Конспект интегрированного урока в 3 классе на тему: "Рисунок в технике "Граттаж"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Щербакова Кристина Витальевна

Урок на тему: "Рисунок в технике "Граттаж", проводится по дисцеплине "Рисунок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_grattazh.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Конспект

интегрированного урока в 3 классе

на тему: «Рисунок в технике «Граттаж»

                                                                                      Составил:

                                                                                               Преподаватель

                                                                                                  Щербакова К. В.

г. Железногорск

2017 г.

Рисунок в технике «Граттаж»

Цели и задачи: познакомить детей с понятием «Граттаж».

Дать представление о новых возможностях художественной техники «Граттаж», дать представление о графических материалах (перо, царапыватель), развивать творческие способности, коммуникативные умения обучающихся, формировать практические навыки в овладении техникой штриха, обеспечить высокую творческую активность при решении изобразительных задач.

Тип урока: практическая деятельность.

Методы и приемы проведения: словесный (эвристическая беседа), наглядно-иллюстративный (показ репродукций, методического материала), практический (упражнения).

Оборудование и материалы: альбомный лист А4 предварительно подготовленный для работы, зубочистки, черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики (тиражной-офорты, линогравюры), методические таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задачи урока.
  3. Беседа.
  4. Практическая часть.
  5. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшое путешествие. И для начала давайте послушаем сказку.

Давным-давно, в волшебной стране «Граттаж» жила «Черная Королева», которая забирала хорошие сновидения детей и оставляла после лишь пустоту. Очень долго «Черная Королева» беспокоила детей. Но одной темной ночью, когда Королева похищала сны, появились ночные стражи. Это были могучие птицы, летающие только ночью, с красивым оперением, острыми когтями. Стражи забрали у Королевы сны детей, и прогнали ее в темный угол королевства. Для защиты сновидения Ночные стражи в каждом доме своими волшебными когтями процарапали символ, который ночью светился, как самая яркая звезда на ночном небе и дарил взрослым и детям лишь хорошие сны.

- Кто скажет, в какую страну, мы с вами сегодня отправимся?

- Страна «Граттаж».

- Если вы внимательно слушали сказку, то догадались, что за птицы были Ночные Стражи.

- Это были совы.

  1. Сообщение темы и задач урока.

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы свами отправляемся в волшебный мир. Тема называется «Граттаж» и мы узнаем, что это за слово, обратите внимание на доску, это слово пишется с двумя буквами «т». Задачи нашего урока заключается в том, чтобы развивать наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой штриха, который нам пригодиться в практической работе.

  1. Беседа.

И так, давайте же разберемся что такое «Граттаж».

Граттаж ( от фр. gratter- скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники- воскография. Произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

История.

Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал Мстислав Валерианович Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышено экспрессивные произведения. Его также применяли литовский график Домицеле Тарабильдене, в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрацией к книге «Сто народных баллад».

Техника.

Чтобы облегчить удаление туши с поверхности бумаги или картона, его предварительно покрывали слоем воска (парафина). Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности её смешивали с мылом (мыльным раствором). Иногда бумагу предварительно тонировали красками, что придает последующему рисунку более живой вид. Также иногда вместо воска (парафина) используется масляная пастель: бумагу (картон) натирают пастелью до полного закрашивания и покрывают темной краской, после чего процарапывают нужный рисунок.

- Скажите, к какому виду изобразительного искусства можно отнести эту технику? (Графика)  (демонстрация работ на доске)

- С помощью, каких выразительных средств художник создает свое произведение? (линия, пятно, свет, тень, ритм)

- Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. (Ответ). А как вы думаете,  можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? ( Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)

- Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой? (Ответ.)

Правильно, есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова «хроматос»- цвет. Следовательно, хроматические все цветные краски, а ахроматические – не содержат цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом- печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти, же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Графика - искусство рисования тоном, пятно, линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и сажей. К разновидностям графики относят рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковки), плакатная графика, а в последнее время и компьютерная графика.

- Как вы считаете, что такое штрихи? (Ответ)

Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными.

Прием работы штрихом называют штриховкой. В свою очередь штриховка выполняется карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером. (Показ авторских работ.)

Обратите внимание на таблицу штрихов. Какими бывают линии? (Ответ) (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки. Наклон в одну сторону, волнообразный штрих – зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющий паузы-просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрихи и изменяющиеся паузы – просветы,  штрих - зигзаг с постепенным удаление и укорачивание, меняя наклон штриха.)

  1. Практическая часть.

Итак, французское слово «Граттаж» означает: «скрести, царапать». Это один из приемов или способов графики. Многие художники пользуются способом процарапывания заготовленной основы. Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах.

Используя подготовленную «основу» изображаем своих «Ночных стражей» путем процарапывания, для этого применяем перо, которое лежит у вас на столе, откройте колпачок, будьте очень осторожны в работе, не должно быть дырок и порезов, соблюдайте технику безопасности.

Постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали в начале урока. И так приступаем к работе. (Индивидуальная работа, анализ ошибок.)

  1. Итоги работы.

Молодцы. Закончили, вывешиваем работу на доску и закрепляем с помощью магнита. Подведем итоги урока.

- С какой новой техникой вы познакомились? (Граттаж)

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике? (Перо)

- Какие выразительные средства применяются в этой технике? (Штрих, линия)

- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке? (Ответ)

Предлагаю обучающимся сделать экспресс-выставку (работы вывешиваются на доску). Дети производят самооценку, выбирают лучшие работы. Анализируют допущенные ошибки. Уборка рабочих мест.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока 4 класс

Конспект интегрированного урока по математике и трудовому обучению для учащихся 4 класса по теме "Круг. Окружность."...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Рисунок на тему "Зима" в смешанной технике"

Урок разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3-го класса.Цель урока: -Научить выполнять рисунок в смешанной технике на тему «Зима».Задачи урока: - Учить использов...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме "Рисунок зимнего пейзажа в технике монотипии"

Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе: "Рисунок зимнего пейзажа в технике монотипии"Цель урока: - Учить использовать в рисовании нетрадиционные материалы  и техники ...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой")

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой").Цель урока: Позн...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме "Рисунок на тему: "Горы" (оттиск мятой бумагой)

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме "Рисунок на тему: "Горы" (оттиск мятой бумагой)Цель урока:- расширять знания детей о нетрадиционных способах...