыт соответствует содержанию образования  и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденный материал. Развивая имеющиеся  умения и навыки, учащиеся  устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями в области искусства и прикладного творчества.  Это дает возможность максимального раскрытия потенциала.  Такая деятельность    позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий  является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии (успеваемость 100%, качество знаний  по преподаваемой программе  (за три года) увеличилось на  2, 6 % и составило  92%).

Мониторинг уровня знаний обучающихся показал: 2009-2010 год (80%), 2010-2011 год (83%), 2011-2012 год (85%), 2012-2013 год (88%), 2013-2014 год 90%, на котором прослеживается положительная динамика роста знаний детей. Анализ результатов диагностики знаний обучающихся по использованию шаблонов, дидактических материалов в соответствии с собственными разработками на творческом уровне, по сравнению с 2009-2010 учебным годом (80%) в 2013-2014 учебном году  (90%), показал  повышение успеваемости обучающихся на 10%. Выявив общую закономерность, ребята проявляют интерес к частностям, деталям, представляют общую композиционную картину. Таким образом, на основании положительной динамики можно сделать вывод, что современные образовательные технологии проблемно-развивающего обучения, коллективного творческого воспитания, игрового обучения и наглядные методы способствуют эффективному формированию умений и навыков в работе на уроке и кружке по изобразительному искусству.

Увеличение количества воспитанников, принимающих участие в конкурсах и выставках различного уровня и улучшение результативности.

Результаты районных конкурсов:

2010 год

- Палкина Кристина, учащаяся 10 класса – победитель   муниципального этапа краевого конкурса декоративно-прикладного творчества «Ремесло Богородицы» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 08.11.2010 г. № 369).  

2011 год

- Соловьева София, учащаяся 8 класса – победитель   муниципального этапа Седьмого Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 27.10.2011 г. № 518).

- Горбачева Ульяна, учащаяся 5 класса – победитель муниципального этапа VIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»  (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 22.12.2011 г. № 641).

- Громовик Анастасия, учащаяся 8 класса – призер   районного этапа краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Пасха в кубанской семье» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 23.03.2011 г. № 159).  

- Лебедева Соня, учащаяся 3 класса  – победитель   районного этапа краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Пасха в кубанской семье» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 23.03.2011 г. № 159).  

- Бугаев Виталий, учащийся 5 класса – победитель   муниципального этап детского экологического форума «Зеленая планета – 2011» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 03.02.2011 г. № 61).

2012 год

- Корякова Кристина, учащаяся 6 класса – победитель   муниципального этапа краевого конкурса творческих работ учащихся «Ремесло Богородицы»  (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 17.12.2012 г. № 620).                

- Палкина Кристина, учащаяся 11 класса – победитель   муниципального этапа краевого конкурса «Служба спасения 01», посвященного 21-й годовщине  МЧС России и 363 й годовщине со Дня образования пожарной охраны России» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 04.05.2012 г. № 255).                

- Хамула Ксения, учащаяся 8 класса – победитель   муниципального этапа краевого конкурса «Мой Ангел хранитель»  (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 17.12.2012 г. № 618).  

- Короткая Елизавета, учащаяся 9 класса  – победитель   муниципального этапа краевого конкурса среди учащихся 5-11 классов «Нет тебя дороже…» в 2012-2013 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 06.11.2012 г. № 539).

2013 год    

- Корытина Татьяна, учащаяся 11 класса – победитель   муниципального этапа конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 27.11.2013 г. № 576).

- Худавердиева Ася, учащаяся 7 класса – победитель муниципального этапа конкурса детских работ «Мир на ладони» в рамках IV краевого фестиваля – конкурса детского художественного творчества «Адрес детства – Кубань»» в 2012-2013 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 21.03.2013 г. № 125).  

- Худавердиева Ася, учащаяся 7 класса – победитель муниципального этапа Гагаринских чтений, посвященных 50-летию полета в космос первой женщины – космонавта Валентины Терешковой для учащихся образовательных учреждений в 2012-2013 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 25.03.2013 г. № 117).  

2014 год

- Мелконян Алина, учащаяся 8 класса – победитель муниципального этапа краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Пасха в кубанской семье» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 11.04.2014 г. № 208).                

- Поливянный Назар, учащийся 10 класса – призер   муниципального этапа краевого конкурса «Гагаринские чтения»  (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 19.03.2014 г. № 163).

- Дзадзиева Елизавета, учащаяся 2 класс – победитель муниципального этапа краевого конкурса детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский  район от 06.05.2014 г. № 266).

- Остроушко Полина, учащаяся 8 класса – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 17.12.2014 г. №617).

- Корявова Кристина, учащаяся 9 класса – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 17.12.2014 г. №617).

- Казакова Елена, учащаяся 10 класса – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 17.12.2014 г. №617).

3.5. Новизна (инновационность)  представляемого педагогического опыта.

Перечислю виды образовательной деятельности, которые я применяю  при работе на уроке и кружке по изобразительному искусству:

работа с постановочной натурой;

пленерная работа с натуры на улице;

тестирование по терминологии;
создание собственных шаблонов и схем для изготовления новых работ декоритивно-прикладного творчества;

 демонстрация новых работ;

 демонстрация презентаций, созданных педагогом и воспитанниками;

диагностика и мониторинг знаний учащихся.

Инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в оптимальной интеграции  методик развивающего обучения со здоровьесберегающими и информационными технологиями. Обеспеченность практическим материалом (аудио, мультимедиа) позволяет целенаправленно заниматься комплексным творческим и общим развитием ребёнка.

Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на   мир, увидеть красоту  изготавливаемых работ, почувствовать  разнообразие творческих ощущений,    расширить   их кругозор, привлечь родителей к углубленному развитию их детей изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Благодаря новым формам взаимодействия во внеурочное время: «Творческая гостиная» (беседы о истории возникновения искусства), мастер-классы  воспитанники повысили общую культуру, грамотность и аккуратность изготовления творческих работ.

В школе создан сменный стенд с выставкой творческих работ воспитанников,  собран богатейший дидактический материал, которым может пользоваться  любой желающий. Физ.минутки  повышают мотивацию к  творческой деятельности, изобразительному искусству и прикладному творчеству, дети раскрепощаются, проявляют огромное желание заниматься творчеством.

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся трудно переоценить.

При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы:

учебные;

демонстративные;

справочно-информационные;

мультимедийные (творческая работа и презентация «Композиция и психология зрительного восприятия. Сущность и динамика творческого процесса работы над композицией», презентация «Символ лилии в изобразительном искусстве» для 4-5 классов, презентация «Законы композиции» для 5-7 классов, презентация «Знаменитый иллюстратор сказки Г.Х. Андерсена Гадкий утенок А.М. Каневский» для 7 классов; презентация «Анри Матис» для 8-9 классов, презентация «Архитектура Греции в период архаики» для 9 классов).

Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют занятие и делают его более доступным.

Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Бесспорно, базой  для  развития  творческих способностей детей  становится  внеурочная деятельность.   Именно  в  это время создается благоприятная атмосфера для максимально раскрытия  творческих  возможностей  школьников.

В  настоящее  время   проблема   творческих способностей   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми и дает определенные «результаты»: дети замыкаются в своем мире, в мире телевизора и компьютера.  На уроках происходит не только общение детей с детьми, но и с родителями, которые зачастую посещают занятия.  

Так же для родителей учащихся кружка было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и развития творческих способностей детей во внеурочное время».  Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в учебно-воспитательном процессе.

Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня творческой активности детей. Также были предоставлены стенды, методические рекомендации для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. Предоставляя  родителям теоретический и практический материал по изобразительному искусству, удалось повысить их заинтересованность и активность в помощь участия их детей в различных конкурсах и выставках района и края.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

У школьников способности разные, есть ребята с хорошим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы, есть дети с хорошими способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы и конечно же есть ребята, испытывающие трудности при усвоении материала.

Стандарт образования должны выполнять все. Подходящим вариантом проверки усвоения знаний чаще всего выбираю наблюдение и выставки детских работ. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Преимущества метода наблюдения:

наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать этапы работы ребенка как на уроке, так и на внеурочном занятии;

наблюдение позволяет одновременно охватить поведение воспитанников по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Выставка — публичное представление своих достижений в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства. У нас бывают  выставки периодические (временные) и постоянные.

Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки-упражнения, карточки-задания. Важная роль в раскрытии средств художественно-образной выразительности принадлежит иллюстрациям к детским книгам, выполненным известными художниками.

Систематическая реализация принципа наглядности на уроках изобразительного искусства тесно связана с рисованием натуры, поскольку ее объекты сами выступают на этих уроках как наглядные пособия.

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, активизация наблюдений учащихся за окружающей действительностью, изучение ими предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, архитектурных деталей – все это также относится к педагогическим условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты ландшафта вы можете назвать? В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Обычно дети недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому необходимо знакомить их с подобными объектами и явлениями, организуя посещение музеев, выставок.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизационные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом – предоставление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, при необходимости, педагогической помощи.

Задачи на импровизацию – высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений искусства учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Проблемный поход к обучению реализуется как постановка перед школьниками вопросов; в виде задач, развивающих видение новых функций уже знакомых предметов (например, превращение отпечатка ладошки в какие-нибудь образы); в формировании у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ, (например в процессе выполнения заданий на конструирование архитектурных построек, машин и т.д. из «бросовых» материалов - упаковок, банок, веревок и т.п.). Поиск оригинального композиционного решения рисунка также выступает у учащихся проблемной задачей.

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, черная тушь, тонированная бумага и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В 1-2 классе учитель обычно сам предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала привлекаются сами учащиеся.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка конструирование, декоративная работа и др.). Именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны, и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы – важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач. К примеру, учащихся делят на группы, между которыми устраивают соревнование по созданию ими своих коллективных композиций. При этом дети поочередно выполняют ту или иную часть рисунка. Возможно также выполнение композиции, объединяющей индивидуальные работы учеников.

В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Как показывает опыт работы необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся является введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. Как известно игра – ведущий вид деятельности ребенка, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие. В игре растущая личность удовлетворяет самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживаниями ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера – изобразительная деятельность школьника – это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета изобразительное искусство, между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство» и межпредметные взаимосвязи имеют существенное значение для эффективности обучения по этим предметам и создают предпосылки для комплексного, интегративного подхода.

Эти взаимосвязи могут существовать в виде тематических блоков (циклов). Например, наброски с натуры фигуры человека дополняются эскизами по мотивам русского народного костюма, затем выполняется рисование с натуры натюрморта «Деревянная посуда с вышитым полотенцем» и далее – эскиз декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы. Завершающий этап – иллюстрирование сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Межпредметные связи возможны в сочетании с уроками труда, литературы, музыки, природоведения (лепка героев сказок, фигур животных, затем их рисование, прослушивание музыкальных произведений, создающих эти образы и т.п.)

Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. Поисковая деятельность детей, ведомая педагогом, в данном случае, направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность. Для того, чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны педагога. Конечно, свои переживания дети проявляют под час самостоятельно. В этих случаях они опираются на приобретенный запас жизненных, в частности, художественных впечатлений. Проявления эти бывают, искренни и непосредственны, что дает повод сторонникам теории свободного воспитания считать вмешательство взрослого излишним. Нельзя, однако, забывать, что не все дети способны к подобным самопроизвольным проявлениям своих жизненных или художественных впечатлений. Больше того, не всякие самостоятельные проявления ребенка способствуют его художественному и личностному развитию. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка. Всем известны высказывания великого русского педагога К.Д.Ушинского о роли воспитания. Он говорил, что не какие уставы и программы, как бы они ни были хороши не подменят «живого источника влияния» самого педагога.

4. Выводы.

Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность позволяют ученикам сформулировать собственный взгляд на проблему,  проявить индивидуальные особенности в рисовании и изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей творчеству расширили творческие возможности детей. Важным итогом уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

В заключении следует отметить, что все методы и средства развития художественного творчества школьником используются вариативно. Содержание предметной области искусство должно обеспечивать целостное представление обо всех видах искусств и предоставить ребенку возможность овладеть знаниями и практическими умениями.

Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

Директор МОБУСОШ №16

им. В.В. Горбатко                                                        Р.А. Тарасова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адап...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства Жабиной Галины Николаевны

Изучение и применение информационно- компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству....