Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Мазырина Вера Евгеньевна
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрительно-моторная координация, преобладают специфические проявления в области эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Поэтому им трудно в полном объеме усвоить материал и выполнить практические задания, предлагаемые программой общеобразовательных школ по изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема IV, урок 29,30,31

Урок 1

Шрифт. Виды шрифта. Способы выполнения.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития шрифтов;
  • сформировать знания о видах и способах выполнения шрифтов;
  • развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции;
  •  воспитание  интереса к искусству шрифта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Изучение нового материала.
  1. Теоретическая часть.

Демонстрация презентации

Слайд 1, 

Тема, которую предстоит изучить сегодня, является «Шрифт. Виды шрифта. Способы выполнения».

Слайд 2.

Любая буква или иероглиф, прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Слайд 3.

Потом рисунки превратились впервые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв. (Рассматриваем рисунок.)

Слайд 4.

На смену пиктографическому письму пришло идеографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

Слайд 5

Такие изображения носят название неалфавитные и символьные шрифты. 

Слайд 6.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

Слайд 7.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

Слайд 8.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Слайд 9.

Давайте посмотрим, как выглядит шрифт в древности у разных народов.

Слайд 10,11,

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

  1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
  2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
  3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования.

  • Антиквенные шрифты. 
  • Гротески или Рубленые шрифты. 
  • Акцидентные и декоративные шрифты. 
  • Рукописные и каллиграфические шрифты. 
  • Готические шрифты. 
  • Старославянские шрифты. 

Слайд 12.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.

  1. Физкультпауза
  2. Творческая практическая работа.

Придумать и написать неалфавитный (символьный) шрифт.

На основе латинского алфавита  рубленного шрифта выполнить русский алфавит (работа по образцу)

III. Подведение итогов урока.

  1. Рефлексия.
  2. Подведение итогов урока.
  • Выставка работ.
  • Уборка рабочего места.

Урок 2

Декоративный шрифт. Рукописные и каллиграфические шрифты.

Цель урока:

  • сформировать умения использовать приемы и средства композиции для построения декоративного шрифта;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к миру.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

  1. Закрепление ранее изученного материала.

На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «шрифт», а также с историей возникновения и развития шрифта.

-Что такое шрифт? (Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания).

- Как называется картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей? (пиктограмма).

-Вспомните классификацию шрифтов по группам (антиквенные шрифты, гротески или рубленые шрифты.и т.д.)

  1. Изучение нового материала.
  1. Теоретическая часть.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним  шрифтом – декоративным.  

Слайд 13.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.

Слайд 14,15.

Акцидентные и декоративные шрифты. К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

Слайд 16

Рукописные и каллиграфические шрифты.

К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).

  1. Физкультпауза
  2. Творческая практическая работа.

Придумать свой вид декоративного шрифта.

Выполнить копию одного из видов рукописных шрифтов (работа по образцу)

  1. Заключительная часть.
  1. Рефлексия.
  2. Подведение итогов урока.
  • Выставка работ.
  • Уборка рабочего места.

Урок 3

Шрифтовая композиция.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне;
  • развивать творческое отношение к выполнению задания;
  • воспитание познавательного интереса к искусству шрифта.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

  1. Закрепление ранее изученного материала.

-С какими видами шрифта мы познакомились на прошлом уроке? (декоративный шрифт, рукописные и каллиграфические шрифты).

-Как делятся рукописные шрифты? (в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.)

  1. Изучение нового материала.
  1. Теоретическая часть.

«Шрифтовая композиция»  —  это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название "каллиграмма". Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

Их еще называют графическими стихами. Для тех, кто не знает – будет полезно дать определение. Каллиграммы – это стихотворения, образующие графические рисунки. Правда, в современном мире каллиграммами называют не только стихотворения, но и любую прозу, слова или словосочетания, образующие рисунки.

Слайд  17,18

Какие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

  1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
  2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.
  3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
  4. Равновесие – ощущение симметричности.
  5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.
  6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
  7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
  8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

  1. Физкультпауза
  2. Творческая практическая работа.

Слайд 21, 22, 23

Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

Слайд 19,20

Создать шрифтовую композицию.

  1. Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.
  2. Текст выдержан в одном стиле.
  3. Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Оттенить буквы.
  2. Применить закругленные или прямые подсечки.
  3. Обвести буквы по контуру.
  4. Применить полые буквы.
  5. Написать буквы только с помощью объемной тени и т.д.

  1. Заключительная часть.
  1. Рефлексия.
  2. Подведение итогов урока.
  • Выставка работ.
  • Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс

Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать худ...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Разработка урока по изобразительному искусству. Тема: "Русская народная вышивка" 5 класс.

Представлена разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка".  (По программе Б.М.Неменского)....