Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта "Прикосновение к истокам" ( Фольклорные мотивы в русской литературе".
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Интерактивная игра в форме Турнира двух славянских племён - Березовичей и Кленовичей, позволяющая закрепить понятие "фольклорные мотивы в русской литературе", сформировать живое представление об истоках нашей литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интер-активная игра для 5-х кл. | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НАРОДНОГО БЫТА ДЛЯ _5-х классов.
Учитель: Цыбанова Наталья Анатольевна
Школа: МБОУ «СОШ№4» г. Десногорска Смоленской обл.
ТЕМА: Фольклорные мотивы в русской литературе.
НАЗВАНИЕ: Прикосновение к истокам.
ТИП УРОКА: интерактивная игра.
ФОРМА УРОКА: турнир славянских племён.
ЭПИГРАФ: Начало искусства слова – в фольклоре. (М.Горький)
Да не насытится око зрением, а ум богатством…(пословица)
Цель: - обобщить знания учащихся о русском фольклоре и фольклорных традициях русской литературы;
- через интерактивную игру помочь уяснить, что фольклор – исток нашей культуры;
- развивать информационную, коммуникативную, исследовательскую компетенции учащихся, обогащать их словарный запас;
- воспитывать интерес к духовному наследию прошлого, любовь к родной культуре.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, раздаточные карточки, музейные экспонаты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Экспозиция.
Не за морем, не за океаном,
Не за островом, не за Буяном-
На реке Десне, в граде пригожем
Живут два славянских племени-
Березовичи да Кленовичи.
Порешили они праздник устроить,
Умом и знаниями потягаться,
Солнце красное и весну зазвать,
Сами пришли и друзей пригласили.
Знакомьтесь:
Березовичи – предводительница ……………
Кленовичи – предводитель ……………………….
Гости же наши станут Советом Старейшин и тоже в турнире участие примут, но вне конкурса. А ……(имена детей-помощников)…………………………………………………. Наречём мы Землёй-Матушкой и Зарёй-Заряницей, будут они за турниром следить, баллы подсчитывать.
2.Постановка цели и задачи:
Нам предстоит с вами, братья славяне, убедить наших потомков 21 века, что русская литература прочно стоит на фундаменте УНТ – фольклора. «Начало искусства слова – в фольклоре»,- скажет в 20 веке писатель Максим Горький. Так ли это? Турнир Березовичей и Кленовичей даст ответ на этот вопрос . Мы прикоснёмся к живым истокам русской культуры, откроем неисчерпаемый родник слов, образов, тем.
Практически нет ни одного русского писателя и поэта, который прошёл бы мимо фольклорных мотивов. Что же это такое, фольклорные мотивы?
3.Разминка:
Послушаем стихотворение.
Откроем книги и увидим,
Как силы света бьются с тьмой,
Перун стрелою тучи гонит,
Зима сменяется весной;
Упомянул поэт Ярилу,
Или о Велесе сказал,
Или герой, упав на землю,
В тоске к ней, Матери, припал,
Иль своровал Нечистый месяц,
В болото Леший ли завёл,
Или к Заре, красе-девице,
Добрый молодец пришёл,
Или народным метким словом
Поэт героя описал,
Или пословицей премудрой
Путь правды людям подсказал,
Одушевил ли кто берёзку,
Живых цветов букет собрал,
Иль уваженье к роду-племени
Ещё разок нам показал –
Всё это взял он у народа,
В той поэтической душе,
Которая для нас, потомков,
Сияет огоньком во тьме. Н.А.Цыбанова
Я прчитаю стих-е ещё раз, а вы отметьте, в чём же проявляются фольклорные мотивы в литературе, поочерёдно назовите их.
Конкурс 1. ОБРАЗ ДЕРЕВА В ИСКУССТВЕ.
Итак, это была разминка, она не оценивалась. А теперь проверим ваше домашнее задание. У славянских племён были покровители среди деревьев, животных, природных стихий. Они назывались тотемными. Тотем защищал род от тёмных сил, способствовал процветанию племени. Вы должны были подготовить рассказ о своём тотеме. Послушаем племена. (Приложение 1)
Конкурс 2.»Собери цветок ромашку».
Я раздаю конверты с частями ромашки: в серединке фамилии писателей и поэтов, на лепестках - названия произведений. Соберите цветок по соответствию.
Итак, в этих произведениях звучат фольклорные мотивы, писатели в них опирались на УНТ, изучали его, создавали с его помощью русскую национальную культуру.
Конкурс 3. «Без родни и слово не живёт».
Фольклор оставил нам много слов-родственников. Но время-кудесник развело эти слова в разные стороны, и мы забыли, что когда-то они были однокоренными. Заглянув в славянские времена, мы восстановим историческую память. Вам предлагаются слова, вы должны подобрать к ним исторических родственников, и, возможно, нам яснее станет их лексическое значение.
1)Во многих произведениях русской литературы мы встретим слово «воздух».
И вопрос для вас простой,
Думать надо головой:
Назовите те слова,
Что для воздуха родня. (дух, душа, одухотворить)
2)У Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» мы читаем о действиях Мороза-воеводы:
Взобравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт…
Какие родственники есть у слова «палица»? Слушайте подсказку:
Перун, бог огня и грозы,
У вас, славяне, славится,
Вооружён он палицей,
От которой тучи плавятся (палить, спалит, запал).
3)В сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» У А.С.Пушкина читаем:
И царевна очутилась
В светлой горнице. Кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый…
Какие однокоренные слова были у слова «горница»? Подсказка:
Дом славянский – это храм,
Для семьи всё свято там,
Горе семейство молится
Пред святыми в горнице.
4)Откроем стихотворение А.Блока «Русь»:
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал
И там, на кладбище, ночуя,
Подолгу песни распевал…
Из стих-я ясно, что погост = кладбище. Какие же слова в древности были одного корня с «погостом»? Подсказка:
«На земле мы только гости»,-
Славянин так говорил,
Потому он и погосты
От тьмы и недругов хранил ( гость, погостить).
Конкурс 4 «Собери пословицу»
Частенько писатели и поэты заимствуют у народа пословицы, которые помогают раскрыть образы героев, понять замысел автора. Я даю вам конверты, в которых есть слова. Из этих слов надо собрать пословицу, использованную в одном из изученных вами произведений. Назовите произведение и автора.
а) Коли обещал, сделает. – (И.Тургенев «Муму» - о Герасиме ).
б) Не годится товарища в беде бросать. – (Л.Толстой «Кавказский пленник» ).
Конкурс 5 «Все боги в гости будут к нам».
Мы уже говорили, что в произведениях часто упоминаются славянские божества. На карточках написаны имена славянских богов, вы должны рядом записать, богом чего являются.
Конкурс 6 «Отыщи в избе словечко».
А сейчас 2-х человек от команды мы отправим сочинять Зазыв солнцу «Приди, Солнце Красное!».
Двух других ребят мы позовём в нашу горницу и попросим отыскать в ней словечко.
а) Читаем у С.А.Есенина:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко…
Покажите, с чем не может сладить мать?
б) В.А.Жуковский «Спящая царевна»:
…В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет…
Где это у нас веретёнце?
В) Продолжим стих-е Есенина:
Рыжий кот к махотке крадется
На парное молоко…
Покажите нам махотку.
Г) А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»:
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши…
Найдите в избе ковш.
Д) Н.В.Гоголь пишет о Солохе: «Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли её сын Вакула в хату гостей, но увидела, что никого нет….»
Какую такую заслонку она отодвинула?
Е) В стих-и Н.А.Некрасова о множестве соловьёв говорится, что «там их, что в кузове груздей». Найдите кузов.
Конкурс 7 «Оживим страничку».
А теперь я попрошу сюда от Берёзовичей девочку, а от Кленовичей мальчика. Представим себе картинку из стих-я Некрасова «Крестьянские дети»: «Кто ловит пиявок на лаве, где мамка колотит бельё…». Что значит колотит? Зачем? Да, она его стирает. Но мы расширим картинку и добавим, что муж ей помогает и сразу гладит это бельё. Вот хозяйке древняя стиральная машина – пральник, а хозяину – древний утюг – румбель. Покажите, как стирали и гладили в древности?
Конкурс 8 «У природы примечай».
Часто в литературе сюжеты произведений, портреты героев, описания природы строятся на народных приметах. Внимание, вопросы!
- «Проруби почернели, оттаивать стали». Что по этой примете определял герой рассказа И.Бунина «Деревня»? (приход весны).
- У Татьяны, героини рассказа И.Тургенева «Муму», была родинка на левой щеке. Тургенев пишет: «Родинки на левой щеке на Руси почитались худой приметой…» Приметой чего? (несчастной жизни).
- У Пушкина:
Им навстречу, грозно воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет… К чему?
- Обратимся к сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб»: «Лютый мороз заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады».Отчего же стрясся этот лютый мороз? (от злобы людской)
Конкурс 9 «Нарядили мы молодца, нарядили мы девицу».
Не раз мы с вами читали при описании народной жизни об одежде. Я приглашаю сюда наряженных предводителей. Мальчик называет детали одежды девочки, девочка – мальчика.
Конкурс 10 «Там, на неведомых страничках».
Читая ту или иную страничку произведения, мы и не подозреваем порой, что в её основе лежит какой-то забытый древний обряд. Поэтому племена получили ещё одно домашнее задание-исследование. Прочитав предложенный отрывок, они должны были поискать, какой обряд мог лежать в основе эпизода. Это только гипотезы.
а) Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Почему умный правитель православного государства сразу поверил в это?
Б ) За день до смерти Ванюша, герой стих-я Некрасова «Орина, мать солдатская», человек православный, идёт в чисто поле, «поглядеть на солнце красное пожелал». Почему именно к солнцу обращается герой?
Конкурс 11 «Приди, Солнце Красное».
Турнир наш подходит к концу. Русь-матушка празднует широкую Масленицу, печёт круглые, как солнце, блины, зазывает солнце красное и весну светлую. Поэтому мы и попросили представителей племён сочинить Зазыв Солнцу, который должен начинаться словами : «Приди, Солнце красное!» и объяснить, почему нам без солнышка нельзя. Послушаем, что у них получилось.
ИТОГ.
Пока подводятся итоги турнира, дай-ка спрошу вас, славяне, что вы сегодня узнали о нашей русской литературе? Мы убедились, что русская литература выросла из УНТ. Фольклор – её исток. Лишь только прикоснувшись к этому истоку, мы узнали много нового, обогатили наш словарный запас. Какие новые слова мы узнали сегодня?
Давайте будем снова и снова постигать нашу культуру, приближаться к истокам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Презентация к классному часу на базе школьного музея "Добрая память"
Презентация к классному часу о земляках-героях из цикла классных часов, посвященных ВОв. Учащиеся сами составляют комментарий к слайдам. Информацию можно получить как из библиотечных источ...
Выступление на августовской конференции. Внеурочная деятельность на базе школьного музея.
Использование школьного музея во внеурочной деятельности....
Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"
В статье показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...
Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.
В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...