Разработка урока по изобразительному искусству. Тема: "Русская народная вышивка" 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Блохина Ирина Владимировна

Представлена разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка".  (По программе Б.М.Неменского).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_vyshivka.docx91.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Русская народная вышивка»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Класс: 5

Программа: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.

Цель урока: формировать у обучающихся представление об особенностях образного языка русской народной вышивки, разнообразии трактовки традиционных образов; способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

Задачи:

образовательные: дать представление о роли языка орнамента на материале русской народной вышивки; осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества;

развивающие: развивать умение анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки; формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся.

воспитательные: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества; воспитание бережного отношения к предметам старины; развитие потребности в общении с произведениями декоративно-прикладного  искусства.

Планируемый результат: обучающиеся должны:

- знать и понимать специфику образного языка народной вышивки, определять основные мотивы вышивки (растительные, геометрические, зооморфные);

- самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с декором элементов русской избы и декором предметов народного  быта; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

- приобрести опыт выполнения творческой работы (эскиз украшения полотенца вышивкой) на основе народных традиций.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оснащение:

зрительный ряд: 

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов и знаков-символов;
  2. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;
  3. Вышитые полотенца, салфетки.

оборудование: учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», презентация «Русская народная вышивка », интерактивная доска, компьютер.

музыкальный ряд: народные песни и мелодии .

материалы: альбом, лист в клетку, фломастеры, цветной картон или цветная бумага, клей, ножницы.

Оборудование для учащихся: учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», лист в клетку, фломастеры, цветной картон или цветная бумага, клей, ножницы

Оборудование для учителя: учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», презентация «Русская народная вышивка.

 

Учитель изобразительного искусства:

- У вас на столах лежат цветные карточки. Прочитайте и завершите предложения.

Сегодня на уроке меня удивило…

Сегодня на уроке я почувствовал…

Сегодня на уроке я понял…

Самым интересным на уроке было для меня...

( На цветных карточках нахимовцы завершают предложения, тем самым высказывая свое отношение к уроку, и вслух по желанию зачитывают свои мысли).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

время

1. Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

1 мин

2. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества.

О чем мы говорив в этой четверти?

Посмотрите на произведения, скажите, кто изображен на них?

Стежок к стежку, игла рисует 
Сложнейший колорит шитья. 
И вышивальщица рискует 
Уйти за грани бытия... 
Но нити крепко держат сердце, 
Гармонии рождая лад, 
И как сиреневое скерцо 
Те нити радостно звучат.
                Раиса Наумова

1.2 Определение темы урока.

Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Русская народная вышивка»

1.3 Целеполагание

Работа с учебником.

Прочитайте первый абзац стр.42

Почему, изучая русское искусство, мы говорим о вышивке?

Что украшали вышивкой?

Как вы думаете для чего нужна вышивка?

Что изображали мастерицы?

Рассмотрите иллюстрации на страницах 43-46.

Как вы думаете вы правильно ответили?

Мастерицы изображали элементы реалистично или стилизовано, упрощенно?

Как вы думаете, что мы сегодня должны сделать?

Что мы должны узнать?

Цель (по деятельности): научиться выполнять эскиз вышивки

Цель (по содержанию): познакомиться с различными мотивами русской вышивки

О декоративно-прикладном искусстве России.

Женщины, которые вышивают.

Высказывают свои предположения.

Читают выдержки из учебника

Читают выдержки из учебника

Для украшения, оберег.

Листья, цветы, птиц, деревья.

Да.

Ответы детей

Создать эскиз вышивки

Как стилизовать мотивы вышивки.

Какие бывают вышивки.

Познавательные, общеучебные, коммуникативные.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

2 мин

5 мин

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Перед вами фломастеры и лист в клетку.

Как вы думаете какие стежки использовали мастерицы в работе? (вперед иголку, назад иголку, крест)

Какой мотив видим на слайде?

Что обозначает древо жизни?

Какой мотив перед вами?

Что обозначает птица?

Какой мотив видим на слайде?

Что они могут обозначать?

Какой мотив перед вами?

Что обозначало солнце?

Действительно ли изображения схематичны?

Где мы встречали похожие изображения?

Какие схематичные изображения вы знаете?

Посмотрите на детские работы.

Какой цвет преобладает и почему?

Можно определить, кого изобразили на эскизах?

Каким способом нарисовано изображение?

Различные

Цветок, дерево

Род, семью

Птица

Весну, молодость

Животных, лошадь, лев

Силу, мощь

Солнце, геометрический узор

Силу, плодородие.

Да (ответы детей)

В украшении домов, посуды

Земля, вода, плодородные земли

Красный, красный-прекрасный

Да, олени, птица

Клеточками

Регулятивные планирования.

3 мин

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы нарисовать симметричную работу?

Как без линейки найти середину листа?

Для чего нам нужна середина?

Как начать работу над единичным крупным объектом? С крупных или мелких деталей?

Найти середину листа, ось симметрии

Сложить его пополам.

От оси симметрии рисунок расположен с двух сторон одинаково

С крупных, мелкие детали дополнить потом

Коммуникативные, регулятивные коррекции

2 мин

5. Этап реализации построенного проекта

Составим алгоритм

Как расположим лист?

С чего начнем рисунок?

1. горизонтально расположить лист

2. продумать композицию

3. обозначить линию земли или воды

4.закомпонавать изображение (если необходимо найти ось симметрии)

5. выполнить изображение (заштриховать клеточки)

6. выполнить «небо», солнце (по желанию)

7.наклеить работу на цветной фон

8. выполнить ажурный подзор (по желанию)

3 мин

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Алгоритм появляется на доске

Ребята проверяют правильность алгоритма

1 мин

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель доброжелательно дает советы учащимся при выполнении работы

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

20 мин

8. Этап включения в систему знаний и повторений

Какова тема сегодняшнего урока?

Какие цели стояли перед нами?

Вспомните какие мотивы используются в вышивках? Слайды

Ответы детей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

2 мин

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1 Самооценка (оцените свою работу по критериям)

1балл-Изображение земли

1 балл-Стилизованное изображение элементов

1 балл-Компоновка

1 балл- Аккуратность

1 балл- Наличие цветного фона (Законченность работы)

9.2 Оцените урок. Поднимите смайлики: Улыбка – интересно, много нового, все получилось

Грусть – не интересно, ничего нового, трудно или лень

9.3 Продолжите предложение:

Я знаю…

Мне понравилось …

Я умею …

9.4 Домашнее задание

Всем – Учебник, прочитать стр. 42-46

По желанию - по эскизу выполнить вышивку на вафельном полотенце.

9.5 Уборка рабочего места

Оценивают свою работу

Оценивают урок

Ответы детей

Записывают в дневник

Убирают рабочее место

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя

1 мин

2.

3.

Актуализация опорныхзнаний

Мотивация учебной деятельности

- В этом году мы изучаем тему «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Что означает декоративно-прикладное искусство?

- Для чего наши предки украшали свои дома и вещи? Какую роль играет декор в народном  искусстве?

- Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

- Посмотрите на представленные на доске иллюстрации. Чем на протяжении многих столетий женщины украшали свою одежду?

А теперь послушайте отрывок из народной песни:

« И в дорогу далекую ты меня на заре провожала, И рушник вышиваный на счастье, на долю дала. О каком «вышиваном рушнике» идет речь?

- Попробуйте определить  тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Русская народная вышивка»

Определение целей урока ( по предложенным глаголам:

1.выяснить. 2.узнать. 3.применить).

Участвуют в беседе и целеполагании.

- Искусство украшать жизнь.

- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, декор имел и символическое значение, выступал в качестве защиты, оберега.

- Вышивкой.

- О полотенце

- «Русская народная вышивка».

1.Выяснить назначение рушников-полотенец и  их роли в народной жизни.

2.Узнать, какими узорами они украшались.

3.Применить полученные знания в творческой работе.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

3 мин

4.

Первичное усвоение знаний

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки. Под присмотром матери они постигали секреты вышивки и начинали готовить себе приданое к свадьбе, в т.ч и полотенца. А их по названию и назначению было огромное разнообразие (более 100).

- Предлагаю вам игру. Я буду показывать название полотенца, а вы попробуйте  определить его назначение.

 1. рукотер

2. заветное

3. божница

4. поколенное

5. рукобитное

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни. Ребёнок рождался - его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой и непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были особые полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь  птицы символизировали счастье. И в последний путь человека тоже провожали полотенца, на них опускали в могилу.

- Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

- Как называется узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов? (Слайд 11).

(Слайд 12) 

Участвуют в игре.

1.Полотенце для вытирания рук.

2.Полотенце, которое вышивали по завету, т.е по обещанию.

3. Полотенце, украшавшее иконы в красном углу.

4.Полотенце, передаваемое по наследству, обычно свадебное.

5. участвующее в свадебном обряде

Отмечают повторяющийся узор.

- Орнамент.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные:знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

5 мин

5.

Первичная проверка понимания

- Сейчас мы совершим небольшую экскурсию по выставке полотенец и узнаем их секреты (стр.44-45 уч.)

Что изображено на полотенцах «Встреча весны» и «Солнцеворот»?

- Давайте сравним еще несколько вышивок (стр.46-47). Что общего в этих вышивках?

- Символичен был и цвет. Сравните все полотенца. Какие цвета использовались чаще всего? Найдите в тексте, что символизирует белый и красный цвет? (стр.47)

- С начальных классов вам знакомо понятие «симметрия». Что оно означает?

- Посмотрите на полотенце «Древо жизни» и «Барсы» (стр.48). Есть ли здесь симметрия?

Работа с учебником.

Ответы детей.

- Общее – дивные сказочные птицы. Они декоративны и это тоже символ тепла и солнца.

- Белый и красный.

- Красный цвет – символ жизни, красоты, силы; 

белый – символ света, чистоты;

чёрный – символ плодородия, земли.

Ответы.

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

5

мин

5.

Первичное закрепление.

Повторить технику безопасности  при работе с ножницами и клеем.

- Что надо сделать, чтобы нарисовать симметричную работу?

- Как без линейки найти середину листа?

- Для чего нам нужна середина?

- Как начать работу над единичным крупным объектом?

-  С крупных или мелких деталей?

- Составим алгоритм работы.

- Как расположим лист?

- С чего начнем рисунок?

Алгоритм появляется на доске.

- Найти середину листа, ось симметрии.

- Сложить его пополам.

 - От оси симметрии рисунок расположен с двух сторон одинаково. - С крупных, мелкие детали дополнить потом.

Составляют алгоритм:

1. продумать композицию. 2.закомпоновать изображение (ось симметрии). 3. выполнить изображение (заштриховать клеточки).4.наклеить работу на цветной фон.5. выполнить ажурный подзор (по желанию)

Ребята проверяют правильность алгоритма.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

5 мин

6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по плану.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Разбирается задание (стр.49 уч.).

Выполняют практическое задание.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

20 мин

7.

Контроль усвоения

Коллективное обсуждение  работ.                           4. Подведение итогов работ.

- Работа выполнена. Ваше полотенце займёт достойное место в мини-выставке.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Защита работы.

Самооценка деятельности.

Ответы детей.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

3 мин

7

Рефлексия

Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему участию в учебной работе (Слайд 29):

Землю солнце красит, а человека труд.

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

Самое дорогое то, что сделано своим трудом.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Ответы детей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

2 мин

8.

 Домашнее задание:

 прочитать в учебнике стр. 42-46

 

Записывают в дневник.

Уборка рабочего места

1 мин


2.4 Технологическая карта урока.

Урок «Образы защитников Отечества в музыке и изобразительном искусстве».

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Форма урока

Комбинированный, интегрированный

Цель

Понять, какой общей  идеей обьединены образы защитников  в музыке, изобразительном искусстве и кинематографе

Задачи

Деятельностная: на материале темы урока научить обучающихся обобщать и структурировать знания в области музыки и изобразительного искусства, развивать умение перехода от частного знания (о картине, музыкальном произведении) к общему, обобщенному.

Содержательная: развивать умение анализировать различные виды искусств; понимать разные средства художественной выразительности в создании героических образов; закрепить понятия: художественный образ, кантата, симфония, симфонический оркестр; воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному на примере произведений А. Бородина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Васнецова, П. Корина, А. Дейнеки, С. Эйзенштейна;

Результаты освоения предмета:

  1. Личностные

-Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знание основ культурного наследия России;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации  к обучению и познанию;

-эстетические потребности, ценности и чувства как результат освоения художественного наследия России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера

  1. Метапредметные

-Умения определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решение и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

  1. Предметные

-сформированность основ музыкальной и художественной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования;

-овладение основами музыкальными и изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать  произведения искусства во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, выразительность, изобразительность

Характеристика деятельности учащихся

сравнивать  произведения музыкального и художественного развития, выявляя сходства и различия тем, средств выразительности образов в произведениях разных форм и жанров, представлять самостоятельно подготовленные материалы, учиться сопереживать предлагаемым художественным образам, осмысливать  и применять терминологию разных видов искусства,  исполнять вокальные произведения.

Оборудование

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация, фортепиано. «словарь эмоций», рабочая карта урока.

Репродукции произведений изобразительного искусства:

В. Васнецов «Богатыри», П. Корин «Александр Невский» (триптих),  А. Дейнека

« Оборона Севастополя».

Музыкальный материал: фрагмент песни «От героев былых времен из к/ф «Офицеры», “Богатырская симфония” А. П.Бородина,  кантата     «Александр  Невский» С.С. Прокофьева, симфония «Ленинградская» Д.Шостаковича.

Киноматериал: фрагмент художественного фильма Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна.


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1

2

3

4

5

6

Организационный

Построение личного состава, проверка готовности к уроку. Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.

 

Приветствуют учителей.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения

Сформированность основ музыкальной и художественной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры

Этап целеполагания и создания мотивации к учебной деятельности учащихся.

Учитель музыки:

- Наш урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента песни «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры». (Во время прослушивания начинается показ слайда с поочередно появляющимися изображениями героев: И. Муромца,  А. Невского,  А. Суворова, П. Нахимова,  В. Чапаева, И. Сусанина, героев ВОВ и героев-современников).

- Что общего между этим музыкальным и художественными портретами?

- Как можно сформулировать тему нашего урока?

Учитель музыки:

- Тема нашего урока «Образы Защитников Отечества в музыке и изобразительном искусстве» Учитель музыки:

- Эпиграфом урока могут служить слова: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…». К нему мы будем обращаться в течение всего урока.

Цель нашего урока: понять, какой общей идеей обьединены образы защитников Отечества отражена в музыке, изобразительном искусстве и кинематографе?

Давайте вместе определим задачи для достижения поставленной цели:

- вспомнить изученные ранее произведения изобразительного искусства и музыки.

- познакомиться с новыми произведениями и их авторами.

- найти взаимосвязи между музыкальными и художественными произведениями.

- сделать выводы.

Учитель музыки:

- Из уроков истории мы знаем, что с древних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить русский народ. Именно в те далекие времена в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

Отвечают на вопросы учителя, учащиеся предлагают варианты темы урока и записывают в рабочую карту: «Образы защитников Отечества в музыке и изобразительном искусстве».

Формулируют цель урока. Выбирают действия в соответствии с поставленными задачами; самостоятельно предлагают  учебные задачи на основе развития познавательных мотивов.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности. Имеют мотивацию к учебной деятельности, испытывают чувства сопричастности к истории своей Родины и народа

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, размышляют, рассуждают и делают выводы

Сформированность основ музыкальной и художественной культуры учащегося как неотъемлемой части его общей духовной культуры

Актуализация знаний

Учитель музыки:

- Назовите известных вам героев - защитников Отечества?

- Что же включает в себя понятие «художественный образ»? Обратимся к словарю. (Раздать учащимся три определения из разных источников).

1. Художественный образ – это форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. (Национальная философская энциклопедия).

2. Это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженные языком искусства. (Учебник «Искусство» 8-9 классы).

3. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов. (Википедия).

Учащиеся работают с дидактическим материалом,   отвечают на вопросы учителя. Выбирают и зачитывают значение, которое более им понятно

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Смысловое чтение текстов из различных источников. Умения определять понятия, обобщать, самостоятельно выбрать нужный ответ

Овладение понятием «художественный образ»

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель изобразительного искусства:

- Мы пригласили на свой урок младших сотрудников «музея русского искусства (нахимовцы класса), которые нам сегодня будут помогать.

 Учитель музыки:

- Однажды русский композитор Александр Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна Виктора Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.

Но мы не просто будем слушать, а как всегда анализировать.

Учитель изобразительного искусства:

-Сейчас мы поговорим с вами  о картине знаменитого советского живописца Павла Корина. Художник в своих воспоминаниях писал: «Я хотел передать характер русского человека, воплотить дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации…»

- Как вы думаете, о какой картине идет речь?

Учитель изобразительного искусства:

-Вспомните, как называется картина, состоящая из 3 частей и объединенная общим замыслом?

Это произведение Корин написал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43 годах. Триптих  был заказан художнику, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. «Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток и был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны он обратился  к образу великого воителя Древней Руси.

-А теперь я передаю слово следующему выступающему нахимовцу.

Учитель музыки:

- Давайте вспомним, какую форму имеет картина? (ответы учащихся).

Правильно, триптих, т.е. 3 части. Музыкальное произведение имеет тоже форму. Давайте прослушаем музыку и определим форму музыкального произведения. - Как вы думаете, что прозвучало? Какова  музыкальная форма произведения?

-А теперь давайте охарактеризуем музыку. Для этого обратимся к словарю настроений (словарь эмоций). Ваша задача найти и выписать в рабочую карту урока 3 слова-характеристики.

-Фрагмент из кантаты мы с вами прослушали, а какое выдающееся произведение советского искусства, посвященное той же теме и носящее то же название («Александр Невский») вы знаете?

Песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой музыки: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым.

Учитель изобразительного искусства:

- Следующий образ защитников Отечества прекрасно передан в картине «Оборо́на Севасто́поля» - одной из самых сильных картин  в творчестве  советского живописца Александра Дейнеки и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. А. Дейнека впоследствии напишет: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Для анализа картины я передаю слово следующему  сотруднику «музея русского искусства».

Учитель музыки:

- Как вы думаете, соответствует ли композиция  картины звучащему произведению? Почему?  

- Какое произведение вы услышали, кто его автор?

- А что говорили немцы про это произведение?

Учитель музыки:

- Вы правы. А теперь давайте соотнесем содержание музыкальных и художественных произведений, о которых говорили на уроке, с известными вам историческими событиями.

Учитель изобразительного искусства:

-Давайте вспомним, как звучит эпиграф нашего урока? «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

- На основании анализа картин, прослушивания музыки и выводов нашего урока, подумайте, какой смысл вложен в эти слова

Выступление первого нахимовца по самостоятельно подготовленному материалу по картине В. Васнецова «Богатыри».

Слушают и анализируют фрагмент «Богатырской» симфонии А.П.Бородина, отвечают на вопросы. Работают в парах  с рабочей картой и оценивают друг друга, выполняют задание №1.( Записывают в таблицу слова, которые раскрывают образ защитника Родины в этих двух произведениях).

Ответы учащихся. При затруднении в ответах на слайде поочередно появляются подсказки:

1.1942-1943 гг.  Холст, масло. Третьяковская галерея. Москва.

2. Показать триптих.

3. Название триптиха «Александр Невский»).

Выступление второго нахимовца по картине  П. Корина «Александр Невский». Отвечают на вопросы. Слушают и анализируют хор «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева), определяют форму музыкального произведения. Выполняют задание №2. Работают  со словарем эмоций.( Выбирают и записывают в тетрадь 3 слова-характеристики, соответствующие прослушанному фрагменту.

На слайде сначала появляется фотопортрет С. Прокофьева как подсказка. Если возникает затруднение с ответом, появляется фото Сергея Эйзенштейна на съемках фильма «Александр Невский». Учащиеся вспоминают, а кто-то впервые узнает о художественном фильме и известного режиссера).

(Звучит «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!», учащиеся определяют эту песню).

Выступление третьего нахимовца по картине А.Дейнеки «Оборона Севастополя». Отвечают на вопросы. Слушают фрагмент Седьмой симфонии Шостаковича. Выполняют задания №3(Соотнеcти содержание музыкальных и художественных произведений с известными вам историческими событиями в рабочей карте урока).

Ответы учащихся

Чувство гордости за свою Родину и историю России, знание культуры своего народа; осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебя с историей, культурой. Судьбой твоего народа

Умение обобщать, устанавливать аналогии, размышлять, рассуждать и делать выводы, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Принимают решения и осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Овладение основами музыкальной и изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать произведения искусства со специальной терминологией: кантата, триптих, трехчастная форма, выразительность, изобразительность, контраст

Закрепление изученного материала, подведение итогов урока:

Учитель изобразительного искусства:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.   Какие выводы из материала сегодняшнего урока вы можете сделать? Мы с Еленой Викторовной тоже сделали выводы. Посмотрите на экран. Наши и ваши выводы совпали?

Выводы:

1. Музыка и живопись разными путями, разными средствами художественной выразительности изобразили образы защитников Отечества.

2. Независимо друг от друга композиторы и художники воплощали эти образы через картины и музыку.

3. Мы не случайно в своём восприятии объединяем образы этих произведений, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Как итог урока показывается фрагмент фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Учитель музыки:

- Обобщите, пожалуйста, ваши ответы и поставьте в рабочей карте урока себе отметку за работу.

С экрана доски нахимовцы зачитывают выводы урока, выражают свое мнение.

Внимательно смотрят и слушают

Работают с рабочей картой

Испытывают чувство гордости за свою Родину и историю России, демонстрируют эмоциональное восприятие произведений искусства, высказывают свое отношение.

Сформированность потребности в общении с искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли искусства в жизни отдельного человека и общества

Раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и композиторов;

создать условия для формирования у учащихся представлений о роли художественных и музыкальных произведений в создании исторической памяти народа и народном самосознании

Рефлексия

Учитель ИЗО:

- У вас на столах лежат цветные карточки. Прочитайте и завершите предложения.

На цветных карточках нахимовцы завершают предложения, тем самым высказывая свое отношение к уроку и вслух по желанию зачитывают свои мысли.

Вокально-хоровая работа. Все присутствующие исполняют песню «День Победы»

Проявляют любознательность и интерес к изучению произведений искусства, нравственно-этически оценивают усваиваемое содержание

Формулируют и удерживают учебную задачу

Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищают результаты и уровни усвоения


2.5 Список информационных ресурсов для обучающихся

1. http : //www.artsait.ru

2. Виртуальный музей искусств.- Режим доступа: http : //www.museum-online.ru

3.http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html

4. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-dejneka-oborona-sevastopolya/

5. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pavla-korina-aleksandr-nevskij/

2.6        Список информационных ресурсов для преподавателей

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Программа «Музыка». 5-7 классы»». М.: «Просвещение», 2014

2.  Основная программа основного общего образования Нахимовского военно-морского училища.

3.  Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского. 5 – 9 классы: М. :Просвещение, 2014

4. http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html

5. muzofond.org›search/богатырская симфония

6. muzofond.org›search/вставайте люди русские

7. muzofond.org›search/ленинградская симфония

8. Виртуальный музей искусств. Режим доступа: http : //www.museum-online.ru

9. Вставайте, люди русские! youtube.com

10. Словарь терминов искусства.  Режим доступа: http : //www.artdic.ru / index.htm


  1. Заключение

Урок «Образы защитников Отечества в музыке и изобразительном искусстве», являясь уроком общеметодологической направленности, позволяет обобщить в интегрированном виде смежные знания обучающихся по музыке и изобразительному искусству и решать важную в современном образовании задачу патриотического воспитания. Представленный урок дает возможность обогатить опыт эмоционального переживания наших воспитанников в совместной деятельности. Использование метода эмоциональной драматургии способствует актуализации музыкального и художественного опыта обучающихся.

Для формирования УУД используются приемы нравственно-эстетического оценивания усвояемого содержания, приемы поиска и выделения необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств.  Эффективно формируется коммуникативное умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью.

На уроке применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: разъяснение, создание ситуации успеха, анализ и интерпретация произведений искусства, хоровое пение.

Представленный в методической разработке урок был проведен как открытый в училище и как конкурсный урок в номинации «Лучший урок в предметной области «Искусство»» среди учителей Петроградского района г. Санкт-Петербурга.


  1. Список литературы
  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г., №1493.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897)
  3. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. М.: Просвещение, 2003.
  4. Музей. Каталоги собраний музеев. Т1-5, М.: Советский художник, 1986г.
  5. Серия: Жизнь в Искусстве. Т1-12, М.: Искусство, 1985-90гг.
  6. Альбомы репродукций
  7. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней. – М., 2002.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М., 2011.
  9. Булучевский Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 2007.
  10. Кленов А. С., Я познаю мир: детская энциклопедия / А. С. Кленов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2005.
  11. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512362

Приложение 1.

Словарь эмоций

  1. Радостно (празднично, приподнято, звонко, блестяще, бодро, ослепительно)
  2. Торжественно (величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, ликующе, восторженно)
  3. Энергично (мужественно, решительно, смело, гордо, уверенно, настойчиво, отважно)
  4. Сосредоточенно (сдержанно, степенно, размеренно, солидно, серьезно, строго, чинно)
  5. Властно (сурово, твердо, деспотично, повелительно, могущественно, неоспоримо)
  6. Широко (наполнено, объемно, бесконечно, беспредельно, размашисто, весомо)
  7. Монументально (тяжело, массивно, насыщенно, могуче, громоздко, мощно)
  8. Поэтично (возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задушевно, проникновенно, чутко, трепетно, чарующе, вдохновенно, лирично)
  9. Нежно (ласково, любовно, мягко, доверчиво, мило, радушно, любезно)
  10. Спокойно (безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно, невозмутимо, покорно, беззаботно, простодушно)
  11. Мудро (благостно, милосердно, смиренно, умильно, непогрешимо, праведно)
  12. Сонливо (лениво, изможденно, безвольно, расслаблено, вяло)
  13. Взволнованно (тревожно, лихорадочно, обеспокоенно, с отчаянием, сметенно)
  14. Элегантно (ажурно, утонченно, грациозно, изысканно, искусно, обворожительно)

Приложение 2

Рабочая карта урока

«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…».

  • Художественный образ – это ________________________________

_______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1.  (Работа с рабочей картой урока, время выполнения 3 минуты). Записать в таблицу слова, которые раскрывают образ защитника Родины в «Богатырской симфонии» и в картине В. Васнецова «Богатыри».

Симфония №2 «Богатырская»

Картина «Богатыри»

1.Интонация, мелодия, (что?.............) придает музыке уверенность и мощь.

1. Колорит картины, гармония (чего?.............) усиливает настроение торжественности и боевой тревоги.

2.Минорный лад придает (чему?……) суровость и сдержанность.

2. Мало контраста, близкие по цвету, краски придают (чему?...............) могучий характер  и суровость.

Ответы: музыка, картина, цвет, ритм.

Работа в парах. Проверьте  и оцените друг  друга.

Критерии оценки: без ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3».

ЗАДАНИЕ 2. Выписать из словаря эмоций слова-характеристики прослушанной музыки ____________________________________________

ЗАДАНИЕ: 3 Соотнеcти содержание музыкальных и художественных произведений с известными вам историческими событиями. (Выполняют задание  таблицы в рабочей карте урока).

Художественное произведение

Музыкальное произведение

Историческое событие

1.В. Васнецов «Богатыри»

1. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

1. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

2.А. Дейнека «Оборона Севастополя»

2. А. Бородин Симфония «Богатырская»

2. Ледовое побоище (1242 г.)

3.П. Корин «Александр Невский»

3. Д. Шостакович Седьмая симфония «Ленинградская»

3. Междоусобные войны(12-15 вв.)

Ответы: №1: 1,2,3

№2: 2,3,1

№3: 3,1,2

Критерии оценки: без ошибок – 5, одна ошибка – 4, две – 3.

Моя оценка _______________________  Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...

Разработка урока по изобразительному искусству В 5 классе Тема: «Русский народный костюм» Учитель : Сайганова И.А.

Тип урока. Комбинированный - урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков. Урок предусматривает изучение нового материала, совершенствов...

Разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса "Русский народный орнамент"

Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они достав­ляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, но...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...