Конспект и презентация урока "Работа в технике «Граттаж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения

 

Цель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов (Слайд 2)

Задачи урока: (Слайд 2)

·        освоение законов изобразительной грамоты;

·        овладение техникой штриха;

·        развивать творческие способности и навыки в работе;

·        способствовать развитию фантазии, художественного вкуса;

·        способствовать творческому отображению окружающего мира, развитию зрительной памяти;

·        воспитание усидчивости, точности, аккуратности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_razrabotke_uroka_grattazh.ppt1.48 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_grattazh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в технике «Граттаж» Вид работы: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения МКОУ «Ступинская СШ № 14» Выполнила: учитель ИЗО Рыжикова Н.Л.

Слайд 2

Цель : ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов Задачи : освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха; развивать творческие способности и навыки в работе; способствовать творческому отображению окружающего мира; развитие зрительной памяти, пространственного воображения; воспитание усидчивости, точности, аккуратности. Цели и задачи урока:

Слайд 4

Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры.

Слайд 5

Набросок Рисунок Станковая графика Книжная графика

Слайд 6

Прикладная графика Плакат Компьютерная графика Компьютерная графика

Слайд 7

Граттаж ( франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Большая советская энциклопедия

Слайд 8

Подготовка бумаги – основы рисунка

Слайд 9

Закрашивание бумаги

Слайд 10

Процарапывание рисунка

Слайд 11

стол перед началом работы следует застелить газетой; рабочий инструмент лежит в пенале; нельзя размахивать руками, инструментами во время работы. Правила по технике безопасности

Слайд 12

Выставка работ



Предварительный просмотр:

МКОУ «Ступинская средняя школа № 14»

Работа в технике «Граттаж»

(2 урока)

Учитель ИЗО

Рыжикова Надежда Львовна


Тема урока: Работа в технике «Граттаж» (2 урока) (Слайд 1)

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения

Цель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов (Слайд 2)

Задачи урока: (Слайд 2)

  • освоение законов изобразительной грамоты;
  • овладение техникой штриха;
  • развивать творческие способности и навыки в работе;
  • способствовать развитию фантазии, художественного вкуса;
  • способствовать творческому отображению окружающего мира, развитию зрительной памяти;
  • воспитание усидчивости, точности, аккуратности.  

Материалы:

  • Картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
  • восковые мелки или свеча;
  • черная гуашь или тушь;
  • широкая кисть;
  • старый стержень, специальный штихель или любой острый предмет
  • газета.

Зрительный ряд: 

  • черно-белые фотографии (пейзажи, репродукции печатной графики);
  • слайды работ, выполненных в технике граттаж;
  • работы учащихся предыдущих лет.

Ход 1-го урока:

I. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства, с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, но вначале рассмотрите уже готовые работы, выполненные в технике граттаж. (Слайд 3)

 III. Вводная беседа

  • С помощью, каких цветов передаётся изображение? (С помощью белых, черных цветов.)
  • Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (Чередование темных, светлых линий, пятен, ритм, свет, тень)
  • Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? (Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные - содержат цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат)
  • Чаще всего белым цветом обозначают всё светлое, чистое, торжественное, ясное и доброе, а черным - печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны. Резко противоположны, как противоположны предметы и явления в жизни. Они могут уживаться вместе, и тогда мир предстаёт более многогранным.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование природой родного края часто передают с помощью черного и белого цветов.

Графика (Слайд 4) – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью.

- Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка), плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – существует много разновидностей графики. (Слайд 5-6)

IV. Работа над новой темой

- Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.. (Слайд 7)

- Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.

- Прежде чем начать работать в этой технике внимательно рассмотрите этапы работы. Работа в технике «Граттаж» проходит в несколько этапов, посмотрите внимательно и постарайтесь  все хорошо запомнить.

Этапы работы:

1). Подготовка бумаги - основы рисунка (Слайд 8)

  1. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
  2. Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.

2). Закрашивание бумаги  (Слайд 9)

Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий

3). Процарапывание рисунка (Слайд 10)

- Когда тушь, гуашь  высохнет, острым предметом – специальным штихелем, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи.

- Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности (Слайд 11):

- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

4. Выполнение практической работы

- Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы в технике «Граттаж», давайте вспомним этапы работы.

- Подумайте, что бы вы хотели изобразить на ваших заготовках.

- А сейчас мы приступим к выполнению 1 и 2 этапа – нанесение цветных пятен с помощью цветных восковых мелков, покрытие слоем воска и закрашивание бумаги тушью или гуашью.

- А теперь ваши работы должны просохнуть.

V. Подведение итога урока:

- С какой новой техникой вы познакомились?

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

- Какие выразительные средства применяются в этой технике?

- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?


Ход 2-го урока:

I. Выполнение практической работы.

- Итак, работы ваши уже высохли и сегодня мы приступаем к последнему этапу  - процарапывания.

- Давайте вспомним правила по технике безопасности.

- А теперь возьмите свои инструменты и нарисуйте то, что вам больше всего нравится.

II. Подведение итога урока.

- Ребята, вам было интересно?

- Насколько трудно/легко было выполнять свои работы?

III. Заключительный этап

- Экспресс-выставка (работы вывешиваются на доску)

- Оценивание работ.

- Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе на тему: "Радость" в технике "граттаж" .

Конспект открытого урока в 5 классе  на тему : "Радость" в технике "граттаж" разработан для учащихся 5 кл. коррекционной школы 8 вида....

Презентация к открытому уроку в 5 классе - Рисунок в технике "граттаж" .

Презентация к открытому уроку в 5 классе - Рисунок в технике "граттаж" урок разработан для учащихся коррекционной школы 8 вида....

Конспект-урока по ИЗО в 6 классе "Пейзаж в технике граттажа"

Разработка урока по изобразительному искусству в 6-м классе учитель Ануфриева Т.В. Тема: «Пейзаж в технике граттажа» (1 час) Цели: • обучающая: закрепить знания о видах гравюр; научить выполнять гравю...

Конспект урока по теме "Изображение животных и птиц в технике "граттаж""

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по иллюстрациям Е.И.Чарушина и объяснение выполнения задания....

Конспект занятия на тему: «Зимнее настроение» (работа в технике «граттаж»).

Цель занятия:  развитие художественных  способностей через нетрадиционные приемы рисования....

Конспект интегрированного урока в 3 классе на тему: "Рисунок в технике "Граттаж"

Урок на тему: "Рисунок в технике "Граттаж", проводится по дисцеплине "Рисунок"....