Конспект занятия на тему: «Зимнее настроение» (работа в технике «граттаж»).
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Шакирова Ландыш Альбертовна

Цель занятия:  развитие художественных  способностей через нетрадиционные приемы рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_grattazh.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Зимнее настроение» (работа в технике «граттаж»).

Цель занятия:  развитие художественных  способностей через нетрадиционные приемы рисования.  

Задачи занятия:

1. Предметные:

  • Сформировать представления об организации работы;
  • Ознакомить с материалами и инструментами, основными правилами поведения и работы на занятиях;
  • Учить организовывать рабочее место; научить  рисовать в технике граттаж;
  • Воспитывать уважение к труду других людей, желание мастерить, делать работу своими руками;

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • Создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
  • Формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

Регулятивные:

  • Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • Рассматривать использование данных тем как элемент украшения для домашнего интерьера;
  • Содействовать развитию самоконтроля, самооценки;

Коммуникативные:

  • Содействовать развитию у детей умению общаться;
  • Обеспечить развитие диалогической и монологической речи;

3. Личностные:

  • Способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла деятельности на основе познавательных интересов;
  •  Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, ценность совместной деятельности;
  • Расширить творческие возможности учащихся, развивая креативное мышление.

Методическое оснащение урока:

Готовые изделия, выполненные в технике граттаж,  работы других учеников

Презентация Microsoft Office Power Point

Оборудование и инструменты: 

  • обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
  • восковые мелки или свеча;
  • черная гуашь или тушь;
  • широкая кисть;
  • мыло;
  • деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый предмет);
  • газета или бумага.

Методы обучения:

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением  материала

Показ трудовых приемов

План                                                              

1. Вводная часть:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний

2. Основная часть:

  • Сообщение темы и цели урока
  • Анализ образца
  • Повторение ТБ
  • Физкультминутка .
  • Последовательность выполнения работы
  • Самостоятельная работа учащихся

3. Подведение итогов. Выставка работ.

  • Уборка рабочего места.

I. Организационный момент (1 минута)

Ход занятия

Пусть будет удачным сегодняшний день,
Наполнен он будет моментами радости.
Пусть будет работать сегодня не лень,
Дела переделать без капли усталости.

Пусть он вас настроеньем одарит
Самым хорошим, веселым и бодрым,
Пусть он вас улыбаться заставит,
Пусть будет он легким, приятным и добрым.

– Здравствуйте, ребята! И я вам желаю позитивного, насыщенного дня и, конечно же, плодотворного урока.

II. Актуализация знаний (10 минут)

– Ребята, сейчас мы займёмся творчеством. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.  

Но не каждому дано видеть красоту, есть люди которые остаются слепы, чужды прекрасному. Почему? – вы ответите мне после того, как послушаете внимательно притчу Сухомлинского "В поисках красоты”. 

Учитель рассказывает притчу (пока звучит музыка на первом слайде).

Притча "В поисках КРАСОТЫ” В.А. Сухомлинский

"Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: – Какое оно сильное, могучее, вечное – море. А человек с холодным сердцем сказал: – Да. Много воды. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:т– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем! – Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: – Да, крепкий камушек…”
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей.)

- Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться  до цветка в сером камне?

- А что ему помогло?(упорство, настойчивость,  доброе сердце)

– Сегодня мы с вами тоже отправимся на поиски красоты.

-А что бы увидеть эту красоту , какими качествами нам нужно обладать?

Ребята , давайте вспомним в какой технике мы с вами уже рисовали?

-ватными палочками

-воском

-ластиком

-в технике набрызга

-мыльными пузырями

-губкой

 Посмотрите на эту работу. Как вы думаете, как выполнен этот рисунок?  В какой технике ? Хотите узнать? Тогда поехали!

III. Сообщение темы и цели урока (4 минуты)

Открою секрет, рисунок выполнен в технике граттаж. (Давайте хором повторим новое слова- граттаж)

-Ребята , мы в начале урока поговорили о красоте, услышали о новой технике.

-Какую цель мы должны  поставить перед собой на уроке?( увидеть красоту и научиться работать в технике граттаж)

- Молодцы!

-Мы с вами не только увидим красоту, но и попробуем ее изобразить в технике граттаж.

Что же означает слово граттаж?

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе.

-Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике? (Да, это линия, штрих, пятно, контраст). Используя технику граттаж, можно создавать необычные, интересные рисунки на разные темы.

-Как вы думаете, чем выполняется рисунок?( острым предметом, в нашем случае зубочисткой)

IV. Анализ образца (4 минуты)

- Ребята, я не зря на прошлом занятии задала домашнюю работу. Что вам нужно было сделать?( покрасить лист бумаги разными цветами и натереть воском)

- Все выполнили заготовку?

Следующим этапом мы должны  покрасить наш лист чёрной гуашью, обмакивая в мыло. Обмакивание в мыло необходимо для того, чтобы краска покрывала воск и не скатывалась. Гуашь накладывать в несколько слоёв, просушивая каждый, так как она растекается на воске и вначале ложится неравномерно.

VII. Последовательность выполнения работы

И так, приступим к работе. Нам нужно лист покрыть черной гуашью.

VI. Физкультминутка (2 минуты)

 Пока подсыхает наша поверхность , мы немножко отдохнем. Встаем, задвигаем стулья. Ребята , физкультминутка будет сегодня необычной. Я ставлю музыку , а вы должны очень внимательно слушать и  все повторять .

V. Повторение ТБ (2 минуты)

В любой работе необходимо соблюдать технику безопасности:

  1. Перед началом работы, необходимо постелить на стол клеенку, чтобы не испачкать поверхность стола воском, мылом или красками;
  2. Нельзя брать в рот инструменты и материалы;
  3. Так как в работе будут использоваться острые инструменты, пользоваться ими стоит очень аккуратно, чтобы не поранить себя и других.
  4. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.
  5. Когда вы будете рисовать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.
  6. Еще работаем дружно.

VIII . Самостоятельная работа учащихся.(15 минут) 

Итак,  идем дальше.  Ребята, мы с вами еще не определили , что ж будем изображать на заготовке. Давайте  решим вместе!

 – Как  думаете, какая тема больше всего подошла бы к этому уроку? ( зима)

-  Отлично! Попробуйте изобразить свое зимнее настроение. Начинаем        .

(Включается музыка)

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
  4. Контроль объема и качества выполнения работы.

IX .Просмотр, оценка и анализ выполненных работ ,рефлексия (2 минуты)

-Ребята, посмотрите на свои рисунки и скажите, какими они получились?

(Ребята отвечают – красивыми , аккуратными, интересными, смешными и т.д.) 

- Кто запомнил, с какой техникой мы сегодня познакомились?
Молодцы!!!!!!

- Понравился ли вам рисовать в технике граттаж

-А вы достигли цель , которую поставили вначале урока ?

X. Уборка рабочего места (1,5 минуты) .Подведение итогов.

Молодцы ребята!

 – Вы были сегодня активными, внимательными и сообразительными. А теперь сами оцените свои достижения на занятии.

Перед вами  стоит елка. Что вы можете рассказать про эту елочку? (не украшена) Значит нужно его украсить. Если вам понравилось занятие, и вы хорошо поработали, то повесьте красный кружочек. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то  можете украсить елочку синим кружочком  

- Я очень рада, что наша новогодняя елочка украшена красными кружочками, таким образом, вы  показали, как  замечательно сегодня поработали.

-Ребята, а вы достигли цель , которую мы поставили перед собой в начале занятия?

 (Ребята отвечают - да)

Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери, 
И порядок наведи

Учащиеся убирают своё рабочее место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по выполнению работы в технике граттаж "ВЛЮБЛЁННЫЙ КОТ"

Работы в технике граттаж весьма интересны. Этой техникой очень увлекаются и с удовольствием занимаются дети разного возраста. Данный мастер-класс может быть использован на уроках труда и технологии, а...

Открытый урок изобразительного искусства "Работа в технике граттаж"

Открытый урок в 5 классе по теме "Работа в технике Граттаж"...

Конспект занятия по теме: «Работа над техникой исполнения прыжков в классическом танце и акробатике»

Возраст обучающихся :13-14лет, 8 –й год обученияМесто занятия в программе: Январь, 8-ой год обучения, занятие длится 3 академических часа.Цель: совершенствование техники исполнения больших прыжков в к...

Конспект и презентация урока "Работа в технике «Граттаж»

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения Цель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов (Слайд 2)З...

Конспект занятия по теме: «Зимняя столовая для птиц»

Конспект занятия по  программе естественнонаучной направленности разработан для ознакомления детей 7-9 лет с с технологией изготовления кормушки их бросовых материалов....

Конспект занятия. Изготовление индивидуальных и коллективных работ на заданную тему: «Зимняя сказка»

Чтобы во время занятия внимание детей было направлено на общую тему, через которую они могли бы общаться, лучше узнать друг друга и при этом погрузиться в невинный мир чудес, можно предложить им сочин...