Виртуальная экскурсия в летний сад
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Туманова Мария Олеговна

Этот урок пример познавательной виртуальной экскурсии по одному из красивейших и крупнейших городов России. Предназначен для детей, изучающих культуру и искусство Санкт-Петербурга.В презентации содержатся тексты для работы на уроках краеведения, истории, МХК и для самостоятельных занятий учащихся (а также для семейного образования). 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Виртуальная экскурсия

«Летний сад в Санкт-Петербурге»

Этот урок пример познавательной виртуальной экскурсии по одному из красивейших и крупнейших городов России. Предназначен для детей, изучающих культуру и искусство Санкт-Петербурга.В презентации содержатся тексты для работы на уроках краеведения, истории, МХК и для самостоятельных занятий учащихся (а также для семейного образования).

Конспект занятия.

Тип занятия: урок-экскурсия; изучение нового материала.

Цель:

  • Познакомить учащихся с достопримечательностями г. Санкт - Петербурга.

Задачи:

  • Раскрыть способности к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.
  • Воспитывать уважение к историческому наследию России

Оборудование к уроку: экран, ПК с мультимедийным проектором, презентация в Power Point, карта города.

                                                                          Ход занятия:

Просмотр презентации. Комментарии к слайдам:

Слайд №1

  • Тема урока

- Сегодня мы продолжаем путешествие по Санкт-Петербургу. На этом уроке мы побываем в Летнем саду. Старейший памятник Санкт- Петербурга - Летний сад входит в историю нашего Отечества и его культуру как ценнейшее произведение садово-паркового искусства XVIII столетия. Его возникновение неразрывно связано с основанием Петербурга.

  • Давайте найдём его положение на карте.

Летний сад расположен между Фонтанкой и Лебяжьей канавкой недалеко от Дворцовой набережной, также в непосредственной близости от Марсового поля, Михайловского сада и Троицкого моста.

  • Как добраться: м.Гостинный двор: от перекрёстка Невского проспекта и Садовой улицы, по Садовой улице влево до реки Мойки, далее направо к входу.м. Невский проспект: вдоль канала, до собора Спас-на-крови. Далее через Михайловский сад до входа в сад.
  • Летний сад был создан в 1704 году. Сам царь ПетрI разработал проект его аллей и дорожек. В его создании принимали участие такие мастера архитектуры и садово-паркового искусства, как Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Б.-Ф. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев и другие.  

Слайд №2.

  • План Летнего сада Петровских времен»

Петр 1 сам руководил всей работой, отдавал распоряжения о доставке растений для сада из других стран . ОнI очень любил цветы .Их высаживали в саду кружевными рисунками. Тюльпаны, лилии, розы и др. цветы создавали сказочный  живой ковер. Из-за обилия цветов сад сначала называли «цветочным». А название «Летний» он получил от  того, что в саду было много  однолетних цветов-«летник».

-Ребята, как вы думаете для чего нужен был сад?

В саду отдыхали царь со своей семьей , знатные, богатые люди  Совершали прогулки  няни с  детьми знатных вельмож. Здесь отмечали праздники и победы русских войск со шведами.

В Петровские времена в саду было много фонтанов. Их было около двадцати. Некоторые фонтаны, называемые «шутихи», действовали очень хитро. Они неожиданно окатывали водой тех, кто неосторожно к ним приближался. В  кустах  искусно прятали клетки с диковинными птицами, которые издавали чудные трели, в пруду разводили карпов, золотых рыбок, плавали утки, гуси, в деревянных домиках вокруг пруда жили черные лебеди.

  Раньше в саду гуляли только богатые люди, бедных людей туда не пускали, А теперь любой человек может свободно здесь побывать.

Ну, а сейчас представим себе, что мы стоим у главного входа в Летний сад.

Слайд №3 «Решетка летнего сада»

По указу императрицы Екатерины Второй была построена самая знаменитая ограда Петербурга - ограда Летнего сада. Строительство продолжалось семь лет (1771-1777 гг.).
Руководил работами русский архитектор Ю.М. Фельтен, также в работе принимали участие: молодой архитектор П. Егоров (по его рисункам выполнены надвратные украшения) и талантливый каменщик Т. Насонов (под его руководством выполнялись гранитные столбы). Гранит для 36-ти колонн добывали на финских островах, а затем переправляли  в Петербург, где его обрабатывали мастера из села Путилова.

Это одна из самых красивых решеток.

Посмотрите,  какая решетка легкая и изящная. А розы в корзинах как живые стоят круглый год . Так и хочется вспомнить строки из стихов Анны Ахматовой…

       « Я к розам хочу,

 В тот единственный сад,

  Где лучшая в мире стоит из оград…»  

  Итак, представим себе, что мы  идем по главной аллее

Слайд №4. Главная аллея.

Мы видим много скульптур и бюстов .Из какого материала сделаны эти скульптуры?

Все они сделаны из мрамора. Они очень хрупкие. Их очень берегут и охраняют. В зимнее время скульптуры помещают в специальные ящики, а в годы войны  скульптуры закапывали в землю. Эти скульптуры сам царь Петр Первый приказал привезти из далекой страны Италии. Осенью особенно приятно пройтись по  аллеям, когда золотая листва осыпает бело-мраморные скульптуры.

Слайд №5.

Пластику Летнего сада можно разделить по тематике на следующие группы: персонажи античной мифологии; греческие и римские императоры, учёные и философы древнего мира.

Сайд №6,7,8,9

1.Скульптурная группа "Мир и изобилие".
1722 г. Скульптор П. Баратта

2.Статуя "Нимфа воздуха".
XVIII в. Скульпторы Д. и П. Гропелли.

3."Амур и психея".
XVII в. Неизвестный итальянский скульптор

4."Амур и психея".
XVII в. Неизвестный итальянский скульптор

Слайд №10.

-Если с главной аллеи свернуть  в лево, то мы попадем в небольшой сквер , где расположен необычный памятник. Это памятник Ивану Андреевичу Крылову.

В 1855 году скульптор Клод создал памятник знаменитому баснописцу.А почему вокруг памятника много зверей?

Иван Андреевич Крылов сочинял басни, где главными героями были животные. Поэт в баснях высмеивал плохие черты людей- жадность,  лживость, глупость,  а использовал для этого животных,  наделяя их этими качествами. Вот почему вокруг памятника так много зверей.

- А какие басни И.А.Крылова вы знаете? «Лиса и виноград», «Слон и Моська», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» К этому памятнику любят приходить дети со своими родителями.

Слайд №11. Осень в Летнем саду.

Какие чудесные деревья осенью в Летнем саду. Многие из них очень старые. За ними ухаживают садовники. Они их лечат, подстригают. В Летнем саду растут дубы, клены, ясени, липы, каштаны.

Деревья привозили взрослые, большие, т.к. Петр Первый хотел быстрей создать сад.

Игровое упражнение «Собери листочек».

магнитофонная запись  шуршания листьев

Непоседа ветер разбросал листья по всему саду. Несколько листочков попали и к вам . Постарайтесь отгадать, от какого дерева у вас листочек.

(Дети собирают квадрат с изображением листьев,  разрезанный на части и называют дерево, от которого этот листочек.)

Слайд  №12.

Единственным архитектурным сооружением, сохранившимся в Летнем саду с начала XVIII века, является Дворец Петра I, построенный в 1710 — 1712 годах. Он был построен по проекту архитектора Доменико для семьи царя Петра Первого. Царская семья отдыхала здесь летом. На первом этаже находились комнаты самого Петра, а на втором этаже комнаты жены Екатерины I и детей. В доме есть гостиная, тронный зал, спальня.

Слайд №13.

Побывав во дворце , теперь отдохнем у Карпиева пруда.

В 1711 году вдоль Летнего сада начали рыть канал, который впоследствии был назван Лебяжьим. Он соединил реку Неву и Мойку и оформил западную границу Летнего сада.

В начале 18 века неподалеку от канала находилось два искусственных пруда для водоплавающей птицы. Вскоре стайка лебедей из одного из них переселилась в новый канал, который в народе стали называть Лебедянкой, а затем - Лебяжьим. К сожалению, в настоящее время о прекрасных белых птицах напоминает только название канала.

Слайд №14.

Ворота Летнего сада со стороны реки Мойки

Возле выхода из сада стоит огромная порфировая ваза, подаренная Николаю I шведским королем в 1839 г.

Летний сад в литературе

Читаем стихи…

ОСЕНЬЮ В ЛЕТНЕМ САДУ

В аллее нежной и туманной,
Шурша осеннею листвой,
Дитя букет сбирает странный,
С улыбкой жизни молодой...

Все ближе тень октябрьской ночи,
Все ярче мертвенный букет,
Но радует живые очи
Увядших листьев пышный цвет...

Чем бледный вечер неутешней,
Тем смех ребенка веселей,
Подобен пенью птицы вешней
В холодном сумраке аллей.

Находит в увяданьи сладость
Его блаженная пора:
Ему паденье листьев - радость,
Ему и смерть еще - игра!..

Д.С. Мережковский.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия

Внеклассное мероприятие Тема: «Путешествие по независимому Казахстану» (виртуальная экскурсия) в 5 классе Учитель истории ОСШ № 32 г. КарагандыЦель мероприятия: воспитание гражданственности, толеран...

Виртуальная экскурсия в г.Ковров

Презентация + викторина....

Виртуальная экскурсия "Scouting in the World"

Представенный материал можно использовать как в урочное, так и внеурочное время, так как он знакомит детей с историей международного движения скаутов в стране изучаемого языка и России....

Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"

Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика"  - "Чернобыль - 24 года спустя"....

Урок - виртуальная экскурсия "Строение и функции эукариотической клетки"

Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой со странного ответаОн долго зреет в тайне где – то… В январе 2008/2009 года учитель биологии высшей категории Танченко Татьяна Серге...

Интегрированный урок по теме "Виртуальная экскурсия на нефтеперерабатывающий завод"

Интегрированный урок (химия и география) нетрадиционно рассказывает о способах добычи и переработки нефти. Материал можно использовать как внеклассное мероприятие при проведении недели естественных на...