Нетрадиционные техники рисования в развитии детей младшего дошкольного возраста.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Огородова Дарья Юрьевна
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нетрадиционныетехники71512.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.    

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый  доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком.

Изучив работы различных авторов, таких как И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей.

Цель моей работы - познакомить младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

- Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки).

- Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.).

- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

- Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.

- Развивать творческие способности, эстетический вкус.

- Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

       Практическая значимость: результаты данной работы могут оказать помощь педагогам в организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста, имеющей своей целью развивать изобразительную деятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Работа строится в следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- Игра, которая является основным видом деятельности детей.

- Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

- Оказание помощи.

- Музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам  способы действий и показывать приемы изображения.

 

При использовании нетрадиционной техники рисования у детей развивается:

- Изобразительная деятельность,

- технические навыки,

- точность движений,

- средства выразительности,

- наличие замысла,

- проявляется самостоятельность,

- отношение к рисованию,

- речь в процессе рисования.

Предполагаемый результат.

- Повышение качества совместной работы педагога с детьми.

- Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.

- Обмен педагогическим опытом и активное использование новых технологий художественного творчества.

- Привлечение родителей к организации персональных выставок детского творчества.

- Изучение дополнительной литературы и пополнение методической копилки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами), рисование ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью, рисование на песке

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография); монотипия пейзажная; рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Хочу познакомить вас с некоторыми видами техники нетрадиционного рисования, которые часто используем, и нравится детям, и родителям.

(Показ некоторые техники рисования).

А теперь покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняли в младшей группе.

Готовые работы, выполненные детьми моей группы.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми создавали свои произведения искусств. Для родителей подготовила консультацию «Нетрадиционное рисование в детском саду»; картотеку «Нетрадиционных способов рисования». Составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования, проект «Волшебные краски». Проводилась беседа. Проводились совместные художественные выставки. Участвовали на конкурсах. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Следует отметить, что в ходе данной работы я пришла к выводу:

во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

•    Способствует снятию детских страхов;

•    Развивает уверенность в своих силах;

•    Развивает пространственное мышление;

•    Учит детей свободно выражать свой замысел;

•    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•    Учит детей работать с разнообразным материалом;

•    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и                           объёмности;

•    Развивает мелкую моторику рук;

•    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

•    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

 4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

 6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».

 Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...

Проект музыкального развития детей младшего дошкольного возраста «Цветоник»

  Первым инструментом, который изобрели люди, был барабан. Потому, что люди хотели как-то воспроизвести первый звук, который они услышали в жизни – звук серд...

План самообразования педагога по теме:"Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Подобрана  литература  по  познавательному  развитию   с  использованием  сказок    детей  3-4  лет,  разработана  программа работы...

Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...

"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление с докладом на методическом объединении. Материал будет полезен  воспитателям и педагогам дополнительного образования...