Прикосновение к прекрасному
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушки и замирает, услышав звуки музыки. Повзрослев немного, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "Красивая". В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_tekstovyy_dokument.docx13.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Прикосновение к прекрасному»

                  Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушки и замирает, услышав звуки музыки. Повзрослев немного, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "Красивая". В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.

                 Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольнику. Можно вспомнить слова А. А. Блока - тонкого ценителя искусства: "Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети". В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях.

                Работаю я со старшими дошкольниками, поэтому знакомить с живописью начинаю со старшей группы. Обучаю детей понимать содержательные и выразительные стороны произведения. Дети пытаются не только называть, что изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, как относятся друг к другу. Дети высказывают личное отношение к произведению, рассказывают об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия картин. При этом формируются понятия "хороший" и "красивый", так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.

                 В подготовительной группе стараюсь, чтобы дети самостоятельно рассматривали картины. Дети уже должны различать жанры и виды произведений искусств. Дети этого возраста чувствуют и понимают настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

              По ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством я ставлю перед собой задачи:

1) учить детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении;

2) учить понимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем;

3) формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

             Ознакомление дошкольников с живописью я строю по принципу усложнения содержания произведений. На первом этапе детей знакомлю с натюрморт, затем перехожу к пейзажной живописи. Далее знакомлю с портретом, а на последнем этапе идет знакомство с жанровой живописью. Методы ознакомления детей с искусством также усложняются поэтапно. На первом этапе дается искусствоведческий рассказ педагога и подробные вопросы. Далее задаются вопросы обобщающего характера, они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины. По мере приобретения детьми опыта рассматривания картин вводится прием сравнения. Вначале даются для сравнения две картины разных художников одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Затем можно взять картины одного художника, но разного колористического решения. Потом можно предложить детям мысленно создать собственную картину по названию, данному художником. Этот прием интересен ребенку тем, что как бы ставит его в позицию сотворчества с художником.

              Чтобы получить хорошие результаты, необходимо организовать образовательный процесс, который позволил бы неоднократно закреплять знания, умения, навыки эмоционального общения детей с искусством. Нельзя ограничиваться только проведением 1 - 3 занятий в год, но и несколько занятий в неделю нежелательно. Педагогический процесс в целом помогает выработать у детей художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт прикосновения интегрирования школьных предметов

Здесь размещена презентация к выступлению на педсовете школы по опыту инновационной работы....

« Молодость и старость – прикосновение»

Урок-мастерская по литературе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ КОМПОЗИЦИЯ «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСКУССТВУ»

На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают важное  место и имеют большое значение в развитии творчества детей. Композиция даёт учащимся возможность приобрести умение пе...

Прикосновение к родному краю

Учитывая специфику контингента обучающихся в коррекционной школе, за время своей практической деятельности в качестве учителя общественных дисциплин я пришла к выводу о необходимости дополнения курса ...

Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта "Прикосновение к истокам" ( Фольклорные мотивы в русской литературе".

Интерактивная игра в форме Турнира двух славянских племён - Березовичей и Кленовичей, позволяющая закрепить понятие "фольклорные мотивы в русской литературе", сформировать живое представление о...

Край родной: прикосновение к истории и святости

В начале июля была организована  экскурсия  по историческим местам Пугачевского района нашей области, конечной целью  нашей экскурсии был  Вавилов дол.  Маршрут  обещал б...