Формирование патриотических чувств суворовцев на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Короткова Татьяна Викторовна

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_patrioticheskih_chuvstv_suvorovtsev_.docx324.14 КБ

Предварительный просмотр:

Короткова Т.В., преподаватель изобразительного искусства

Московского суворовского  военного училища  

Формирование патриотических чувств суворовцев

на уроках изобразительного искусства

             Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

     Устав «Международной ассоциации суворовских, нахимовских и кадетских объединений», утвердил одной из главных задач, задачу патриотического        воспитания.        «Патриотическое   воспитание   подрастающего   поколения   на  

основе традиций армии и флота, основанных на чести, достоинстве, мужестве, благородстве и других духовных ценностях, связанных с общностью духа и принципами воспитания выпускников СВУ, НВМУ, КК, спецшкол и школ юнг».

            Особая роль в реализации этой задачи - формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения принадлежит школе.

           Правильно организованный учебно-воспитательный процесс Московского суворовского военного училища, и в том числе - содержательная значительность уроков гуманитарного цикла - это одно из главных средств достижения поставленной цели в области патриотического воспитания.

          Учебно-методическая обеспеченность урока Изобразительного искусства предлагает реализацию триединой задачи обучения, развития и воспитания. В область воспитательной задачи вместе с нравственным и эстетическим направлениями педагогического воздействия входит и патриотическое воспитание.

          Взаимосвязь этих направлений воспитательной задачи урока оказывает положительное воздействие на суворовцев различными видами искусства и беседами по анализу героических произведений русских художников и мировых шедевров. Благодаря синтезу искусств и междисциплинарным связям (с историей, литературой и т.д.) возможно формирование патриотических качеств в нравственном развитии личности.

          Во все времена процесс обучения и воспитания базировался на творческом обобщении опыта прошлого, которое и выражалось в произведениях изобразительного искусства. Например, в картине

В. Васнецова «Баян» мы видим эту великую силу воздействия народного сказителя на духовное состояние русских витязей и богатырей. И это не единственный пример отражения патриотического воспитания в искусстве.

           Мы знаем, какой большой силой эмоционального воздействия на учащихся  обладают литература, музыка, кино, живопись, поэтому целесообразно включать элементы этого воздействия в ход урока.

           В программе изобразительного искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания патриотизма, толерантности, привития общечеловеческих ценностей. Задача учителя вести необходимую целенаправленную работу по решению предусмотренных программой задач с индивидуальным творческим подходом и методическим обеспечением к этим решениям.

           Раскроем содержание педагогического воздействия на учащихся при решении задачи патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства.  

        По программе тема «Плакат» изучается в 7-ом классе. На ряду с образовательной и развивающей задачами, мы решаем немало важную задачу патриотического воспитания, вытекающую из темы урока. Опираясь на наблюдения суворовцев, их собственный опыт мы проводим вступительную беседу, состоящую из нескольких вопросов и ответов на них, например, обращаете ли вы внимание на плакаты на улицах города? К чему они призывают? Кому они обращены? Этой беседой мы настраиваем учащихся на нужный процесс восприятия серьезной темы.

        На обучающем этапе мы так же работаем над решением задачи патриотического воспитания, говоря о том, что плакат прочно вошел в жизнь людей, что плакат великая сила, вдохновляющая на подвиг, приводим исторические примеры воздействия плаката в годы войны. В этом усматривается тесная связь Искусства и Истории.

        Вместе с дидактическим принципом наглядности, необходимо включать в ход урока и стихотворные произведения, которые могут звучать с большой эмоциональной силой, настраивая ребят, вдохновляя их на творчество. Музыкальным сопровождением мы достигаем наивысшей степени воздействия на творческий настрой суворовцев и их восприятия данной темы. И снова тесная межпредметная связь Искусства с Музыкой и Литературой.

         Это один из приемов возможного способа влияния на нравственное воспитание, ценностные ориентиры  становления личности суворовца.

При осуществлении воспитательных задач мы опираемся на разработанные дидактикой принципы:

- связь с современной жизнью;

- доступность материала;

- посильность и последовательность и др.

        Таким образом, воспитательный момент может быть включен в процесс осуществления и обучающей, и развивающей задачи урока.

«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины», писал

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».

        Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Отчизны, сформировать у суворовцев чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

C:\Users\Eugene\Desktop\Методическая работа - Май -2014\ФОТО для метод.разработки\33.jpg   C:\Users\Eugene\Desktop\Методическая работа - Май -2014\ФОТО для метод.разработки\36.jpg   

C:\Users\Eugene\Desktop\Методическая работа - Май -2014\ФОТО для метод.разработки\34.jpg  C:\Users\Eugene\Desktop\МСВУ\2012-2013 уч.год\ВЫСТАВКИ\ФОТО работ Выставка ко Дню Победы 2013\060520133018.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству....

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

формирование патриотических чувств на уроках русского языка

презентация представляет систему работы по формированию патриотических чувств на уроках русского языка...

Статья на тему:"Опыт формирования учебной мотивации на уроках изобразительного искусства"

Данная статья дает учителю лучше понять,какие формы и  методы работы следует применить при подготовке к занятиям,чтобы вызвать интерес обучающихся....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное соз...