Проект элективного курса для художественно-эстетической школы «Художественно-театральный труд в школе»
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Доронина Мария Анатольевна

Цель курса «Художественно-театральный труд в школе» в 8 классе – пробудить творческий импульс к трудовой деятельности вообще и воспитать социально активную личность, способную к эстетическому самовыражению и рациональной организации дела.

Задачи курса:

·         Развитие творческих способностей учащихся. Эстетическое воспитание, воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду.

·         Развитие зрительно-образной памяти, умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное.

·         Обучение приёмам работы с картоном, тканью, трафаретами, лекалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvenno-teatralnyy_trud_v_shkole.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

«Художественно-театральный труд в школе»

Цель курса «Художественно-театральный труд в школе» в 8 классе – пробудить творческий импульс к трудовой деятельности вообще и воспитать социально активную личность, способную к эстетическому самовыражению и рациональной организации дела.

 Трудовая деятельность художника-декоратора предполагает необходимость знаний: технологии преобразования и использования материалов, дизайн, черчение и проектирование, разработка технологии изготовления заданного изделия.

Эти знания увеличивают диапазон возможностей в художественно-декоративной деятельности для образного решения спектакля.

Ознакомление учащихся с традиционной практикой художника-декоратора: изготовление бутафорских предметов быта, имитация тканей для создания костюмов, головных уборов и т. п. даёт новые знания о творческой работе в театре и является своеобразной профориентацией для будущих выпускников школы. Ручной труд художника-бутафора развивает пластические навыки, пробуждает изобретательность и творческую инициативу.

Черчение, вырезание, формовка, склеивание, умение работать с трафаретами – этот минимум знаний и умений, необходимый для работы художника-декоратора и бутафора в театре получат учащиеся на уроках труда в школе (по данной программе).

Работа над изделиями: куклы, полумаски, головные уборы даёт возможность ощутить логику последовательности изготовления изделия, необходимое знание для развития трудовых навыков в быту.

От идеи к эскизу, от эскиза к чертежу, крою и дальнейшей сборке деталей изделия – такова рациональная последовательность в работе декоративно-прикладного характера. Каждая промежуточная задача должна быть тщательно выполнена и последовательно доведена до конечного результата, а это требует внимания, аккуратности и творческого подхода.

Таким образом, наряду с другими направлениями трудового обучения, «Художественно-театральный труд в школе» позволяет обучать детей грамотно пользоваться материалами и технологиями, создавать свои произведения искусства, любить и уважать свой и чужой труд.

Работа ведётся по трём направлениям:

  1. Работа с фотографий или эскизов.
  2. Работа по представлению.
  3. Беседы.

Цели и задачи направления «Художественно-театральный труд в школе»:

Цель: Знакомство с деятельностью художника-декоратора в театре; освоение объёмно-

пластического конструирования, воспитание социально активной творческой

личности.

Задачи: 

  • Развитие творческих способностей учащихся. Эстетическое воспитание, воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду.
  • Развитие зрительно-образной памяти, умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное.
  • Обучение приёмам работы с картоном, тканью, трафаретами, лекалами.

Формы работы: Урок – показ – практика. Урок – беседа, практика. Экскурсия в

мастерские театра.

Методы работы: Инструктаж и упражнения.

Учебно-тематический план.

Вводное занятие

1

1. Технология обработки ткани:

Конструирование и моделирование

10

Изготовление изделий

12

2. Рукоделие

14

3. Основы экономики и предпринимательства.

2

4. Бытовой этикет, культура дома.

4

5. Художественная обработка материалов: ткани, картона, поролона, бумаги и др.

20

6. Проекты .

6

Итого:

68

8 кл. – 68 часов.


Поурочное планирование. I четверть – 16 часов.

Основы пластического конструирования в театрально-бутафорской практике.

1, 2. Вводное занятие. Беседа. Роль Художника-бутафора в театре. Его отличие от других

 художников. Важные качества в его работе. Технологии бутафорского ремесла.

3, 4. Техника папье-маше. Фрукты. Лепка формы. Изготовление макета.

5, 6. Техника папье-маше. Склейка деталей.

7, 8. Колера для окраски. Тонирование изделия.

9, 10. Декорация и интерьер. Принципы построения декорации. Элементы декораций для

 русской избы. Изготовление ковша или прялки.

11, 12. Эскиз. Чертёж 1:1. Форма. Папье-маше.

13, 14. Окраска левкасом.

15, 16. Роспись орнамента (можно по трафарету). Покрытие лаком.

II четверть. 14 часов.

1, 2. Технология имитации тканей. Ручная набойка. Эскиз или фото. Рисунок орнамента

 карандашом. Вырезание орнамента одного цвета и отдельно другого цвета.

3, 4. Подготовка колеров. Кисти 2 шт. (круглые, малярные) Нанесение «всухую» цвета

 поочерёдно. Подготовка ткани на планшете.

5, 6. Вологодские кружева. Фотографии, открытки с аналогами. Рисунок 1:1. Работа с

 тесьмой. «Сороконожка».

7, 8. Изготовление театральной полумаски.

9, 10. Выполнение рисунка образа. Изготовление лекала из бумаги.

11, 12. Декорирование основы лоскутами ткани, бумагой, бусинами.

13, 14. Окончательная деталировка работы.

III четверть. 20 часов.

Кукольное производство. Куклы в быту и в театре.

1, 2. Беседа. Показ кукол и фотографий.

3, 4. Эскиз кукол. Лепка головы (пластилин).

5, 6. Изготовление головы (папье-маше). Конусы из картона на 3 пальца. Чертёж кроя в

тетрадь. Выкраивание из ткани «рубахи».

7, 8. Обтяжка трикотажной тканью. Изготовление парика на голову или головной убор.

9, 10. Сборка деталей. Макияж. Верхняя одежда. Её декорирование.

11, 12. Изготовление куклы на палец. Чертёж в тетрадь. Описание сборки. Лекало, крой,

сшивание вручную.

13, 14. Набивка. Декорирование.

15, 16. Изготовление куклы тростевой. Сшивание головы. Парик, выкраивание рук.

17, 18. Изготовление кроя рубахи. Одежда верхняя.

19, 20. Сборка куклы. Декорирование.

IV четверть. 18 часов.

Конструирование простейших макетов и элементов декораций на тему «Природа».

1, 2. Имитация пня. Рисунок-образ. Кора: холст, клей ПВА (или Водоэм. кр.).

 Полуцилиндр: картон.

3, 4. Изготовление панно. Мухоморы (поролон, ножницы), земляничка (поролон,

 ножницы).

5, 6. Изготовление мха (бархат).

7, 8. Фон, сборка элементов. Оформление в раме.

9, 10. Зимний букет. Изготовление из бытовых предметов.

11, 12. Икебана из веток, сухих листьев и проч. (напыление, окраска)

 13, 14. Головной убор. Налобник в русском стиле (см. фото из «Князя Игоря»).

15, 16. Имитация вышивки.

17. Заключительный урок.

18. Показ моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных  предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы

Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса  социально-экономического  и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ для 11 класса общеобразовательной школы

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Так как результаты экзамена показывают, что не все учителя , ученики и их ...

Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»

Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Технический перевод в школе" 10-11 класс

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Технический перевод для старших классов", предназначенный для классов с углубленным изучением физики....

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...