Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Чепрасова Елена Юрьевна

Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."

Детские работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_drevney_gretsii._keramika_szhatyy.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

      Греция! Маленькая страна,  в которой издревле жил высокоодарённый народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. Великолепные произведения античного искусства, дошедшие до нас, поражают величием пропорций, красотой форм. Архитектура, скульптура, литература Древней Греции восхищают людей во всём мире.                                                                                                                                                       Древнегреческая мифология несёт людям универсальные истины,                            в запоминающейся форме рассказов, о добре и зле, о любви и ненависти,                  о войне и мире. Образы богов и героев прослеживаются  во всём культурном наследии греческих мастеров. На примерах лучших образцов Древнегреческого искусства у учащихся формируется художественный вкус, чувство меры и чувство пропорций.

    Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека – гражданина. Осознание себя частью полноценного общества, это тоже очень актуально для современного ребёнка. Античные герои – достойный  пример для подражания. Имеют красивое, спортивное телосложение и ведут активный и здоровый образ жизни.

         Основная цель изучения данной темы: Познакомить учащихся                          с культурным наследием античных мастеров Древней Греции и сформировать понимание места и роли этого искусства в мировой художественной культуре.

    Задачи: 1. Заинтересовать учащихся темой и познакомить с многообразием

                      сторон античного искусства Древней Греции.

                   2. Формировать умения и навыки в использовании художественных

                       средств выразительности.

                     3. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому.

                   4. Развивать творческое воображение и показать разнообразие

                       искусства на основе взаимосвязи  ИЗО, литературы, музыки.

            Пояснительная записка

    Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству     в целом способствуют разнообразные формы и технологии, используемые    на уроках. Это делает материал более интересным и лёгким для усвоения.

    Уроки по античной керамике Древней Греции, методическую разработку

которых я прилагаю, логично провести, как обобщаюшие после проведения

занятий по темам:

  1. Рисование с натуры. Наброски фигуры человека в

движении и одежде, похожей на древнегреческую.

/ В качестве драпировки  можно использовать белую

ткань./

На этом уроке учащиеся знакомятся с разновиднос –

тями одежды, причёсок Древних греков и их внимание обращается на украшение текстиля орнаментом.

  1. Декоративное рисование. Орнамент в полосе по моти –

вам древнегреческого античного орнамента, который отличается математической и художественной ясностью и чистотой. Строгая симметрия геометри –

ческого орнамента, состоящего иногда из самой простой комбинации вертикальных и горизонтальных

линий и прямых углов, передаётся греками как совершенная гармония.

На этом уроке учащиеся знакомятся с понятиями:

«меандр» и «пальметта».

  1. Знакомство с формой, названиями и назначением со –

судов Древней Греции.

В конце этого урока ребята делятся на группы по 4 чел. и получают домашнее  задание:

- вспомнить мифы Древней Греции и выбрать один из сюжетов для работы на следующем уроке.

/ «Боги Олимпа», «Аргонавты», «Двенадцать подвигов

Геракла», «Персей», Прометей» и т.д./  

Учащиеся включаются в поисковую работу, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, сотрудничать друг с другом.

Тема урока:  «Искусство Древней Греции. Керамика»   /7класс/

Оборудование:  1. Авторские учебные таблицы 

                             - стили росписи сосудов Древней Греции  /геометрический,

                            ковровый, чёрнофигурный, краснофигурный /;

                             - форма и название древнегреческих ваз / амфора, гидрия,

                             кратер, пелика, киаф, канфар, ойнохоя, лекиф, арибал, ольпа,

                             килик /;

                            - виды меандра и пальметты;

                            - этапы построения фигуры человека в кистевой росписи;

                            - изображение человека в разных движениях;

                            - образы богов из древнегреческой мифологии;

                            - изображение древнегреческой одежды;

                            - таблички с терминами для запоминания / фриз, меандр,

                              пальметта, терракота /.

                            2. Раздаточный материал на партах 

                            - фрагменты росписи ваз с изображением богов из древне-

                            греческой мифологии;

                             - изображение костюмов и причёсок древних греков;

                            - шаблоны древнегреческих сосудов из тонированной  бумаги для последующей росписи;

                             - карточки – задания.

                             3. Презентация

                              / Зрительный ряд – античные сосуды Древней Греции;

                                Музыкальный ряд – «Сертаки»/

 4. Материалы для работы:

                                 - шаблоны сосудов из плотной тонированной бумаги;

                                 - чёрная акварель;

                                 - чёрная гелевая ручка;

                                 - кисти  «белка» №3 и №5;

- бумага для упражнений и эскизов.

Ход урока

  1. Начало урока  /рассаживание по 4 чел. для работы в группах /                

  1. Погружение в тему. Зрительный ряд из произведений античного искусства Древней Греции под музыку «Сертаки». Учащиеся записывают ассоциации, возникающие при просмотре фильма. По окончанию презентации зачитыва-ют то, что получилось у каждой группы.

     / Подведя итог ответам, учитель объявляет тему урока./

3.  Объяснение нового материала. Презентация.

     * Для справок:

         Одно из самых древних на земле – керамическое производство. Процесс изготовления керамики в античные времена, восстанавливается учёными на основе анализа глины и по изображениям на вазах / изображения гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном скифосе /

          Большое значение имеет качество добываемой глины. Добытая в разных местах она имела разный оттенок.

                    В Аттике – красноватый,

                    в Коринфе – желтоватый,

                    а в Нижней Италии – бурый.

          Перед обработкой глину очищали от примесей, а затем оставляли во влажном состоянии                                               для созревания. Во время такого созревания глина «старела»

и становилась эластичной.

           После того, как глина приобретала нужные качества,

её тщательно вымешивали ногами, для придания ей нужной плотности. Затем её разрезали на куски и помещали на гончарный круг. Из под рук гончара вырастал сосуд.

Просмотр видеофильма «Гончар»

                         Готовые вазы помещали в сухое, тёмное место, чтобы избежать трещин.

                         Вазы имели разную форму и назначение.

 На столах лежат наборы шаблонов древнегреческих ваз, каждая группа   поочерёдно показывает сосуд, произнося его название и назначение.

                        Вазы были не только разного назначения, но и разного размера.    Высохший сосуд протирали влажной тряпкой, а затем покрывали минеральной краской, чтобы придать глине нужный красноватый оттенок.

                               Расписывали керамику до обжига. Мастер расписывал сосуд прямо на гончарном круге, или осторожно держа его     на  коленях. Сначала художник наносил рисунок на изделие острой деревянной палочкой, а затем работал кистью. Насечки во время обжига исчезали. Применялся четырёхкратный обжиг.

  • Презентация. Показ слайда с анимацией №8 / «Меандр»/

Вопросы учителя:

 - Как называется самый знаменитый древнегреческий узор?

                                                       / Меандр /

- Дайте определение.

                                / Проверка ответа по слайду /

- Откуда взялось такое название?

                                / Название реки в Малой Азии, ныне

                                   Большой Мендерес в Турции /

  • Продолжение показа презентации

     В IX – VIII веке до н.э. складывается геометрический стиль. Вазы отличаются строгостью силуэта, чёткостью композиции. Роспись наносилась коричневой краской. Орнамент покрывал вазу фризами с геометрическими  орнаментами. Иногда фризы занимали всю поверхность сосуда.

      На более поздних вазах вводится изображение людей

и животных. Изображение схематично, условно. Появляются примитивные сюжетные композиции: обряд оплакивания умершего, состязание колесниц и т.д.

     В VII веке до н. э. на смену геометрическому стилю приходит ковровый стиль. Росписи носят декоративный характер. Художники соединяют людей, животных или фантастических существ с орнаментальными мотивами            в одном фризе не видя большой разницы между человеком      и орнаментом. Мастера стремятся заполнить всю поверхность сосуда. Велико влияние востока. В палитре появляется чёрный лак и краски белая и пурпурная.

     В VI веке до н.э. появляется чёрнофигурный стиль росписи.

     Исчезает деление на фризы. Орнамент остаётся на горловине сосуда и в нижней части тулова. Человек – центральная часть композиции. Фигуры заливаются полностью чёрным лаком и ярко, контрастно смотрятся на фоне красноватой глины. Перед глазами зрителя разыгрываются сцены из жизни греков, с олимпийских игр      и конечно же сцены мифологии.

     Крупнейшим мастером по росписи  VI века был Эксекий.

     Примерно в 530 году до н.э. возникает краснофигурный стиль росписи. Чёрным лаком закрашивают фон, а фигуры имеют цвет глины. Одним из первых применил эту технику Андокид. Стремление к преодолению условности, плоскостности , к передаче не только движений, но и настроения, эмоций. Вот, что отличает краснофигурный стиль росписи.

  1. Закрепление пройденного материала. Работа по индивидуальным карточкам. / См. приложение №3 /

  1. Упражнения на палитре. Самостоятельная работа учащихся /фрон- тальная/ под руководством учителя. «Приёмы работы кистью и средства выразительности при монохромной живописи».

  1. Создание эскиза росписи вазы. /Работа учащихся в группах над разработкой образов выбранного сюжета древнегреческой мифологии./

  1. Самостоятельная работа учащихся над росписью выбранного сосуда.

  1. Создание композиции из ваз, выполненных в группе на общем листе.

  1. Защита работ.

  1. Подведение итогов.

 

                       

   

                                                         

                           

Творческие работы учащихся

                     7 класс 359 школа г.Санкт-Петербург

                                                  /Учитель Чепрасова Е.Ю./ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Керамика Древней Греции.

В презентации представлены различные типы керамических изделий Древней Греции, расписанные в разных стилях....

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...

Конспект урока по теме "Керамика Древней Греции"

Данный конспект предназначен для работы с учащимися 1 класса художественной школы (ученики 9-11 лет). Конспект включает несколько практических заданий, позволяющих закрепить знания по теме.Данные урок...