Урок как основная форма организации обучения.
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Борисова Юлия Борисовна

Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения – уроку. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_osnovnaya_forma_organizatsii_obucheniya.docx68.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок как основная форма организации обучения.

Методическая разработка

Борисовой Юлии Борисовны


Содержание

Введение

Гава 1. Урок как основная форма организации обучения.

  1. Типология и структура уроков
  2. Урок изучение нового материала  
  3. Урок совершенствования знаний, умений и навыков
  4.  Урок обобщения и систематизации    
  5. Комбинированный урок          
  6. Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков      
  7. Организация учебной деятельности на уроке        
  8. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках изобразительного искусства и черчения

Глава 2.  Урок как основная форма обучения изобразительного искусства и черчения.                                                                                                                                              2.1.      Разработка и организация проведения уроков изобразительного искусства                                                                                                                                               2.2.      Комплексная организация и проведение уроков черчения

                                                                                                                                                       

Введение

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так,  что бы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Классно- урочная система предусматривает  различные формы организации учебно- воспитательного процесса: домашняя учебная работа(самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачёты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

 Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения – уроку. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания .
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Каждый  учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные способности, и вместе с тем  все они связаны между собой классно- урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский. Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения- это урок по образному выражению Н. М. Верзилина, «урок- это солнце, вокруг которого , как планеты , вращаются все другие формы учебных занятий».                                      Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности  учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Предмет исследования: процесс традиционного и нетрадиционного обучения на уроках черчения и изобразительного искусства.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков. В рамках преподавания технологии и изобразительного исскуства могут быть использованы разработанные конспекты уроков.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии и изобразительного искусства различные формы обучения, то это будет способствовать:
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
-повышения интереса школьников к учению;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Цель работы:применение традиционных и нетрадиционных форм обучения на уроках .
Задачи: Обучение учащихся с помощью применения различных форм обучения;
Разработка методики традиционных и нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках черчения и изобразительного искусства.
Методы исследования проблемы:теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, методической литературы.
Область практического применения: на уроках технолгии и изобразительного искусства .
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Гава 1. Урок как основная форма организации обучения.

1.1Типология и структура уроков

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения и его результативнсть.  

Каждая из форм  организации учебного процесса имеет свои отличительные особенности. Они связаны между собой классно- урочной системой обучения, основоположником которой является Я.А. Каменский. Урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному  предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока  в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету.

Урок- это основная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Основные методы, принципы и средства обучения  находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок как форма организации обучения прочно заняла свое место в школе в качестве основной  организационной формы обучения.

Типы и структура уроков . Термин «структура» латинского происхождения и означает взаиморасположение и связь составных частей чего либо. Структура урока,  т. е взаиморасположение его основных составных частей , зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса.  В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.                                                                                        Исходя из основной дидактической цели урока , можно указать такие типы уроков: объединенный,  или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков – контрольный или учетный урок.             Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически психоогически незавершон(не сделан вывод, не сформулированно правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло не вопросов не интересса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок конечно нельзя назвать хорошим. Представляя законченное целое , каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правельного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того что бы  видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактичекую цель каждого урока, как будут конкретизированы  образовательные и воспитательные  задачи темы на каждом уроке.                                                                                            Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго  определенное время (распределено четко и рационально).                                                                                                               Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененные на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.                                                                                             Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. В учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Грамотная постановка задач урока и успешная их реализация является не маловажным условием проведения урока. В  хорошем уроке организационная , логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Сегодня педагоги – новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как  видео – урок , урок- праздник, интернет -урок и другие формы. Достоинством  нетрадиционных форм урока является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии  стран.  

 «Учитель,- говорил В. А. Сухомлинский,- готовиться к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда : чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

1.2 Урок изучение нового материала                                                                              Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.
Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

1.3 Урок совершенствования знаний, умений и навыков                                    Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок — экскурсия; д) урок — семинар.

1.4 Урок обобщения и систематизации                                                                        Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение .для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.
Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков

1.5 Комбинированный урок                                                                   Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

1.6 Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков.                                Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.
После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

1.7 Организация учебной деятельности на уроке                                                              В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате смени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее ясным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности Каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той 'верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

1.8 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках изобразительного искусства и черчения.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Ориентация современной школы на германизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.                                                                                                    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. Творческую графическую деятельность учащихся я использую при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения. Для этого я использую различные творческие задачи. Для развития творческих способностей учащиеся также выполняют графические творческие проекты. Одним из способов развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Для этого уроки ИЗО я также спланировал по методу проектов. В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения. Проектное обучение в технологии создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Наиболее плодотворным направлением в школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся.                                                                                                     В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология  - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.                                                                                        

Для  успешного развития   творческих способностей учащихся нужно:                1.развивать  способности, склонности,                                                                   2.интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;         3.овладевать  приемами  осознанного решения различных творческих задач;  4.направлять и активизировать  творческие способности  учащихся через практическую деятельность;

Глава 2. Урок как основная форма обучения изобразительного искусства и черчения.

2.1 Разработка и организация проведения уроков изобразительного искусства

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры,  предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить  из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви  и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Это искусство всегда было предельно ориентированно именно в духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно- нравственную , но и творчески мыслящую личность.

Народное искусство- богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей  с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:

а)  Этот путь представляет воспитать у детей определённую культуру восприятия материального мира. Человек вседа жил среди вещей. Он создавал не только нужные,  полезные,  но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно по этому роль декоративно -прикладного искусства в художественном воспитании просто необходима.

б) Произведения прикладного искусства могут сыграть. Большую роль в развитии  художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству  в целом способствуют разнообразные типы уроков,  формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так например:

1.Урок- сообщения новых знаний, где кроме уроков –лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему( урок « Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

2. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний+ практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу  ( укрюк «Искусство Городца», где выполняются тренинг вые упражнения по обработке выполнения основных элементов Городецкой росписи).

б) сообщение новых знаний +практикум: импровизация.

При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определённой эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Это «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца, и. т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», « На улицах города мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.

Обобщающие уроки:

а) уроки- викторины. Например «Роль декоративно- прикладного искусства в жизни человека и общества».

б) урок-игра.

в) урок путешествия позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например, « Народные промыслы и ремесла»,  урок праздник « Красота земли родной».

Для формировании основ творческой деятельности учащихся на уроках следует  использовать следующие этапы работы:

1.Знакомство с произведением искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно- музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме « Декоративное искусство Древней Греции».

2.После создание хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к  творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.

3.Проверка качества знаний и усвоенного на уроке или по теме целесообразно проводить в игровой форме:  игра «Внимательный слушатель», по итогам урока- лекции; решение тематических кроссвордов.

4. В домашние задание стоит включать игровые моменты и творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, « Народный  костюм», или составление вопросов для КВН.

На обобщающих урока ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального или литературного ряда.

В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащегося, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешкольного праздника « Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки,  макеты, аппликации как результаты художественного труда на ряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете изобразительного искусства.

Особую ценность представляют коллективные виды работ, например, изготовление панно по теме «История костюма», ( «Вы поедите на бал?», «Наш хоровод», « На улицах средневекового города» и. т.п.)

Общие усилия направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы между членам коллектива , дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися.

Очень важно приложить усилия к тому , чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребенка,  для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учетом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся.

В конце каждого урока анализируется каждая проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и  обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много . Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценки результатов работы.

2.2. Комплексная организация и проведение уроков черчения

Черчение в формировании творческих качеств личности                                   Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве), прежде всего чертежи, поэтому  в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.

Творческую графическую деятельность учащихся я использую  при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.

Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения, алгоритм которого неизвестен школьнику.

Творческие задачи в черчении                                                                                     Творческие задачи по черчению можно разделить на два категории: развивающие готовность учащихся к выполнению работ с графическим содержанием. Использую на ранних этапах обучения.

Ко второй относятся задачи с элементами проектной деятельности: до конструирование, переконструированные, создание по аналогии, по техническому заданию.
Практически все предполагаемые задачи с неполными данными, что создает условия комбинаторного перебора. Это задачи:

1.По техническому рисунку с недостающими линиями (8 кл.)

2.По чертежу с недостающими на нем линиями (8 кл.)

3.«Круглой» детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости (9 кл.)

4.«Круглой детали» по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положения оси (9кл.)

5.По видам и габаритам других изображений (8 кл.)

6.По виду с последующим добавлением  элементов и габаритам другого вида (8кл.)

7.По разрезу и габаритам видов (9кл.)

8.По сечению и габаритам главного вида (9кл.)

9.По описанию (8 кл.)

10.На развертки  (8 кл.)

11.«Найди и исправь ошибку»

12.Занимательные  и т.д. (8-9 кл.)

Также используют ряд различных творческих заданий:

1.выполнение национальных орнаментов с использованием чертежных линий при помощи чертежных инструментов (8кл.)

2.использование сопряжений (плавных переходов одной линии в другую) в выполнении узоров, при написании художественных букв и т.д. (8 кл.)

3.составление детали из отдельных элементов (8кл.)

4.изменение формы детали путем добавления элементов (8кл.)

5.изменение формы детали путем удаления частей деталей (8 кл.)

6.изменение формы детали путем изменения количества осей симметрии (8 кл.)

7.перекомбинирование частей детали (преобразование) и др. (8 кл.)

Задачи более высокого уровня- это задачи с элементами проектной деятельности, где наряду с графической ставится техническая или иная цель. Проектирование-это сложный творческий процесс, который используют в своей повседневной деятельности и конструкторы, и архитекторы, и дизайнеры и т.д.

Рассматривая задачи по черчению с элементами проектной деятельности, важно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах.

Перечисленные виды учебной работы активизируют обучение черчению, поскольку они наиболее тесно связаны с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу.

Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы  максимально возможную эффективность решения задач образования, обеспечить достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обучения, воспитанности и развития, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.

Творческая графическая деятельность учащихся требует:                                                -планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;

-разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;

-выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;

-выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;

-учета индивидуальных особенностей школьников;

-создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.

Методика развития творческой графической деятельности учащихся  Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс не есть проявление каких-то подсознательных сил, а является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека.  Творчество не только акт озарения и интуиции, но результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики необходимо  знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников.

Одним из важных моментов в творческом процессе является поиск решения задачи, перебор всевозможных вариантов, умение конструктивно мыслить. Для оптимального решения задач нужно овладеть различными приемами решения творческих задач, которые описаны в различной литературе.

В зависимости от типа задачи, ее сложности и степени подготовки школьников можно принять простую схему решения задач. Практически для всех предлагаемых задач схему творческого процесса может быть представлена в следующем виде:

1.Ознакомление с условием задачи.

2.Анализ графической информации.

3. Осознание проблемной ситуации.

4.Определение учеником конкретной цели работы.

5.Комбинаторный перебор вариантов геометрической основы объекта, выполняя соответствующие изображения.

6.Выбор правильного решения

7.Оформление изображений с учетом графического условия.

8.Самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"

Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»

Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Включение в содержание учебной деятельности  по физической  культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...

Урок как основная форма организации учебной работы по ИЗО

Обучение рисованию должно проводиться теми же методами, какие применяются и по другим учебным дисциплинам....

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие  сведения о развитии организационных  форм учебной работы в шк...